РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы в школе закрытого типа

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы в школе закрытого типа
Т.И. Тарасова
г. Омск, Казённое общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»
 
Организация самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы
в школе закрытого типа

«Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать» [4]. Эти слова Л.Н.Толстого говорят о важности самостоятельной работы в школе, о ее воспитательной силе. Надо, чтобы учащиеся не только усвоили программу, но и приобрели умение сознательно работать с книгой, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выделять существенные признаки того или иного явления, сопоставлять и группировать факты, делать выводы и обобщения, применять их на практике. «Вот почему инициатива и мыслительная активность учащихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения, обеспечивающих не только прочные знания основ наук, но и формирование самообразовательных навыков, является одной из актуальных проблем педагогики»[6].

Мы работаем в школе закрытого типа, где процесс обучения имеет свои особенности, в том числе:

  • негативное отношение к учебе, сформированное у большинства обучающихся ещё до того, как они попали в школу при ИК;
  • психологические особенности заключенных;
  • постоянная смена контингента, обусловленная режимом содержания в ИК,
  • запреты и ограничения доступа к информационным источникам (Интернет, периодика и т.д.).

Поэтому так важно привить учащимся необходимые навыки: умение думать, приобретать, творчески усваивать знания и применять их на практике, что поможет им в дальнейшей социализации. Главная цель нашей работы – научить добывать знания самостоятельно.

На помощь нам приходит технология РКМ (развитие критического мышления), элементы которой мы активно внедряем в свою работу,что помогает разнообразить занятия, развивать творческие и аналитические способности учащихся.

Технология развития критического мышления – это открытая образовательная технология, которая развивает умение анализировать информацию, способность видеть проблему в целом, мобильность, самостоятельность суждений, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты собственной деятельности. Иными словами, формирует качества критически мыслящей личности. А это – первый шаг человека к социальному успеху. Одно из основных положений технологии РКМ – следование трем фазам: «Вызов» – «Осмысление новой информации» (Смысловая стадия) – «Рефлексия» (или Размышление).

На стадии вызова мы применяем такие приемы, как «Верные - неверные утверждения», «Ключевые слова», работу с кластерами. На стадии осмысления - «Чтение с остановками», «Составление кластера», работу с таблицами, схемами, алгоритмами. На стадии рефлексии возвращаемся к ключевым словам, обращаемся к заполнению кластеров и таблиц, отвечаем на поставленные вопросы, пишем творческие работы, синквейны и т.д.

На занятиях по литературе при «чтении с остановками» текст читается по частям, каждая из которых анализируется, делаются прогнозы о содержании. Работа сопровождается не только обсуждением прочитанного, но и дополнительной информацией, которую сообщает учитель. В процессе обсуждения может завязаться дискуссия, где учащиеся свободно высказывают свою точку зрения.

Эффективна на уроках литературы работа со всякого рода таблицами. Это могут быть:

  • Сравнительные, сопоставительные таблицы. Например, «Базаров и П.П.Кирсанов. Сравните героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»», «Характеристика героев романа И.А. Гончарова Обломова и Штольца» и др.;
  • «слепые таблицы», в которых учащиеся, изучая биографию писателей, восстанавливают даты (например, «Биография А.П.Чехова», «Жизнь и творчество С.А.Есенина») или, наоборот, события из жизни писателя, например, Л.Н.Толстого, А.И.Солженицына (эта деятельность осуществляется во время лекции учителя или при самостоятельной работе с учебником);
  • сводные обзорные таблицы, которые ученики заполняют, работая над темой в течение нескольких уроков. Например, «Литература 2 половины ХХ века» или «Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»».

На уроках русского языка мы активно пользуемся алгоритмами на основные правила орфографии и пунктуации: они помогают учащимся выполнять упражнения, готовиться к зачету, потому что постоянно доступны как справочный материал и на групповых, и на индивидуальных консультациях.

Еще один помощник в работе – опорные схемы, которые могут составлять сами ученики или предлагать уже готовыми учитель («Композиция романа «Отцы и дети», «Жизнь Катерины Кабановой в драме А.Н.Островского «Гроза», «Пути искания смысла жизни героями романа Л.Толстого «Война и мир» и др.).

Таблицы, схемы, алгоритмы используются на любом этапе урока (при изучении нового материала, при подготовке к усвоению новых знаний, при закреплении) или «работают» в течение всего занятия, помогают за короткое время освоить большое количество информации.

Как на уроках русского языка, так и на уроках литературы мы часто применяем индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности:

  • задания, данные учителем или помещенные в учебнике, требующие самостоятельной работы;
  • самостоятельное выполнение упражнений комбинированного характера (например, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания);
  • задания, которые предполагают некоторые элементы творчества (составление словосочетаний и предложений, составление схем и таблиц, изложения и сочинения с грамматическим заданием);
  • творческие работы.

Один из самых сложных и важных вопросов в работе - это сочинения учащихся, самостоятельная творческая работа, которая дается нашим ученикам очень тяжело. Сказывается и длительный перерыв между предыдущей и настоящей учебой, и сниженный уровень обучаемости в результате употребления наркотиков, алкоголя, асоциального образа жизни. Им трудно раскрывать тему сочинения, грамотно и логично излагать свои мысли.

Научить этому – длительный и кропотливый процесс, включающий в себя работу над проблемными вопросами, выполнение разного рода творческих заданий, анализ текста.

Комплексный анализ текста мы проводим на уроках русского языка. Выполняя эту работу, учащиеся вставляют пропущенные буквы, расставляют недостающие знаки препинания, выполняют грамматические и творческие задания.

Именно эту форму работы мы применяем на зачетных уроках в старших классах.

В среднем звене в зачетных работах используем тестирование, которое позволяет быстро выявить уровень качества знаний у учащихся, а также указать на пробелы в знаниях. В конце изучения темы также проводим проверочную работу в форме теста.

На стадии «Размышления» мы обращаемся к одной из художественных форм письменной рефлексии – синквейну.

Учащиеся с удовольствием выполняют данную форму работы, хотя опыт составления синквейна у них невелик и не всегда у всех получается это пятистишие.

Элементы технологии РКМ помогают развивать навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации, овладевать умением интегрировать информацию, развивать творческие и аналитические способности. У учащихся формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Самостоятельная деятельность учащихся нашей школы продолжается и во внеурочное время. Она реализуется через участие наших воспитанников в заочных конкурсах и олимпиадах разного уровня. Так традиционной в нашей школе является Декада наук, в рамках которой проводятся викторины по разным предметам, конкурсы стихов. С 2009 года ученики школы принимают участие в Международном конкурсе «Русский медвежонок. Языкознание для всех» и в Ломоносовском турнире, который проводится на базе университета им. Достоевского. Участники этих конкурсов самостоятельно выполняют задания, находя ответы в учебниках и дополнительной литературе. Таких учеников в школе немного, но среди них есть и победители.

На первый взгляд, во время самостоятельной работы учащихся учитель не принимает участия в выполнении задания, однако он организует деятельность класса, создаёт необходимые условия и настрой, направляет познавательный процесс, а это важно, чтобы поддержать творческие начинания, их добровольность и самостоятельность.

Поэтому при организации самостоятельной работы мы следуем таким «принципам управления:

  • дифференцированный подход с соблюдением посильности учебных заданий;
  • возрастание интеллектуальных нагрузок при выполнении самостоятельной работы;
  • постепенное отдаление учителя и занятие им позиции «пассивного наблюдателя» за процессом»[5].

Готовясь к занятиям и проводя их, мы осознаем, что перед нами взрослые люди с уже сформировавшейся психикой, со своими взглядами на жизнь, которую они оценивают сами, и в то же время ученики, которым нужна наша помощь в получении знаний, формировании учебных умений, закреплении навыков.

Литература:

  1. Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М. «Просвещение», 2004.
  2. Крылова Е. «Использование методов и приёмов Технологии Развития Критического Мышления на уроках русского языка и литературы» // ЗАВУЧ. Инфо, http://www.zavuch.info/methodlib/395/84565/
  3. Нехаев А.В. Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка в старших классах вечерней школы. – М. « Просвещение», 1989.
  4. Педагогические воззрения Л.Н. Толстого, http://tolstoyschool.com/pedagogicheskaja-dejatelnost-tolstogo/pedagogicheskie-vozzrenija.html
  5. Самостоятельная работа учащихся на уроке – реферат, http://nestudent.ru/show.php?id=45297&p=3
  6. Смольянова Т.И. Самостоятельная работа на уроках русского языка. Курсовая работа, http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/samostoyatelnaya-rabota-na-urokah-russkogo-yazyka
Тарасова Татьяна Ивановна25.08.2014 25010 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar