РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку на примере урока развития речи в 7 классе (Сочинение-описание внешности человека)

Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку на примере урока развития речи в 7 классе (Сочинение-описание внешности человека)

Программа по русскому языку образовательной системы Т. А. Ладыжеской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой реализует системно-деятельностный подход в обучении родному языку, что предполагает единство процессов речевой деятельности учащихся и формирование системы лингвистических знаний, ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие коммуникативной компетенции. В результате формирования которой у учащихся развивается умение самостоятельно работать над речевым материалом, понимать не только содержание, но и смысл устных и письменных текстов; они составляют полноценные в коммуникативном отношении высказывания, которые отражают и знания говорящего (пишущего) о предмете речи, и его мысли, чувства, намерения, свидетельствуют об умении достигать взаимопонимания, налаживать взаимодействие с окружающими. То есть происходит формирование функционально грамотной личности.

Системно-деятельностный подход определяет и оригинальную структуру программы: выделена информация об особенностях употребления языковых единиц в речи, даны указания на особенности употребления в речи изучаемых речевых единиц, за счет чего происходит постоянное совершенствование речевой деятельности.

Структура предоставления материала в учебнике тоже соответствует всем требованиям системно-деятельностного подхода в обучении. Урок начинается с наблюдения, из которого вытекает проблема урока, а затем формулируются учебные цели и изыскиваются необходимые средства и способы для их достижения. Учащиеся учатся контролировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности.

Предлагаемый урок развития речи «Сочинение-описание внешности человека по портрету» соответствует предложенной в программе форме организации учебной деятельности.

На предварительном этапе учитель организует дома самостоятельную деятельность обучающихся по введению их в проблематику будущего урока.

Проверка домашнего задания подводит к самостоятельному конструированию его темы. Поставленная и принятая детьми как собственная задача учебной деятельности создает условия мотивации к получению нового знания.

Работа по новой теме урока начинается с игры: «Отгадывание» литературных героев.

Учитель организует самостоятельную деятельность обучающихся, проверяя ранее полученную информации по теме и знания из личного опыта. Учащиеся оценивают себя, осуществляя взаимоконтроль и взаимопроверку. Анализ литературного портрета и иллюстраций к этим портретам подводят к получению нового знания - выводам об особенностях употребления лексики при описании внешности человека. Учитель подводит обучающихся к самостоятельным выводам, создается мотивация достижения успеха, самореализация в учебной деятельности и сотрудничества с другими обучающимися, осознание необходимости получения новых знаний для последующего решения учебной задачи.

При работе по систематизации материала к домашнему сочинению педагог организует деятельность обучающихся по приобретению необходимых знаний соответственно разработанному плану их получения. (С чего, как вы думаете, стоит начать описание внешности человека? Почему? Аргументируйте свой ответ.) На промежуточном этапе определяется уровень достижения собственных знаний, качества знаний, ошибок и их причин, пути их устранения. (Дома вы заполняли словники, давайте посмотрим, что у вас получилось, и дополним их примерами. При подборе каких определений у вас возникли трудности?)

Организуется самостоятельная работа, помогающая устранить возможные речевые и лексические ошибки. (Попробуйте описать глаза, взгляд товарища, подруги, сидящего в классе, указывая на цвет, состояние человека, продолжительность взгляда. Учащиеся записывают 1-2 предложения.)

Новое на данном этапе урока - формирование навыка описания детали портрета.

Подготовка к написанию сочинения по портрету включает самостоятельную деятельность обучающихся по применению и закреплению новых знаний, самоконтролю, выявлению итогового качества собственных знаний. (Задание дается по рядам, проверка через несколько минут. Учащиеся комментируют, что получилось у товарищей.)

Так формируется компетенция выявления причин ошибок и определения пути их устранения.

На этапе подведения итогов урока под руководством учителя обобщаются полученные и созданные самостоятельно новые знания (О чем надо помнить, работая над сочинением-описанием внешности человека?) Выясняется, решены ли учебные задачи. (Работали над деталями портрета, формировали представление о таком виде описания, как описание внешности, отобрали и записали в рабочие тетради материал для описания общего впечатления о человеке.)
Домашнее задание позволяет организовать самостоятельную деятельность обучающихся по применению и воспроизведению ими новых знаний.

Тип урока: урок развития речи.

Цель урока:

  • знать определение «литературный портрет», структуру, языковые особенности текста-описания внешности человека;
  • уметь самостоятельно описывать внешность человека; определять тему, основную мысль своего сочинения, тип речи, стиль, отбирать материал; использовать полные и краткие причастия в речи.

Оборудование: презентация, карточки для учащихся, выставка портретов В.А. Серова.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Лицо человека высказывает больше и
более интересные вещи, нежели его уста.
А. Шопенгауэр

1. Организационный момент.

2. Проверка опережающего домашнего задания.

- К уроку вы получили опережающее задание: найти в толковом словаре и объяснить значение слов: «внешность», «наружность», «облик». В чем их близость, а в чем различие?

- Дома вы выполняли задание по карточке и составили свое высказывание о внешности человека. Прочитайте его. (Приложение 1)

- Представьте, что вас просят вспомнить внешность однажды увиденного человека. О чем вы будете рассказывать?

Подумайте, можно лишь при описании внешности ограничиться только рассказом о чертах лица. Входят ли, по-вашему, костюм, походка, поза в понятие «внешность»?

- Обоснуйте вашу точку зрения.

  • Да, необходимо изобразить лицо, фигуру, жесты, позу, одежду.
  • Но основное в этом описании – найти характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и суметь передать их словами.

3. Постановка темы и целей урока.

- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? (Как описать внешность конкретного человека? Какие художественные приемы использовать в описании?)

- Сегодня на уроке мы продолжим учиться самостоятельно описывать внешность человека, определять тему, основную мысль своего сочинения, его стиль и тип речи, отбирать материал к описанию. Эти вопросы волнуют каждого.

На доске появляется заголовок: «Описание внешности человека по портрету».

4. Обсуждение содержания эпиграфа к уроку.

- Как вы думаете, о чем нам говорит Шопенгауэр в своем высказывании?
- Да, говорят, что лицо – зеркало человеческой души, но это не всегда так. Не случайно существует изречение «Внешность обманчива». Зачастую люди только по внешнему виду и потому ошибочно судят о характере человека, о характере своих сверстников (толстый, неповоротливый – значит, по их мнению, ленивый, трус; сильный физически – значит, смелый, хороший товарищ и др.)

5. Анализ литературного портрета и иллюстраций к этим портретам.

«Отгадывание» литературных героев (включается презентация, представлены портреты героев «Мертвых душ»).
- Ребята у вас в рабочих материалах к уроку описание внешности известного литературного героя. Портреты героев поэмы Н.В. Гоголя перед вами.

Найдите портрет героя, подходящий под описание.

  • «Есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила,  не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, отскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живет!» Такой же самый крепкий и на диво стаченный образ был у Собакевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и... редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь. Чичиков еще раз взглянул на него искоса: медведь! совершенный медведь!» (Н.В. Гоголь)

- Что позволило узнать героя?

  • Портрет Ноздрева (самостоятельная работа)

- Попытайтесь несколькими фразами описать следующего героя. Послушаем, что у вас вышло. Спасибо.
- Послушаем автора.

  • «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

- Показалось писателю главным в описании героя? Как вы думаете почему?
- Какие особенности описания внешнего облика человека у Гоголя вы заметили?
( Употребление однородных членов предложения, требующих интонации перечисления, антонимы, эпитеты, употребление составного именного сказуемого. При описании портрета употребляются оценочные слова).

4. Работа над карточками и систематизация материала к сочинению.

- Мы приступаем к работе по сбору необходимого для сочинения материала.
- С чего, как вы думаете, стоит начать описание внешности человека? Почему? Аргументируйте свой ответ?
- Дома вы заполняли словники, давайте посмотрим, что у вас получилось, и дополним их примерами.
- При подборе каких определений у вас возникли трудности?
- Труднее всего описать глаза, взгляд человека, поэтому при чтении материала карточек (Приложение 2) , прошу обратить внимание на то, как можно сказать о взгляде, глазах.

  • Характеристика глаз.

«Его глаза сияют». (А.С. Пушкин.)

«За спиною его стояла девочка... щеки её горели нестерпимо, ещё сильнее, чем её серые глаза» (К.Г. Паустовский.)

- Отметить портретную лексику. (Ученик отмечает лексику, класс записывает в тетрадях – глаза сияют, глаза горят.)
- В каком значении употреблены глаголы? (Переносном.)
- Что они называют? (Впечатление, производимое героями.)

«На Таню глядели серые, как у матери, глаза. Они были раскрыты, постоянный блеск покрывал их поверхность, а в глубине ходили лёгкие тени, и, казалось, в них не было никакого дна». (Р. Фраерман.)

«Ко всему этому, у него были быстрые блестящие глаза». (Д. Дефо.)

- Сказано ли в отрывках о цвете глаз (серые), есть ли сравнение со светом? (Блеск покрывал их поверхность; блестящие глаза.)
- Подчеркнуто ли состояние взгляда? (В глубине ходили тени, быстрые глаза.)

Запишите в карточке.

«У Андерсена были серые сощуренные глаза». (К.Г. Паустовский.)

«Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались старше лица». (А. Грин.)

- Каков цвет глаз у героя? (Серые, темные.)
- Отражается ли состояние, характер человека? (Сощуренные, с оттенком грустного вопроса.)

Запись лексики в тетрадь.

«Я часто встречал на улицах Батума низенького, очень быстрого человека со смеющимися глазами». (К.Г. Паустовский.)

- Какой фразой писатели подчеркивают характер человека (смеющиеся глаза), цвет (прозрачные глаза)?

Вывод могут с помощью наводящих вопросов сделать ученики.

- Многообразна портретная лексика: писатели указывают на цвет глаз, состояние человека, не называя его; обращают внимание на продолжительность взгляда, величину глаз; подчеркивают характер человека.

- Попробуйте описать глаза, взгляд товарища, подруги, сидящего в классе, указывая на цвет, состояние человека, продолжительность взгляда. Запишите в карточке.

Учащиеся записывают 1-2 предложения.

Так формируется навык описания детали портрета.

  • Характеристика взгляда

- Как вы думаете, почему в описаний всегда присутствует характеристика взгляда?
- О чем может говорить взгляд?
- Послушайте эпитеты к слову взгляд: бархатный, бездонный, горячий, задорный, искрометный, лучистый, мерцающий, оживленный, понимающий, светлый, чудесный, энергичный, ясный, твердый взгляд. (Приложение 2)

«Твёрдый, немигающий взгляд несколько смутил Павку». (Н. Островский.)

- Какие определения указывают на характер человека? (Задорный, энергичный, оживлённый.)
- В каких определениях подчеркнуто сходство со светом, материалом, величиной? (Бархатный, бездонный, искрометный, лучистый, мерцающий, светлый.)
- В каких определениях даны оценки? (Чудесный.)
- Подберите синонимы к словам: чудесный, задорный. (Чудесный – прекрасный, задорный – живой.)
- Дополните ряд своими определениями (беглый, быстрый, долгий, длинный, короткий, мгновенный, мимолётный, неторопливый, стремительный взгляд). Запишите в карточке.

  • Назовите цвет глаз. (Голубые, синие, стальные, серые, зеленые, карие, черные.)

«Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку». (М.А. Шолохов.)

- Какие особенности в описании лица героя даются не так подробно, как предыдущие?

  • Волосы, брови, овал лица.

- Какими могут быть волосы по цвету? (белокурые, черные, каштановые, русые, седые, пепельные)
- Как называют людей по цвету волос? (Блондинами, брюнетами, шатенами.)
- Укажите форму, длину волос. (Волнистые, кудрявые, прямые, редкие, густые, жесткие, мягкие, длинные, короткие.)
- Какими бывают брови у человека по цвету и форме? (Черные, белесые, густые, редкие, круглые, длинные, вразлёт, нависшие, как шнурки и т.д..)
- Опишите брови своего друга, подруги, соседа по парте. Запишите в карточке.
- Назовите овал лица, какое оно бывает? (Круглое, длинное, широкое, узкое, продолговатое.)
- Какой овал лица у вашего соседа, соседки по парте? Опишите.

  • Нос

- Перед вами определения, которые употребляются для описания носа: большой, длинный, короткий, крошечный, крупный, маленький, массивный, огромный, увесистый, тяжелый, античный, горбатый, греческий, римский, классический, вздернутый, вислый, курносый, кривой, сплюснутый, клювом, крючком, пуговкой.

- Какой нос у этих людей? (Прилагаются портреты.) Назовите величину и его форму.
Как вы можете назвать кожу носа? (гладкая, рыхлая, пористая, бугристая.)

5. История создания портрета В.А. Серова «Мика Морозов» (подготовленный ученик, 2 мин). (Приложение 4).

6. Подготовка к написанию сочинения.

- Как изображен Мика Морозов? Что можно сказать о его одежде, позе, выражении лица, глаз?

Подберите слова и выражения, продолжите ряд эпитетов (в этой работе используйте словники, которые составили дома).

Пусть ваши эпитеты несут оценку, будут яркими ( Приложение 3).

Задание дается по рядам (3 ряда) и проверка через несколько минут. Остальные записывают в карточках и комментируют, что получилось у товарищей.

- Какие краски использует Серов для изображения мальчика?

Карточка

Положение тела – естественное, напряженное, непринужденное.
О позе, выражающей состояние, настроение, характер – нетерпеливая, стремительная, устремленная, неуемная.

Эпитеты

  • Глаза – круглые, черные, любопытные, широко распахнутые.
  • Губы – яркие, полуоткрытые, трогательные.
  • Нос – маленький, заостренный, правильный.
  • Щеки – вскинутые, светлые, очерченные, крылатые.
  • Лицо – румяные, детские, бархатные.
  • Взгляд – пытливый, удивленный, любопытный, умный.
  • Руки – детские, нежные, смуглые, невинные, нетерпеливые.

7. Итоги урока.

- Чему новому в описании внешности человека учились на уроке?
- Сегодня на уроке мы постарались провести целенаправленную работу над деталями портрета, сформировать представление о таком виде описания, как описание внешности, отобрали и записали в рабочие тетради материал для описания общего впечатления о человеке.
- О чем надо помнить, работая над сочинением-описанием внешности человека?

В изображении человека могут быть важными указания на возраст, черты характера и их особенности, взгляд, жесты, фигуру, походку, одежду и др. Здесь может иметь значение любая мелочь, которая по-иному высвечивает личность.

Выводы.

- Когда я буду писать сочинение, прежде всего надо самому себе ответить на такие вопросы:

  • Кого именно я буду описывать?
  • Какую задачу я ставлю? (Поделиться впечатлениями, сообщить об отличительных признаках, нарисовать внешность).
  • Что главное я скажу в своём сочинении? («Все примечательно во внешности такого-то человека»; «Как необычно выглядит такой-то, когда смеется…»; «Во внешности такого-то особенное – это-то»; «Как обаятелен… » и т.д.)

8. Домашнее задание.

- На уроке вы собрали необходимый материал к написанию сочинению по картине В.А. Серова «Мика Морозов». В материалах к уроку вам предложены несколько образцов вступлений к сочинению. Там же вы видите «Памятку к описанию внешности человека», она тоже поможет вам в вашей работе.

Чтение и обсуждение Памятки к описанию внешности человека (Приложение 3). (Особенности в употреблении лексики, строении синтаксических конструкций, особенности композиции при составлении описании внешности человека).

- Прежде чем начнете рассказывать о герое, почувствуйте настроение картины, подумайте о тех чувствах, которыми хотел поделиться художник. Попытайтесь раскрыть трогательность и поэтичность детского образа. Озаглавьте свое сочинение.

Приложение 1
Домашнее задание


1. По толковому словарю дайте определения: «внешность», «наружность», «облик». В чем их близость, а в чем различие?

2. «Красота, грация, внешность, приятный голос облегчают жизненный путь. Но не следует переоценивать красоту: не подкрепленная другими достоинствами она может принести вред». (Я. Корчак.) Согласны ли вы с автором? О каких других достоинствах говорит Я. Корчак?

3. Составьте свое высказывание о внешности человека. Запишите его.

4. Словник «Подберите слова и выражения, описывающие внешность человека» Положение тела – естественное, напряженное,

О позе, выражающей состояние, настроение, характер – нетерпеливая, стремительная

  • Глаза –
  • Губы –
  • Нос –
  • Щеки –
  • Лицо –
  • Взгляд –
  • Руки –

Приложение 2
Рабочая карта ученика

1. Портреты литературных героев.

  • «Есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, отскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живет!» Такой же самый крепкий и на диво стаченный образ был у Собакевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и... редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь. Чичиков еще раз взглянул на него искоса: медведь! совершенный медведь!» (Н.В. Гоголь)
  • Портрет Ноздрева (самостоятельная работа)

2. Систематизация материалов к сочинению.

Характеристика глаз.
“Его глаза сияют” (А.С. Пушкин.)
“За спиною его стояла девочка... щеки её горели нестерпимо, ещё сильнее, чем её серые глаза” (К.Г. Паустовский.)
“На Таню глядели серые, как у матери, глаза. Они были раскрыты, постоянный блеск покрывал их поверхность, а в глубине ходили лёгкие тени, и, казалось, в них не было никакого дна”. (Р. Фраерман.)
“Ко всему этому, у него были быстрые блестящие глаза”. (Д. Дефо.)
“У Андерсена были серые сощуренные глаза”. (К.Г. Паустовский.)
“Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались старше лица”. (А. Грин.)

Каков цвет глаз у героя? (Серые, темные.)

“Я часто встречал на улицах Батума низенького, очень быстрого человека со смеющимися глазами”. (К.Г. Паустовский.)
Характеристика взгляда

Бархатный, бездонный, горячий, задорный, искрометный, лучистый, мерцающий, оживленный, понимающий, светлый, чудесный, энергичный, ясный, твердый взгляд.

“Твёрдый, немигающий взгляд несколько смутил Павку”. (Н. Островский.)

Нос.

Перед вами определения, которые употребляются для описания носа: большой, длинный, короткий, крошечный, крупный, маленький, массивный, огромный, увесистый, тяжелый, античный, горбатый, греческий, римский, классический, вздернутый, вислый, курносый, кривой, сплюснутый, клювом, крючком, пуговкой.

Приложение 3

Материалы к сочинению по портрету «Мики Морозова»

- Подберите слова и выражения, описывающие внешность мальчика.

1. Какие слова и выражения можно подобрать, чтобы описать позу мальчика:

Положение тела – естественное,
О позе, выражающей состояние, настроение, характер – нетерпеливая, стремительная

2. Подберите эпитеты к словам:

  • Глаза –
  • Губы –
  • Нос –
  • Брови -
  • Щеки –
  • Лицо –
  • Взгляд –
  • Руки –

3. Началом вашего сочинения могут стать слова Е.М. Богата: «Мастерство больших художников-портретистов граничит с волшебством.

Лица и руки – это романы и повести, умещенные чудом на небольших кусках холста. Можно ли выдумать эти лица? Нет! Их можно только увидеть: в самой жизни. И, увидев, остановить мгновение» с помощью кисти или карандаша»
или М.М. Герасимова: «Человек сам создает себе лицо. На нем отражается все: и раздумья, и разочарованья, и чистота помыслов, отражается хорошее и дурное. Отражается не на час, не на день, а навсегда. Чем содержательнее жизнь человека, тем интереснее его лицо».

Памятка к описанию внешности человека

Одним из видов описания как типа монологической речи является описание портрета (внешности человека).
В изображении человека могут быть важными указания на возраст, черты характера и их особенности, взгляд, жесты, фигуру, походку, одежду и др. Здесь может иметь значение любая мелочь, которая по-иному высвечивает личность. Очень много о человеке рассказывает его поза.

При описании внешности на основе портретной живописи, внешних данных героя того или иного художественного произведения или знакомого лица следует помнить:

1. Описание внешнего облика человека предполагает использование соответствующих тематически объединенных слов: внешний облик, возраст, волосы, лицо, рост и т.д.

2. Описание портрета связано с употреблением однородных членов предложения, требующих интонации перечисления: Художник С.А. Серов передал характерный внешний облик Мики Морозова – удивительно открытые глаза, яркие губы, кольца вьющихся волос...

3. Для описания портрета характерно употребление составного именного сказуемого: Он был среднего роста... Его походка была небрежна и ленива... (М.Ю. Лермонтов).

4. При описании портрета употребляются оценочные слова: Сразу поразили вникающие, необычно внимательные, думающие, детской голубизны глаза (В. Ходасевич).

5. Текст, содержащий описание живописного портрета, имеет следующие структурно- композиционные особенности:

  • общая характеристика;
  • история создания портрета;
  • собственно портрет – внешние данные: особенности душевного стояния, характера, отраженные в портрете;
  • оценка портрета.

Приложение 4
История создания портрета В.А. Серова «Мика Морозов»

Крупнейший русский портретист конца XIX –начала XX в. Валентин Александрович Серов славился своей особой «привередливостью» к моделям. Взыскательный художник, строгая честность которого и в жизни, и в искусстве принесла ему прозвище «московского Катона», он не имел других доходов, кроме заработанного собственным трудом, и был более чем небогат – известно, что после его неожиданной кончины в возрасте 46 лет в 1911 г. его семья осталась без средств к существованию. Тем не менее Серов, по свидетельству современников, не раз отклонял даже выгодные заказы по двум взаимосвязанным причинам: если, во-первых, человек, которого ему предлагали портретировать, был на взгляд Серова, банален как личность, и если, во-вторых, эта банальность достигала такой степени, что ее невозможно было даже художественно «обыграть», построить на ее основе характеристику, заостряющую сущностные черты модели. Ведь именно к этому методу сгущения, подчеркивания характерного пришел Серов в зрелые годы своего творчества. В лучших работах он как бы расширял портретный образ:

Сохраняя уважение к традициям портретного жанра, требовавшим обязательного сходства, Серов вместе с тем стремился к свободе, свойственной едва ли не всем великим портретистам мирового искусства с их неписаным правилом: портрет должен быть больше похож на натуру, чем сама натура обычно видит в зеркале. Другими словами, одна лишь передача внешнего сходства еще не выражает глубинных свойств человека. Вот почему Серов долго «докапывался» до них и до того, как же добиться их воплощения в портретном образе, беря у своих моделей от 40 до 100 сеансов – дело для модели нередко трудное, мучительное, на которое соглашались, лишь желая иметь портрет кисти знаменитого художника

После сказанного можно по достоинству оценить уже один тот факт, что Серов написал целый цикл портретов Морозовых: его моделями были оба крупнейших коллекционера искусства братья Михаил Абрамович и Иван Абрамович Морозовы, их жены Маргарита Кирилловна и Евдокия Сергеевна, дети Михаила Абрамовича – Михаил («Мика»), Юрий, Мария («Маруся»). Последние двое были запечатлены художником в рисунках, остальные в живописи, и, по крайней мере, все четыре мужских портрета безоговорочно можно отнести к вершинам творчества Серова, шедеврам отечественного искусства.

Что касается едва ли не лучшего детского портрета Серова – портрета четырехлетнего Мики Морозова, будущего видного шекспироведа, как и портретов М.А. и И.А. Морозовых, то нет такой более или менее обстоятельной работы о художнике, где не давались бы описания, разборы, оценки этих выдающихся произведений. В портрете Мики Морозова поражает динамизм, ощущение которого рождается всем строем образа, композицией, цветом, характером мазка, то широкого и свободного в околичностях, то бережного, точно «лепящего» лицо ребенка и его мягкие волосы. Это позволяет Серову выразить присущую детству живость реакций, непосредственность. Разумеется, ребенок не мог позировать Серову, как это делали взрослые – он написан с натуры, но «по памяти». Метко схвачен не характер – он еще не мог сложиться, – а темперамент Мики. Кто читал труды Михаила Михайловича Морозова, знает, что он сохранял эту живость, темпераментность до седых волос, и они отразились даже в научных его работах. Серов со свойственной ему глубиной сумел увидеть и воплотить качества, которые его «персонаж» пронес через всю свою жизнь.

Чернова Оксана Николаевна25.08.2014 146280 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar