РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методические рекомендации к организации контроля знаний и умений учащихся на уроках географии

Методические рекомендации к организации контроля знаний и умений учащихся на уроках географии

Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.

Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой по географии. Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле. В-третьих эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

Если перечисленные цели контроля знаний и умений учащихся реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:

  • Контролирующую
  • Диагностическую
  • Прогностическую
  • Развивающую
  • Ориентирующую
  • Воспитывающую

В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Знание и понимание функций контроля помогает учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта.

В зависимости от выполняемой функции определяются формы контроля. Они многочисленны и разнообразны, разнообразны и виды деятельности при выполнении контрольных заданий.

Устная проверка.

Устная проверка организуется по-разному, в зависимости от ее цели и от содержания проверяемого материала. Среди целевых установок проверки можно выделить следующие: проверить выполнение домашнего задания, выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний. В зависимости от содержания она проводится по материалу предшествующего урока или по отдельным разделам и темам курса.

Методика устной проверки включает в себя две основные части:

а) составление проверочных вопросов и их задавание
б) ответ учащихся на поставленные вопросы

Составление проверочных вопросов и заданий - важный элемент устной проверки. Качество вопросов определяется их содержанием, характером выполняемых учащимися при ответе на вопросы умственных действий, а также словесной формулировкой.

При составлении вопросов всегда исходят из того, что проверять следует те знания, которые являются основными в данном курсе или относительно трудно усваиваются учащимися или которые необходимы для успешного усвоения дальнейших разделов и тем курса. На подбор вопросов оказывает влияние вид проверки: для уточнения содержания вопросов для текущей проверки необходим анализ связей изучаемого материала с ранее пройденным, а для тематической и итоговой проверки - выделение ведущих знаний и способов оперирования ими. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.

Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос.

Поэтому среди проверочных заданий выделяют вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности.

Качество устной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов, которые предлагаются, во первых каждый вопрос должен быть целенаправленным и логически завершенным, а во вторых должен быть предельно сжатым, лаконичным и точным.

Второй составной частью устной проверки является ответ учащегося на вопросы.

В дидактической литературе выделяются два условия качественного выявления знаний ученика:

  1. Ученику никто не мешает (учитель и класс комментируют ответ потом).
  2. Создается обстановка, которая обеспечивает наилучшую работу его интеллектуальных сил.

Прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону. При оценке ответа ученика обращают внимание на правильность и полноту ответа, последовательность изложения, качество речи.

Приемы устной проверки используются на различных этапах урока. Выбор тех или иных приемов во многом предопределяется целью и логикой урока.

Вторым широко применяемым методом контроля в обучении географии является письменная проверка.
Этот метод имеет свои качественные особенности: большая объективность по сравнению с устной проверкой, охват нужного числа проверяемых, экономия времени.

Применение письменных работ используется для:

  1. Проверки знания теоретического материала
  2. Умения применять его к решению задач
  3. Контроля сформированных навыков

В методике письменных работ выделяют четыре основных этапа, которым надо уделять внимание, это подготовка, организация, проведение, анализ результатов.

При подготовке нужно: вычленить цель проверки, отобрать содержание объектов проверки, составить проверочные задания.

Большую помощь при этом оказывают учебно-методические пособия “Книга для учителя”, “Дидактические материалы”, образцы проверочных работ в журнале “География в школе”.

При организации проверочной работы учащимся сообщается –как ее выполнять, какие задания им предназначены, как озаглавить работу, как оформить решение, время выполнения работы. При этом следить за самостоятельностью выполнения работы каждым учеником.

Виды письменных работ:

Географический диктант – форма письменного контроля, которая представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ регламентировано и поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления ответов.

Именно краткость ответов отличает его от остальных форм контроля, но с его помощью можно проверить ограниченную область знаний учащихся, не позволяет проверить умения, которыми овладели учащиеся при изучении той или иной темы.

Таким, образом, быстрота проведения географического диктанта является его достоинством, а недостаток состоит в том, что он ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля снимает часть нагрузки с остальных форм, но может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.

Самостоятельная работа – вид контроля, при котором учащимся предлагается некоторое количество вопросов, на которые они должны дать обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, задачи, на проверку умений по определенным темам, конкретные ситуации, сформулированные с целью проверить умения учащихся распознавать природные явления, а так же задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующие научным фактам и понятиям. В самостоятельной работе могут быть, охвачены все виды деятельности кроме создания понятий, т.к. это потребует большого количества времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Понятно, что такая форма контроля потребует больше времени, поэтому количество вопросов может быть от 2 – 3 , а иногда и из одного задания, вопроса.

Контрольная работа – наиболее распространенная форма контроля в школьной практике. Традиционно она проводится с целью определения конечного результата в обучении, умению применять знания для решения поставленных задач определенного типа по данной теме или разделу. Содержание контрольных работ составляют задания как текстовые, так и экспериментальные, Составленная таким образом контрольная работа позволяет проверить довольно узкий круг знаний и умений учащихся, но поможет проверить различные умения по применению географических знаний при решении экспериментальных задач.

Сегодня необходимо в контрольную работу включать задания различных типов, что позволяет проводить дифференцированное обучение учащихся. Количество вариантов в контрольной работе является спорным вопросом, но чтобы обеспечить самостоятельность выполнения заданий необходимо использовать большее количество вариантов заданий. Увеличение числа вариантов ведет к увеличению количества времени, требуемого для проверки работы учителем, а также появлению трудности, связанной с составлением большего числа вариантов одинаковой сложности. С другой стороны такое недоверие к ученикам мне кажется необоснованным, т.к. списывать их заставляет не лень или нечестность, а неуверенность в своих силах. Поэтому увеличивать самостоятельность при выполнении контрольной работы следует не увеличением числа вариантов, а улучшением подготовки учащихся к ней.

Вот несколько принципов, которые необходимо соблюдать при составлении заданий контрольной работы:

  • Задачи, составляющие работу, могут быть разными по сложности, это позволит учителю проверить, насколько полно учащиеся усвоили изучаемые знания.
  • В состав работы входят задания не только расчетные, но и качественные, требующие, например, графического описания процессов или анализа географических знаний в конкретной ситуации.

Практическая работа - это достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в определенной ситуации, сообразительности. Она активизирует познавательную деятельность учащихся, но так как этот вид работы может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как географические диктанты или тестирование. Такая комбинация может достаточно полно охватить знания и умения учащихся при минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний.

Итак, рассмотрены две основные формы контроля: устный ответ и письменная работа. Каждая из них, имея определенные положительные стороны, обладает и целым рядом существенных недостатков. Так, устный опрос является выборочной формой контроля знаний отдельных учащихся, отнимающий значительный объем драгоценного времени от урока.

Письменная работа чрезвычайно трудоемка и не оперативна. Зачастую учитель, не успев справиться с проверкой работ учащихся, начинает следующий урок без информации о том, какие разделы предыдущего учебного материала не были усвоены учащимися в достаточной степени. К тому же оба эти метода не избавлены от негативных проявлений, связанных с необъективной оценкой знаний.

Отсутствие трудоемкой проверки письменных работ позволяет учителю в системе проводить текущий контроль знаний и умений учащихся в форме тестовых заданий, сочетая их с другими видами проверки.
Использование тестов разного уровня является эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучению предмета. Кроме того, система тестовых заданий имеет и еще одно достоинство, так как позволяет избавиться от психологических проблем, связанных с проецируемой на ученика истинной или мнимой необъективностью учителя.

Успешность применения методов тестирования зависит в основном от нескольких факторов.

  • Во-первых, это обучение учащихся методике работы с тестовыми заданиями, формируя умения анализировать содержание каждого варианта ответа, выявлять в них неточность или ошибку.
  • Во-вторых, тестовые задания должны быть много вариативными, чтобы исключить возможность подсказки и списывания.
  • В-третьих, отсутствие доступа посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах.
  • В-четвертых, это качество тестовых заданий, в которых не должно быть некорректных формулировок и ошибок.

В настоящее время создаются и распространяются такие средства контроля, которые не требуют больших затрат времени на подготовку, проведение и обработку результатов. Среди них выделяют компьютерную технику. Компьютер позволяет оперативно проверять и корректировать знания всех учащихся на каждом уроке, повысить объективность оценки.

Компьютер не только фиксирует ошибку, но и точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обусловившую ее появление. Он существенно расширяет возможности представления контрольных заданий: кроме текста можно использовать графику, иллюстрации, фотографии и элементы мультипликации, что позволяет задействовать разнообразные типы познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуально – типических различий.

На сегодняшний день наиболее разработанными являются вопросы создания и использования компьютерных программ, предназначенных для проведения констатирующего (итогового) контроля. В качестве метода его осуществления определено тестирование.

При индивидуальной форме работы компьютер анализирует решение, вводимое каждым учеником, и реагирует только на решение данного учащегося.

При групповой форме организации контроля несколько учащихся работают за одним компьютером. Наиболее оптимальное количество учащихся в группе 4 – 5 человек, так показывает практика. Ученики принимают общее решение и вводят его в компьютер, при этом в группах имеет место дискуссия, «мозговой штурм», т.е. активно происходит коммуникативное взаимодействие между учащимися. Однако при такой форме работы проведение контроля, учителю трудно оценить деятельность каждого конкретного ученика. В практике при данной форме проведения контроля выставляется оценка всей группе.

Однако в настоящее время методы и средства контроля не обеспечивают общеметодического подхода к процедуре контроля: его систематичность, всеохватность, объективность и дифференцированность. Установлено, что преодоление данных недостатков традиционными методами и средствами невозможно в рамках существующей классно – урочной системы. Разрешение этой проблемы вижу в использовании для контроля средств новых информационных технологий, которые позволяют на практике применять многоуровневую систему контроля, осуществлять индивидуализированный контроль при любой наполняемости класса. Обеспечить массовость и регулярность контроля, объективность и гибкость оценки, формировать базу данных о ходе обучения и осуществлять автоматическую обработку результатов проверок, формировать базу данных о ходе обучения и осуществлять автоматическую обработку результатов проверок, что позлит учителю принимать адекватные решения по управлению учебным процессом.

При этом только комплексное применение различных форм контроля позволит повысить качество обучения и сформировать интеллектуальные умения при обучении не только географии, а умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика.

Литература

  1. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметки. – М: Знание, 1980.
  2. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Бабанского Ю.К – М: Просвещение, 1988.
  3. Баймуханов Б. Б. Тематический контроль и учет знаний // география в школе, 1989 №5.
  4. Борода Л.Я. Некоторые формы контроля на уроке // география в школе 2000 №4.
  5. Вахламова А. П., Рабунский Е. С. О систематической взаимопроверке знаний учащихся на уроках // география в школе, 1999 №1.
  6. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед. ин-тов.– М: Просвещение, 1984.
  7. Калинина М.И. К вопросу о контроле и оценке знаний учащихся/ сб. статей “Организация контроля знаний учащихся в обучении географии сост. Борчугова З. Г., Батий Ю. Ю. – М: Просвещение, 1980.
  8. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. Скаткина М.Н., Краевского М.Н. – М: Педагогика, 1978.
  9. Петровский Е. И. Проверка и оценка знаний учащихся – М: АПН РСФСР, 1990.
Губченко Наталия Анатольевна14.08.2014 39940 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar