РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Морфологический принцип при изучении орфографии в школе

Морфологический принцип при изучении орфографии в школе

Итоговая аттестация по русскому языку и 9-х, и 11-х классов в последние годы показала, что основная цель обучения – формирование орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания, не реализуется в полной мере. В очередной раз снижен порог прохождения аттестации, так как в реальной практике письма учащиеся не только не овладевают "абсолютной орфографической грамотностью", но и достижение "относительной орфографической грамотности "(умение писать в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами) вызывает затруднения.

Причиной безграмотности пишущих лингвисты называют недооценку орфографии, потерю ее престижа. Магистральным направлением научной мысли в области правописания является углубление знаний языковой природы письма. Так как непонимание, что такое орфограмма, ее отличительные признаки, делает обучение малоэффективным.

Это подтверждает анализ основных причин орфографических ошибок учащихся:

  1. учащиеся не знают лингвистический материал (часть речи, часть слова);
  2. раздробленность языкового материала (7 правил на О-Е после шипящих за 3 года);
  3. нет умения видеть орфограмму, т.е. отсутствие орфографической зоркости;
  4. не умеют находить сильную позицию для звуков;
  5. не осуществляют проверку флексий, правило для которых морфологическое (например: пОдбросить – пОдпол и т.д.).

Уже в работах М.В. Ушакова, А.В. Текучева появились главные понятия письма – орфограмма и вариант орфограммы. Было уточнено, что написание слова определяется не только орфографией, но и графикой. Развил и уточнил определение орфографических написаний А.Н. Гвоздев. Используя их, В.Ф. Иванова дает такое определение: "Орфограмма (от греч. orfhos и gramma – буква, знак) – это правильное (соответствующее правилам или традициям) написание, которое нужно выбирать из ряда возможных".

Эту формулировку следует вводить в школьных учебниках, так как в ней содержится четкое указание на отличительный (дифференциальный) признак, позволяющий провести черту между орфограммами и неорфограммами. На основе этого определения обучающийся получает возможность сформулировать умение замечать на письме орфограммы, руководствуясь элементарным правилом: если выбор графических вариантов есть, значит, есть орфограмма.

Важным достижением стало определение ведущего принципа русской орфографии – морфологического (А.И. Томпсон, И.А. Бодуэн де Куртенэ, Д.Н. Ушаков). ("Орфографические принципы - это руководящие идеи выбора букв там, где звук (фонема) может быть обозначен вариативно". В.Ф. Иванова).

Цель морфологического принципа – "правописное единообразие для однородных морфологических единиц (вод - вода, водяной, наводнение и т.д.)". Т.е. единицами чтения и письма выступают слова и морфемы, а не звуки и буквы.

Наряду с морфологическим принципом в русском письме действуют и фонетические правописания (например: правописание приставок на –з, -с; корни с чередованием и т.д.), и традиционные. На общем фоне морфологических написаний они составляют ничтожное количество разрозненных отступлений от общих правил (так А.Н. Гвоздев насчитывает их 7, а А.И. Моисеев -9). Но именно здесь и появляется большое количество ошибок, т.к. морфологический принцип последовательно не выполняется.

Существо проверки при морфологическом принципе орфографии состоит в приравнивании одних написаний к другим, проверяемым – ОПОРНЫМ, и всякий раз в пределах одной и той же морфемы – корня, приставки, суффикса, окончания. В результате складывается единообразие написания морфем, каждой конкретной морфемы вне зависимости от позиционных различий в их произношении. Без такого приравнивания проверяемых написаний к опорным морфемы в разных фонетических позициях писались бы по-разному.

Уже в 4 классе на примере корневой морфемы (во/ада) даются понятия опорных, проверяемых, непроверяемых, беспроверочных написаний.

Мы знакомим учащихся с 2 типами орфографических правил обозначения звуков в слабой позиции:

  1. Звуки слабых позиций, чередующиеся в составе той же морфемы со звуками сильных позиций обозначаются теми же буквами, как и в сильной, в ходе проверки, сопоставление чередующихся звуков: г[а]ра -г[о]ры.
  2. Звуки слабых позиций, с которыми не чередуются в составе той же морфемы звуки сильных позиций, обозначаются в словарном порядке (традиционно).

Логично сосредоточить обучение орфографии по формуле: "Букву в морфеме выбирай для сильной позиции". Учащиеся должны осознать, что это касается не только корневой орфограммы, но и приставок, и суффиксов (свинцОвый как в холщОвый ), и окончаний (о лесЕ как о землЕ, СтережЕт как в поЕт) и т.д. В.Ф. Иванова утверждает: "Окончания, обозначающие грамматическую форму слова, будут верно воспроизводиться в ходе письма, если представлены как определенные знаковые единицы, закрепленные постоянном графическом образе в соответствии с нормами орфографии". Т.е. предлагает последовательно следовать морфологическому принципу.

Учащийся должен уточнить понятие орфограммы, понимать, что выбор буквы в слове и есть орфограмма. Учим приемам проверки разных орфограмм (например:"Приемы проверки в корне слова").

Добиваемся опознавания слов с орфограммами, которые учим дифференцировать (действуем по схеме:

  1. определи есть ли в слове орфограмма;
  2. определи морфему (+ часть речи для суффиксов и флексий);
  3. ищи сильную позицию для данного звука данной морфемы;
  4. обозначь буквой звук сильной позиции).

Создаем в сознании ребенка схему (алгоритм): орфограмма – вариант орфограммы (отличительный признак орфограммы) – правило орфографии

В работах методистов (Панов М.В., Львова С.И., Моисеев А.И., Селезнева А.Б., Разумовская М.М., А.Н. Алгазина) наблюдаем тенденцию к группированию орфографического материала:

  1. Проверочные и беспроверочные написания;
  2. Написания по морфологическому принципу и его нарушения.

Они рекомендуют давать материал блоками: "О-Е после шипящих и Ц", "Правописание корней с чередованиями", "Ь знак после шипящих на конце слова" и т.д.

Это значительно облегчит запоминание орфографического материалы.

В качестве примера предлагаю рассмотреть, как в работах методистов, ученых предлагается работать с орфограммами с важнейшей корневой (80% случаев) морфемой.

Схема определения орфограммы:

"Согласный в корне слова"
сонорный (сильная позиция)
не сонорный
перед гласным, сонорным согласным (сильная позиция) не перед гласным, сонорным согласным (слабая позиция - орфограмма)

проверяемая непроверяемая


Определить написание гласной в корне слова поможет схема:

"Гласный в корне слова"
После шипящих и Ц
Не после шипящих и Ц

ударный (сильная позиция) безударный
(слабая позиция – орфограмма)

проверяемая непроверяемая

"Непроверяемость" гласного в корнях с чередованием состоит в том, что независимо от ударного звука в сильной позиции, безударный звук не объясняется ей, а традицией (например: суффикс А в корнях с чередованием Е-И). В корнях с чередованием при ударном гласном корня пишем букву в соответствии с произношение (например: скАчки - прискОк), а безударный пишем по правилу (традиционно).

Конечно, русская орфография не охватывает морфологическим принципом всех написаний, но при следовании ему облегчает проверку большему количеству орфограмм, делая ее понятной. Хочется закончить словами М.В. Панова: "Наша орфография - не такая уж простая… В ней разумность, есть единый принцип… фонемный. Одно правило поддерживает другое. В разных правилах есть общая сердцевина: мы от слабой позиции, где ошибка возможна, поднимаемся к сильной позиции, где ошибка не живет. То же, но другими словами: чтобы не сделать ошибку, надо определить какой фонеме принадлежит звук. Такая разумная целостность нашего правописания – большое его достоинство".
И это должно стать понятно каждому обучаемому.

Чернова Оксана Николаевна04.09.2014 11870 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar