РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Гуманистическая педагогика: индивидуальная педагогическая система.

Гуманистическая педагогика: индивидуальная педагогическая система.

Поломошнова Н.А., учитель русского языка и литературы,
почетный работник общего образования


Умение педагога выйти за рамки предмета и осмыслить образовательный процесс в тесной взаимосвязи с реальным миром, с изменениями подходов и приоритетов в образовании – необходимое требование современной школы и жизни. «Non scholae, sed vitae discimus» (учимся не для школы, а для жизни) - говорили древние. Сегодня подросток минимально испытывает воздействие собственных родителей, озабоченных зарабатыванием денег, воспитательных систем школы, которые находятся в постоянном поиске, изменении и неопределенности (то мы занимаемся развивающим образованием, то здоровьесберегающим, то личностно ориентированным). Отсутствие влияния книг, которых он не читает, друзей, которых нет, усугубляет процесс взаимодействия в Сети, подросток порабощен гаджетами, бездушными игрушками, слабо социализирован.

Учитель, идущий на урок, должен все это помнить, осознавать и строить свое общение с детьми, свою методику проведения урока, внеурочных занятий с учетом всех этих нарушений и издержек. Учителю жизненно необходимо выстраивать свою систему обучения, именно свою, ибо если он будет только старательно внедрять на уроке новые технологии, новые методы которые так активно, бессистемно, с завидной настойчивостью навязываются сверху, то вся его деятельность будет сплошным дайджестом, разрозненными стеклышками калейдоскопа, которые никогда не сложатся в картинку и не позволят осуществить целостный подход в деле воспитания личности. А ведь именно эту цель должен быть более всего преследовать настоящий учитель – профессионал – воспитание личности ребенка, осмысление целостной картины мира. Это более важные задачи, чем формирование компетенций, предметных и мета-предметных навыков. «Это ставит перед глобальным сообществом проблему «образования для нового тысячелетия», в меньшей степени ориентированного на формирование тех или иных предметных компетенций, но позволяющего людям самых разных возрастов осмыслить свою жизнь и принять свою судьбу»(1).

Важной составляющей системы образования является наличие и четкое обозначение задач учебно-воспитательного процесса. Что мы хотим увидеть в итоге наших усилий? какого выпускника мы себе представляем? Успешного, социально-адаптированного, способного идти напролом к своей цели или духовно-развитого, утонченного, способного к творчеству и самопожертвованию; эгоистичного, делового, практического человека или способного отдаваться патриотическим устремлениям, видеть чужую боль, способного сострадать и помогать нуждающимся. Беда состоит в том, что тот набор требований к выпускнику школ и его воспитателям можно, мягко говоря, назвать общим понятием «Объять необъятное».
Фельдштейн Д.И. пишет: «При этом нам важно самим четко определиться – к чему мы стремимся готовить ребенка – к конкуренции, власти, деньгам? Или к осознанию ответственности за себя и других людей, за безопасность жизни на Земле, стимулируя совершение поступков, достойных человека?!»(2). То есть, пока мы, педагоги, идем к заветным, неведомым и недостижимым целям, мы оказываем свое, порой непоправимое, воздействие на наших учеников. И насколько вредоносно это воздействие, если мы не отдаем отчета, чему мы учим своих детей, чего хотим от них добиться.

То есть, я веду к тому, что прежде чем приступить к процессу образования, учитель должен четко осознать:

  1. что он работает с очень тонким материалом – душой ребенка;
  2. осознавать свои замыслы и цели;
  3. необходимость выработать демократический стиль общения (авторитарный уже не работает);
  4. способы стимулирования познавательной активности;
  5. преобладающие методы работы (творческие, поисковые, проблемные).
  6. И конечно, представить себе педагогический идеал воспитанника.

Я себе его представляю таким:

  • способность мыслить (как следствие – развитая речь),
  • нравственные начала личности,
  • умение жить в коллективе,
  • способность к здоровой конкуренции,
  • стремление к взаимопомощи,
  • творческое начало,
  • способность к саморазвитию.

Здесь на помощь приходит личностно-ориентированное образование. «Научить» самообразованию себя как личности, вооружить механизмом целенаправленного самоизменения на всю оставшуюся жизнь – это и составляет образовательную функцию личностно-развивающего образования!»(3) - утверджает Сериков В. В. Многое из того, чему мы учим детей, позабудется, но в сухом остатке должен остаться самый главный навык, необходимый для жизни – умение и постоянное желание учиться чему-то новому.

Еще одним важным моментом в деле образования и воспитания является свод принципов, на которые опирается учитель.

  • В первую очередь, это принцип гуманизма. Перед тобой человек! – уважай его, принимай его таким, какой он есть, каждый ребенок индивидуален, развивай его способности и уверенность в своих силах, не унижай, не дай засомневаться, что он хуже других.
  • Учителю, как и врачу, необходимо понимание принципа Гиппократа «Не навреди!». Это еще один наиважнейший принцип воспитания, необходимый педагогу как воздух. Соблюдай целесообразность в обучении и воспитании. Построй свои действия так, чтобы ребенку нравилось учиться, заниматься делом, которое ты предложил ему. Заинтересуй, а не заставляй! Увлеки, а не применяй палку. Ученик не должен терять здоровье в процессе обучения, а только его наращивать.
  • Принцип побуждения к самостоятельной деятельности: только знания, и умения, которые учащийся добыл сам, останутся его настоящим багажом - воспитание стремления к знаниям, к действию – вот главная заслуга учителя, педагога. здесь важно понять, что образование для ребенка будет непрерывным на протяжении жизни и поэтому более важно не то, что дал учитель, а то, что взял, добыл учащийся сам. Это возвышает его в своих глазах, дает ему заряд уверенности в своих силах на пути постижения мира.
  • «Красота спасет мир!» Учи и воспитывай на положительных примерах.

"Любование, наслаждение прекрасным естественно перерастает в желание жить по законам красоты - творить прекрасное, наслаждаться прекрасным, созданным своими руками », (4) – говорил известный педагог В.Сухомлинский. Действительно, в красоте содержится творческая, созидательная основа, способная делать человека добрее, человечнее, одухотвореннее. Человеку открывается радость жизни, если он видит красоту природы, слышит прекрасную музыку, созерцает произведения искусства. Ребенок, который с детства соприкасается с прекрасным, погружаясь в мир музыки, изобразительного искусства, получает на всю жизнь особую прививку, которая впоследствии, во взрослой жизни помогает ему не зачерстветь душой, развивать в себе творческие начала, сострадать другому человеку, не позволяет опускаться до уровня человека общества потребления, которому интересны только его физические наслаждения. Учитель активно привлекает в своей работе все виды искусства: живопись, музыку, театр. И замечательно, если это он делает не только на уроке, а во внеурочное время, когда можно в непринужденной обстановке обсудить увиденное и услышанное. А если он общается с детьми на природе, в походе, в поездке, насколько это обогащает внутренний мир ребенка, расширяет его горизонты и взгляд на мир.

  • Принцип коллективизма. Человек живет среди людей, и как бы он ни был индивидуален, он должен уметь общаться, находить общий язык в коллективе. Именно в школе ребенок должен научиться уважать не только себя, но и окружающих, увидеть их проблемы и заботы, понять, что он человек среди людей, это даст ему возможность на стать эгоистом, впоследствии успешно создать семью, найти свое место в трудовом коллективе, в кампании или фирме. Дело учителя помочь ребенку почувствовать себя полноправным членом коллектива через общие дела, заботы и развлечения.

Печально наблюдать, как негативно влияют на образовательный процесс в школе отсутствие стабильности, постоянно изменяющиеся правила игры: ЕГЭ, ГИА, которые разрушают целостность воспитательного и образовательного процесса, создают ситуацию постоянного стресса не только для учащихся, но и для учителей. Вообще, возникает ощущение, что образовательную систему след за модернизацией поразил некий управленческий идиотизм, основанный на отсутствии единства в подходах к целям и задачам образования, а, вернее, отсутствия четких целей, подмена идеи воспитания и образования формалистскими штучками, в виде компетенций. Эти проблемы отталкивают молодых специалистов, не желающих работать в таких условиях. Но, думается, что еще есть запас прочности в кадрах старой закалки, в среднем поколении учительского сообщества, и не за горами то время, когда вольются в школу новые силы серьезных, думающих педагогов, воспринимающих свою профессию не только как способ зарабатывания средств, но и как миссию в гуманистической педагогике.

Использованные источники:

  1. http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=2081
  2. Бермус А.Г. Онтологический поворот в науках об образовании// Непрерывное образование: XXI век. 2013.№2
  3. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития . «Проблемы современного образования» 2010 №2 с.5-12
  4. http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=1943 Сериков В. В. Личностно-развивающая функция непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1
  5. Сухомлинский В.А. «О воспитании» - Москва: Политическая литература, 1982
Поломошнова Наталья Анатольевна16.08.2014 9510 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar