РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Креативность на уроках математики

Креативность на уроках математики

Зубарева Светлана Ивановна, учитель математики МБОУ СОШ № 37
с углубленным изучением отдельных предметов, г. Ставрополь.

«Неспособных людей нет.
Есть неспособные определить свои способности, развить их.»
В. Зубков

Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. От человека требуют не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.

Способность размышлять, анализировать – очень важные умения, которые в дальнейшем помогут ребятам строить планы, создавать, самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни. Поэтому, начиная с первых лет обучения, я приучаю учащихся к самостоятельной работе, к поиску нетрадиционных решений. Главная задача – содействовать творческому восприятию учащимися учебного материала и их желанию самосовершенствоваться. Развитие творчества идёт постепенно. Однако оно будет более эффективным при систематической и целенаправленной работе.

Именно поэтому мною была поставлена цель - усиление развития творческого потенциала посредством создания проблемных ситуаций, решения логических, нестандартных задач на уроках математики.

Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. Я внимательно слежу за развитием интересов учащихся, «подбрасываю им посильные для понимания и разрешения проблемы». Учащиеся, в свою очередь, должны быть уверены в том, что разрешая эти проблемы, они открывают новые и полезные для себя знания. Регулярно создаю проблемную ситуацию, направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, ребенок становится в позицию своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Известный современный математик и методист Д.Пойа пишет: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности».

Выработка привычки к поиску другого варианта решения играет большую роль в будущей работе, научной и творческой деятельности. Применение различных способов решения задачи развивают не только умственные способности, но и приучает их к исследовательской работе. Именно умение и способность находить различные пути и способы решения часто приносит успех и удовлетворяет как частные так и глобальные интересы.

На уроках систематически использую задачи, способствующие целенаправленному развитию творческого мышления учащихся, их математическому развитию, формированию у них познавательного интереса и самостоятельности. Такие задачи требуют от школьников наблюдательности, творчества и оригинальности. Эффективное развитие математических способностей у учащихся невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов.

Как показали занятия, рассмотрение на уроке математического софизма, для разгадки которого недостаточно известного учащимся материала, вызывает естественный интерес к новой теме, осознание необходимости ее изучения и соответствующий настрой к преодолению предстоящих на пути приобретения новых знаний трудностей.

Большое значение в развитии творчества имеет решение нестандартных задач. Решение таких задач очень сложный процесс, для успешного осуществления которого учащийся должен уметь думать, догадываться, хорошо знать фактический материал, владеть общими подходами к решению задач.

Однако следует заметить, что понятие «нестандартная задача» является относительным. Одна и та же задача может быть стандартной и нестандартной, в зависимости от того, знаком ли решающий с темой, со способами решения заданий такого типа или нет. Например, задача «Представьте выражение 2х2 + 2у2 в виде суммы двух квадратов» является для учащихся нестандартной до тех пор, пока учащиеся не познакомились со способами решения таких задач. Но если после решения этой задачи учащимся предложить несколько аналогичных задач, такие задачи становятся для них стандартными.

Аналогично задача, «При каких натуральных значениях х и у верно равенство 3х + 7у = 23?» является нестандартной для учащихся VII класса до тех пор, пока учитель не познакомит их со способами решения таких задач (что, кстати сказать, можно сделать при обучении учащихся математике уже в VI классе).

Прежде всего отмечу, что научить учащихся решать задачи (в том числе и нестандартные) можно только в том случае, если у учащихся будет желание их решать, то есть если задачи будут содержательными и интересными с точки зрения ученика. Поэтому проблема первостепенной важности, стоящая передо мной,— вызвать у учащихся интерес к решению той или иной задачи. Тщательно отбираю интересные задачи и делаю их привлекательными для учащихся. Наибольший интерес вызывают у учащихся задачи, взятые из окружающей их жизни, задачи, естественным образом связанные со знакомыми учащимся вещами, опытом, служащие понятной ученику цели.

Однажды я обратила внимание учащихся, что в фильме «Возвращение с орбиты», показанном накануне по телевизору, главный герой, узнав, что его невесте 24 года, говорит ей: «Когда тебе будет столько лет, сколько мне сейчас, мне будет 60». Вопрос учителя «Сколько лет герою фильма» вызвал у всех учащихся желание решить эту задачу.
Интеллект человека, в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому учу детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается данная наука.

Заключение

Главный принцип формирования творческого мышления школьников – системность.
Ведущая роль в умственном развитии принадлежит содержанию образования, системе научных знаний, которыми овладевают учащиеся. Овладение знаниями рассматривается как активный процесс углубления в сущность изучаемых явлений, в раскрытии их свойств, связей и отношений. Этот процесс требует овладения способами действий, аналитико-синтетическими операциями, характер которых определяется содержанием той области знаний, на усвоение которой они направлены.

В ходе творчества возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека. В качестве препятствий развитию творчества может выступать излишняя критичность, внутренняя цензура, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) и конформатизм (боязнь выделиться и стать смешным для окружающих).

Формирование творчества на уроках математики, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность.

Список использованной литературы:

  1. Вертгеймер М. «Продуктивное мышление». М. 2003 г.
  2. Гальперин П.Я, Котик Н.Р. «К психологии творческого мышления» -Вопросы психологии – 1982г. №5.
  3. Калмыкова З.И. «Продуктивное мышление как основа обучаемости». М., 2002 г.
  4. «Развитие творческой активности школьника». Под ред.А.Н. Матюшкина. М., Педагогика, 2003 г
  5. Хабиб Р.А «Организация учебно-познавательной деятельности учащихся». М.: Педагогика, 2003 г
  6. Шубинский В.С. «Педагогика творчества учащихся».М.: Просвещение, 1989г.
  7. Яковлева Е.А. «Развитие творческого потенциала у школьников».- Вопросы психологии – 1982 -№5
Зубарева Светлана Ивановна22.08.2014 13740 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar