РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация исследовательской деятельности на уроках литературы при изучении повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы при изучении повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»

Белова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 имени
Е.И. Зеленко» города Курска

Урок литературы в форме проектной деятельности: «Написание отзыва о книге на примере анализа повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» (7 класс)»

Тема проекта: «Написание отзыва о произведении Б. Васильева».

Цели: нравственное воспитание, создание условий для осознания обучающимися таких понятий, как патриотизм, дружба, преданность, взаимовыручка; воспитание внимательного и бережного отношения к русскому языку, художественному слову; укрепление позиций русского языка в современном культурном пространстве; популяризация нравственно-этических и патриотических знаний; воспитание интереса к чтению; формирование навыка активного осмысленного чтения; углубление знаний о стилях речи и жанровых формах.

Задачи проекта: составление отзыва о книге военно-патриотического характера.

Период работы над проектом – в течение трех уроков.

1. Первый урок

Первая группа заранее познакомилась с основными чертами отзыва, с разновидностями отзыва (публицистический и научный отзыв), сообщила основные требования к отзыву как жанру, дала его стилевую характеристику.

Вторая группа сообщила о том, чем отзыв отличается от аннотации, от пересказа, привела примеры отзывов, аннотаций на тему военно-патриотическую тему.

Пример написания аннотации:

Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие...». — М.: ДОСААФ, 1977.
Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» — одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым в мае 1942 года на далеком разъезде противостоят отряду отборных немецких диверсантов-десантников — хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами. Светлые образы девушек, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая не пощадила их — юных, любящих, нежных. Но и через смерть они продолжают утверждать жизнь и милосердие. (Егоров П., 13 лет)

Пример написания отзыва:

"А зори здесь тихие…" - есть ли в России человек, которому ничего эти слова не скажут? Человек, который смог бы забыть о том, что когда-то тишину разорвали грохот танков, рев военных самолетов, стоны умирающих. Эти слова - долгий рассказ о войне; войне, которая сломала жизни миллионов простых людей. Они, слова, повествуют нам о людях, самоотверженно защищавших свою родину и без сожаления отдавших за нее жизнь. Основанная на реальных событиях, написанная простым бойцом повесть Васильева стала "книгой памяти" русского народа. Я долго не могла перестать плакать после того, как прочитала книгу Бориса Васильева. Не знаю, кого я жалела больше молоденьких девчонок или бывалого Васкова. Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак, Соня Гурвич – все они погибли за Родину, а значит, за то, что любили. У каждой из них была своя судьба, у кого-то счастливая, у кого-то нет, но война сломала их жизни, заставила взять в руки оружие, пойти против своей природы. А они мстили ей, бездушной, кровавой войне; мстили, как умели или, вернее, как она сама их научила. У красавицы Жени враги отняли семью, ее поддержку и опору. Рита потеряла любимого мужа, но всепоглощающая ненависть к немцам вытеснила из ее сердца даже тоску, оставив в нем только любовь к сыну, ради которого она и жила. Лиза Бричкина - девушка, которая всю жизнь провела в ожидании счастья, до конца верила, что найдет его. Война помешала ее планам, и вместо счастья Лизу ждала смерть. Жизнь Гали Четвертак – одна сплошная мечта, и о войне она тоже мечтала, но "осуществленная мечта всегда лишена романтики. Реальный мир оказался суровым и жестоким и требовал не героического порыва, а неукоснительного исполнения воинских уставов. Праздничная новизна улетучилась быстро, а будни были совсем непохожи на Галины представления о фронте". Соня, предпочитавшая танцам чтение, компаниям одиночество, на войну попала случайно и умерла тоже случайно.
Федот Васков, бывалый солдат и просто храбрый мужчина, остался один с чувством вины за смерть молодых женщин. Он, как никто другой, понимал, что место девушки не поле боя с автоматом, а дома с детьми. Но у войны свои законы и свои ценности. Из всех произведений о Великой Отечественной войне эта повесть произвела на меня наибольшее впечатление. Она помогла переосмыслить роль женщины и вообще любого человека на войне. Героев толкали на фронт разные чувства, но одно у них было общее – огромная любовь и уважение к Родине. Надеюсь, что тот ужас, который пережили люди, прошедшие войну, никогда не придется испытать их детям. Хочется верить, что и в наше время есть истинные патриоты, готовые отдать жизнь за клочок своей России. (Самоходкина М., 13 лет)

Пример написания рецензии:
Книга Бориса Васильева "А зори здесь тихие…" - это самое первое произведение автора. Написано оно по его личным восприятиям и переживаниям, поэтому книгу можно назвать автобиографичной. Сюжет её построен на реальных событиях, впоследствии проходящих красной нитью через все произведения автора. В повести "А зори здесь тихие…" рассказывается о тяжестях и подвигах простых советских людей в годы великой отечественной войны. Тема эта близка не только автору, но и всему российскому народу, поэтому книга нашла живой отклик в сердцах многих и многих читателей. Были ли описываемые герои настоящими или вымышленными, особой разницы нет, главное, что такие люди, пусть и с другими именами и фамилиями, были в те тяжёлые годы. Благодаря их самоотверженности сейчас над нашими головами светит мирное солнце, небо чистое и ясное, радость и счастье царит в каждом доме.
В книге рассказывается о нескольких девушках, которые под предводительством своего командира сражаются с общим врагом — немецкими десантниками, пытающимися проникнуть в наш тыл. Несмотря на их юный возраст и неприспособленность к военным условиям, их мужеству и самоотверженности можно только удивляться. Поскольку автор описывает реальные события, а не красивую сказку, в конце повести почти все герои погибают, как и было на настоящей войне. Но даже такой трагичный конец повести не вводит в состояние уныния, ибо на первое место выступает не смерть, а пример чести, любви к родине, сила духа и патриотизм простого советского народа. Ценой собственных жизней многие молодые ребята и девушки завоевали победу в этой тяжёлой и кровопролитной войне. Васильев в то время не был профессиональным писателем, а лишь изливал на бумагу свои собственные переживания, книга получилась очень естественной, захватывающей и интересной. Привлекает простота и лёгкость слога, употребление обычных тому времени слов, отсутствие сложных речевых оборотов. Герои удались прекрасно. Читаешь книгу, и как будто сам находишься среди этого маленького девичьего отрядика, вместе с ними идёшь на задания, плачешь и смеёшься, переживаешь потерю однополчанок. Повесть получилась живая и натуральная.
Нужно отметить, что данное произведение дорого не только как литературный шедевр, но и как прекрасный пример для подражания. Через эту книгу читатель учится чистым и искренним качествам, таким как патриотизм, любовь к родине, верность данному слову, переживание и забота о товарищах, стойкость и мужество и многим другим. Книга "А зори здесь тихие…" должна быть включена в школьную программу как высокохудожественное произведение, рассказывающее об исторических событиях простым литературным языком. Особенно она полезна для ребят, будущих защитников Отечества. Может, прочитав её, мальчики задумаются: если слабые девушки так смогли, то чем же они хуже. Эта книга без сомнения полезна и поучительна и рассчитана на самый широкий круг читателя. (Пашутина И., 13 лет)

Третья группа работает со словарными статьями из толковых и литературоведческих словарей: даются толкования терминов «отзыв», «аннотация», «пересказ», «композиция произведения».

Составление синквейна «отзыв»:

Пример синквейна:

  • отзыв;
  • полезный, содержательный;
  • характеризует, презентует, привлекает/отрицательно характеризует;
  • передает мое отношение к книге;
  • характеристика.

Необходимо построить урок так, чтобы выявить внутренние связи между сюжетно-смысловыми узлами произведения Б. Васильева. Не описывая всего хода работы, покажу общее направление в деятельности учителя и учащихся при изучении повести Б. Васильева "А зори здесь тихие..." В этой повести можно выделить три сюжетно-смысловых узла: до боя с фашистами, во время боя, эпилог.

В соответствии с композиционной структурой повести предлагаю три группы вопросов и заданий:

  • Как складываются отношения Васкова с его солдатами до встречи с фашистами? Чем эти отношения обусловлены? На чьей стороне симпатии автора, что помогает их определить?

Эти вопросы по начальным эпизодам повести явились первой частью фронтального задания к уроку.

  • Почему изменились и какими стали взаимоотношения девушек-зенитчиц и Васкова во время преследования фашистов и в ходе боевых действий?

В работе над этим материалом повести было предложено пять индивидуальных заданий соответственно пяти образам девушек: пересказать историю жизни и обстоятельства смерти героини. Ответить на вопрос: почему победа оказалась на стороне слабых и неопытных девушек и старшины?

  • Какую роль в повествовании играет эпилог, что он добавляет к рассказанному? Этот вопрос - вторая часть фронтального задания.

Особая роль при работе над отзывом отводится определению роли композиционных частей произведения, а именно, роли эпилога.

2. Второй урок

Первая группа подготовила творческое задание-презентацию: сделала подборку книг на тему Великой Отечественной войны (список – 10 книг) с фотографиями обложек и иллюстрациями. Участникам других групп по итогам просмотра было предложено заполнить оценочные листы, которые заполняются по 2 любым из упомянутых в презентации книг:

Оценочный лист
Автор_________________
Название_______________

О чём эта книга? (предположение – по названию, обложке)
Что ты знаешь об авторе книги?
Рассмотри обложку книги. Чем она понравилась, чем не понравилась?
Как ты думаешь, почему автор выбрал именно это название для своего произведения?

Вторая группа подготовила творческое задание-презентацию: рекламные ролики-отзывы о книге и фильме «А зори здесь тихие…» (продолжительность – 4 мин.).

Цель ролика-отзыва – рекомендация книги другим читателям. Задачи ролика-отзыва – вызвать у зрителей интерес к книгам патриотического содержания, создать положительный образ-сигнал.
Участники третьей группы (ролевая функция участников группы – «публика, которую должны заинтересовать») оценивают задание групп №1 и №2 по трехбальной шкале, дают общие оценки-характеристики, выделяют «продукты», которые наиболее заинтересовали.

3. Третий урок

На третий урок учащиеся приносят книги о Великой отечественной войне из наследия Б.Васильева. Индивидуальная работа: каждый учащийся пишет отзыв о книге. Иллюстрирует книгу с помощью приема цветописи (на иллюстративном листе посредством только цвета участник передает свое эмоциональное впечатление от книги). Структурируют материал для презентации в программе Power Point, где будут представлены лучшие отзывы на книги Б.Васильева и основные этапы работы над проектом. Участники обмениваются мнениями о том, что вызвало трудности при написании отзывов.

4. Дифференцированное домашнее задание

Из представителей групп (по 2 человека от каждой группы) формируется редколлегия, которая оформит сборник отзывов в презентации в программе Power Point.

Подведение итогов: цели проекта (общеобразовательная, воспитывающая и развивающая) выполнены.
Работа над проектом позволила обучающимся 7-го класса совершенствовать основные общеучебные умения: они научились писать отзыв о прочитанной книге, структурировать материал, создавать актуальный продукт. Основное содержание самостоятельной работы учащихся при изучении литературы - чтение. Конечная цель - воспитание самостоятельного творческого читателя, способного осознанно эмоционально оценить художественное произведение в целом. Проектный метод помог совершенствовать интеллектуально-речевые умения: обучающиеся научились сравнивать, обобщать, анализировать, излагать свое отношение к прочитанному в разный жанрах и на их основе создавать новые тексты - отзыв.

Список использованной литературы

  1. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.: НИИ шк. технологий, 2004. – 122с.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2005. – 270с.
  3. Адамович А.М. Война и литература: проблемы нового мышления / / Вопросы литературы, 1987. № 6 с.164.
Блова Наталья Николаевна15.08.2014 46650 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar