РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектная деятельность на занятиях "Технической механики"

Проектная деятельность на занятиях "Технической механики"

Модернизация профессионального обучения в современных условиях требует применения новых форм и методов решения поставленных педагогических задач. Это достигается путем активного использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, как в способах подачи информации, так и в способах усвоения и контроля знаний, умений и практического опыта студентов по дисциплине.

Для достижения поставленных задач применяются интерактивные презентации, интерактивные обучающие программы, виртуальные лабораторные работы, тестовые программы.

Использование проектной деятельности на занятиях позволяют решить комплексную задачу по образованию, воспитанию и развитию личностных качеств студентов, а также способствует актуализации общих и профессиональных компетенций студентов техникума.

Под проектной деятельностью понимается способ достижения конкретной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Особенностью применения проектной деятельности является:

  • дифференцированный подход в определении сложности разрабатываемого проекта;
  • личностно-ориентированный подход в активизации творческих и познавательных способностей студентов;
  • применение проектной деятельности как на учебных занятиях, так и во внеурочном процессе;
  • активное использование студентами ИКТ;
  • сочетание групповых и индивидуальных форм работы;
  • практическая направленность на результат.

Примером организации проектной деятельности студентов можно привести создание презентации по заданной теме.
Например, перед изучением темы «Изгиб» студенту/или группе студентов (два-три человека) даётся задание выполнить презентацию по теме «Паран Антуан» (А. Паран – математик и механик, в 1713 году правильно решил задачу изгиба консольной балки прямоугольного поперечного сечения силой, приложенной на свободном конце консоли). Изучение данного материала не является обязательным в программе дисциплины «Техническая механика», однако представление данной информации способствует заинтересованности студентов в изучении данной тематики.

Особенно интересные проекты получаются при создании презентаций по разделу «Детали машин» в группах механического отделения специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Все темы данного раздела связанны с дальнейшей профессиональной деятельностью студентов и по каждой из тем (передачи, редукторы, подшипники и т.д.) имеется большое количество информации (в библиотеке техникума, в электронной библиотеке, в Интернете). Презентации получаются яркими, насыщенные полезной и интересной информацией, интерактивными (в презентации используются движущиеся модели отдельных узлов, разных видов передач и т.п.).
Проекты могут носить и прикладной характер. Примером этого может служить выполнение студентами стационарной модели конструктивного элемента машины, узла, который может быть использован как наглядное пособие при изучении тем дисциплины.

Конечно, для активного применения проектной деятельности студентов необходимо готовить последовательно, с первых занятий: давая сначала необъемные задания, помогая студентам на первых этапах в поиске и обработке информации.

При выполнении проекта преподаватель и студенты должны следовать следующим этапам организации проектной деятельности:

  1. постановка проблемы – как правило, преподаватель на первоначальном этапе отбирает и предлагает возможные темы проекта, хотя со временем (когда студенты «втянутся» в проектную деятельность студенты могут сами быть инициаторами в данном вопросе;
  2. целеполагание – формулируются вопросы, которые должны быть освещены в проекте;
  3. планирование деятельности – студенты совместно с преподавателем планируют способы нахождения информации, выбирают необходимые материалы для реализации проекта;
  4. выполнение намеченного плана – на данном этапе преподаватель выступает в роли консультанта, который координирует деятельность студентов, а студенты осуществляют проектную деятельность;
  5. публичная защита выполненного проекта – это немаловажный факт при выполнении проекта, в процессе которой студенты имеют возможность произвести самооценку и оценку работ друг друга, научиться выстраивать конструктивный диалог по доказательной базе полноты раскрытия темы, выявляя сильные и слабые стороны выполненного проекта.

Также следует отметить, что работа над проектом должна являться добровольным желанием студентов. При формировании малых групп желательно привлекать не только «сильных» студентов, но и давать возможность реализовываться так называемым «слабым» студентам. Достаточно эффективно группировать в проектной деятельности студентов разноуровневой подготовки, что даёт возможность «сильным» студентам выступить в качестве консультантов и генераторов идей.

Выполненные проекты можно использовать в дальнейшем в учебном процессе как дидактический материал, преподаватель ставит в пример студентов старших курсов, которые уже изучили дисциплину «Техническая механика» студентам, которые только приступили к изучению дисциплины.

В соответствии с современными требованиями, при защите выпускных квалификационных работ, студенты представляют Государственной экзаменационной комиссии портфолио своих достижений за весь период обучения в техникуме, в которое также входит отзыв преподавателя по дисциплине «Техническая механика» (указывается в каких проектах студент участвовал и каких результатов он достиг, так как лучшие проекты направляются преподавателем для участия в конкурсах различного уровня).

Положительными результатами внедрения в педагогическую практику проектной деятельности является:

  1. студенты изучают теоретический материал и транслируют результаты своей деятельности одногруппникам;
  2. происходит развитие творческого потенциала студентов;
  3. студенты осуществляют поиск и используют информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  4. развивается способность работы в команде (при групповом выполнении проекта), повышается чувство ответственности за выполняемую работу;
  5. студенты учатся организовывать собственную деятельность;
  6. преподаватель и студенты работают в сотрудничестве;
  7. повышается самооценка студентов.


Список использованной литературы

  1. Новгородцева, И. В. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин [Электронный ресурс] : учеб. пособие модульного типа / сост. И.В. Новгородцева. – 2-е изд., стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2011. – 378 с. - ISBN 978-5-9765-1280-1.
  2. Степанова, И. Ю. Становление профессионального потенциала педагога в процессе подготовки [Электронный ресурс] : Монография / И. Ю. Степанова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. - 399 с. - ISBN 978-5-7638-2503-9.
  3. Шарипов, Ф. В. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Ф. В. Шарипов. – М. : Логос, 2012. – 448 с. – (Новая университетская библиотека). - ISBN 978-5-98704-587-9.
Французова Вера Александровна14.08.2014 19780 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar