РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование кейс-метода на уроках истории и обществознания как один из способов реализации деятельностного подхода в школьном образовании.

Использование кейс-метода на уроках истории и обществознания как один из способов реализации деятельностного подхода в школьном образовании.

Н.А.Горчакова
МКОУ «СОШ №4», г. Ревда
natafila1979@ mail.ru


Использование кейс-метода на уроках истории и обществознания как один из способов реализации деятельностного подхода в современном школьном образовании.

ФГОС предусматривают широкое использование активных, в том числе ситуативных методов обучения. Именно к таким относится кейс-метод.

Кейс метод – это метод анализа ситуации, предполагающей осмысление реальной ситуации, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и активизирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить для освоения данной проблемы. [1;8] Данный метод можно рассматривать как один из приемов технологии «критического мышления».

Актуальность метода заключается в том, что содержание КИМов ОГЭ и ЕГЭ сформировано так, что обучающимся необходимо показать в первую очередь умения работы с текстом, знаковыми системами и навыки решения учебных задач. Полагаю, что метод кейс - стади может помочь эти навыки сформировать и закрепить.
Метод был впервые применен в Гарвардской бизнес - школе в 20-е гг. XX века. [2;1]

В последние годы в России наметилась тенденция к использованию кейс-метода не только в бизнес-образовании, но и в предметном обучении, в том числе по естественным и гуманитарным дисциплинам. В 2012 году А. М. Деркач защитил в РГПУ им. А. И. Герцена первую в России диссертацию по использованию кейс-метода в химическом образовании.
Сложность и неоднозначность самого понятия приводит к наличию большого числа подходов к классификации кейсов. Основные источники кейса: общественная жизнь, образование, наука. Особенности обучающих кейсов: отражают типовые ситуации, на первом месте учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в них жизни.

Для применения в обучении кейс- метод имеет следующие особенности:

  • Во-первых, метод предназначен не для получения знания по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична.
  • Во-вторых, акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество учителя и ученика.
  • В-третьих, результатом применения метода являются не только знания, но и навыки учебной деятельности необходимые для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
  • В-четвертых, технология метода заключается в том, что по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких до нескольких десятков страниц, который и называют "кейсом". Обучающиеся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.
  • В-пятых, несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыком, но и развитие системы ценностей, жизненных установок.

Рекомендуется следующая последовательность работы над кейсом:

  • записать цель, над которой предстоит работать группе;
  • выписать вопросы, сформулированные для данной темы;
  • по каждому вопросу кратко высказать мнения, а кому- либо из участников их записывать (например, модератору);
  • сформулировать результирующее мнение, которое будет являться вариантом решения поставленной цели.

Для представления результатов работы рекомендуется:

  • подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы);
  • выступление модератора должно быть в пределах 10 минут, при этомпредварительно на доске (плакате) записываются результаты работы. Остальные группы выступают в роли слушателей и оппонентов докладчика, а затем оценивают доклад модератора.

Критерии эффективности работы группы:

  1. полнота и глубина проработки информации;
  2. использование разнообразных источников информации;
  3. оригинальность представления;
  4. участие каждого в подготовке и представлении результатов.

Алгоритм работы в группе:

  • 1. шаг. Распределение ролей в группе:
    • «координатор» (модератор), организует работу в группе. Роль модератора состоит в том, что на нем лежит ответственность за организацию работы группы, распределение вопросов между участниками и за принимаемые решения;
    • «секретарь», фиксирующий результаты работы группы;
    • «шкипер», представляющий проект.
  • 2. шаг. Обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе.
  • 3. шаг. Обмен мнениями и составление плана работы над проблемой.
  • 4. шаг. Работа над проблемой (дискуссия).
  • 5. шаг. Выработка решений проблемы.
  • 6. шаг. Дискуссия для принятия окончательных решений.
  • 7. шаг. Подготовка доклада.
  • 8. шаг. Аргументированный краткий доклад.

Таким образом, кейс – метод действительно может рассматриваться как один из способов достижения новых образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС.

Пример №1. Кейс по истории.

Тема: «Мир на пути ко второй мировой войне».
9 класс. Базовый уровень.

Задание №1

А. Прочитайте информацию о своей стране.
Б. Сформулируйте письменно 2-3 основные внешнеполитические задачи данной страны.

Задание № 2

Сформулируйте вывод по основной заданной проблеме (1-2 предложения):
«Можно ли было предотвратить начало второй мировой войны?»

Материалы для кейса:

Особенности внешней и внутренней политики стран Европы в 20-30 ее гг. XX века (Франция, Великобритания, США. Германия, СССР).

1 страна - 1 группа.

Пример №2. Кейс по обществознанию.

Тема: Система ценностей личности в современном мире.
11 класс. Базовый уровень.

1 группа:

Каковы принципы Христианской морали по тексту Нагорной проповеди? Сохранили ли они свое значение в наши дни?
(при ответах нужно использовать текст)

2 группа:

Что значит «быть человечным», по мнению Д.С. Лихачева?
(при ответах нужно использовать текст)

Материалы для кейса:

Нагорная проповедь Иисуса Христа, Евангелие от Матфея (выдержки);
10 заповедей человечности Д.С. Лихачева.

Список использованной литературы:

  1. Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова И.И., Яркова Т.А.: Практическая педагогика: учебно-методическое пособие на основе метода case-stude -Тобольск: ТГСПА им. Д.А.Менделеева, 2009г.-188с.
  2. Метод кейсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. ФГОС общего образования: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.standart. edu. ru
  4. Что такое кейс-метод? Взгляд теоретика и практика: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.casemethod.ru/
Горчакова Наталья Анатольевна16.08.2014 46281 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Наталья Анатольевна, спасибо за материал. Давно интересовалась этой технологией.
avatar