РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Сегодня будем смотреть кино

Сегодня будем смотреть кино

Гришина Тамара Александровна,
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №4
г.Краснознаменска Московской области Одинцовского района

А, давайте, посмотрим кино?!
(из методических приёмов работы на уроке истории)

«Сегодня на уроке будем смотреть кино» - говорит учитель…

Удача для учеников услышать такую фразу на уроке, а уж если в начале урока-так это удача необыкновенная, а если фильм на весь урок-это «джек-пот»! Сиди тихо, можно вздремнуть, под партой телефончик просмотреть, можно на соседку полюбоваться, короче-кайф! Так думают дети.

Передохну немного, журнал заполню, оценки выставлю - так думает учитель и облегчённо вздыхает.

А у меня на уроке всё по-другому.

Уже давно нет такой формы работы - как «посмотреть кино». Да и не кино это, а учебный фильм. Если учебный, значит, учить и учиться!

Начинается подготовка к уроку. Просматриваю фильм или фрагмент. Из огромного количества учебных фильмов, исторических, даже художественно-исторических выбираю только те, которые чётко «попадают» в цель урока. Затем составляю вопросы к фильму или фрагменту. Вопросы строго по ходу видеоматериала, последовательность сюжетной линии и вопросы должны быть синхронны. Вопросы составляются так, чтобы на следующем уроке ответы стали опорой ученику при ответе на устный вопрос, то есть логически связаны между собой и отвечают на один проблемный вопрос.

Количество вопросов должно соответствовать пропорции 2-1 (две-три минуты фильма - один вопрос). По структуре фильма в оптимальном варианте вопрос целесообразнее «расположить» после проблемного фрагмента, в финале которого следует или музыкальный фон или оценочные рассуждения автора (второстепенной значимости материал). Вопросы составлены, напечатаны. Форма проста-вопрос (обязательно пронумерован) и несколько пустых строк пустых для ответа ученика. Если ответы короткие «да-нет» или даты или имена, то возможен вариант выбора по типу заданий части А в тестах. Правильный ответ подчёркивается или обводится учеником. Напечатано нужное количество листов-опросников, фильм просмотрен.

Можно объявлять детям: «Сегодня на уроке будем смотреть кино».

Учеников «настраиваю» на проблему. Вступительное слово-анонс на 2-3 минуты о фильме и проблеме исторической, программной.

Рационально и повышает эффективность восприятия материала короткая фронтальная работа по повторению исторических терминов или личностей. Фронтально (на доске представлены) вспоминаем понятия и персоналии, которые будут упомянуты в фильме. «Освежили» память (2-3 минуты). Затем знакомство с вопросами, ещё 2 минуты. Дети обязательно должны их прочитать до начала демонстрации фильма, чтобы не отвлекаться в ходе просмотра. Готовы? Начинаем.

Фильм в работе, ученики «ловят» ответы, что не только заставляет их внимательно смотреть фильм, но и концентрировать внимание, так как ответы иногда кроются в опосредованных комментариях или кадрах. На фильм остаётся 25-30 минут и этого достаточно в старших классах. А значит, среднее число вопросов 10-15.

В среднем звене фрагмент фильма длительностью 10-15 минут и вопросов соответственно 5-6. Работы сдаются, учитель их проверяет и выдаёт на следующем уроке. Правильные ответы демонстрируются на доске в большом формате, а желающие, используя материал учебника и свои работы ( а значит содержание учебного фильма) отвечают на проблемный вопрос, поставленный в названии опросника. Таким образом, учебный материал прорабатывался учеником несколько раз и в различных формах. Это помогает повысить прочность знаний, качественное запоминание учебного материала и выработку навыка практического применения полученных из видеоматериала фактов. «Кино» на уроке не развлекает, а развивает.

Автору удалось составить более 20 подобных уроков на различных ступенях изучения истории. В тех класса, где используется данный приём, культура просмотра фильмов распространяется не только на учебные, но и на художественно-публицистические.

При такой методике, дети с различными сенсорными модальностями включены в работу. Аудиал слушает внимательней, чем во время простого просмотра, визуал доволен массой материала увиденного, а кинестет в своей стихии, он пишет или отмечает ответы с удовольствием.

Кто-то скажет, а без фильмов обойтись нельзя? Думаю, что на сегодняшний день, нет! Как когда-то давно книги стали обязательным атрибутом процесса учения, как когда-то карандаши заменили на ручки, а «непроливашки» на шариковые ручки-так сегодня видеоматериалы, учебные фильмы просто часть жизни. Главное правильно и эффективно их использовать, тогда они принесут немалую пользу. И когда я произношу «А сегодня на уроке будем смотреть кино» и вижу на лицах учеников готовность к мыслительной деятельности в поиске знаний, понимаю, кино «работает»!

Гришина Тамара Александровна22.08.2014 6810 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar