РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Урок русского языка с использованием проблемно-диалоговой технологии

Урок русского языка с использованием проблемно-диалоговой технологии

Проектируем урок по новым стандартам.

Урок русского языка с использованием проблемно-диалоговой технологии

Косырева Наталья Анатольевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 551

Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, —
все, что может сделать учитель, это указать дорожки.
Ричард Олдингтон

Приоритетная цель российского образования сегодня - полноценное формирование и развитие способностей обучающегося самостоятельно выделять учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Поэтому сегодня важно не столько дать ученику как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка универсальными способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. В Концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании – образовании, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Сегодня очень важно вооружить обучающихся такими универсальными способами действий, которые помогут им развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. А для этого должен быть изменён способ обучения.

Нам, учителям среднего звена (основной школы), которые через год начнут работу по новым образовательным стандартам, необходимо научиться строить учебный процесс так, чтобы он был нацелен на формирование метапредметных результатов.

К чему мы должны прийти?

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

Коммуникативные УУД:

  1. умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  2. владение всеми видами речевой деятельности;
  3. адекватное восприятие устной и письменной речи; владение разными видами чтения;
  4. умение точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
  5. соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета и др.

Познавательные УУД:

  1. умение формулировать проблему;
  2. умение выдвигать аргументы;
  3. умение строить логическую цепь рассуждения;
  4. способность находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
  5. умение осуществлять библиографический поиск;
  6. способность извлекать необходимую информацию из различных источников;
  7. умение определять основную и второстепенную информацию и т.д.

Регулятивные УУД:

  1. способность ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
  2. умение планировать последовательность действий и при необходимости изменять её;
  3. умение осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

Каким должен быть современный урок, чтобы добиться таких результатов?

Главным «действующим лицом» урока теперь является не учитель, а ученик:

  • учащиеся самостоятельно формулируют цели урока;
  • учащиеся осознают недостаточность имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности, работы в парах и группах;
  • учащиеся осуществляют взаимопроверку, взаимоконтроль;
  • учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке.

Поэтому самостоятельная деятельность обучающихся должна занимать более половины времени урока.

Мы рассмотрим одну из педагогических технологий, направленных на формирование метапредметных результатов, технологию проблемно–диалогического обучения. Она готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: они усваивают лучше то, что открыли сами в ходе учебного диалога «обучающийся - обучающийся», «обучающийся - учитель». Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении, возможно, помогает учащимся подвести итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.

Как сам урок с использованием этой технологии, так и подготовка к нему может состоять из следующих этапов.

1. Определение нового. Прежде всего, учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие и т.п. 

Рассмотрим данные этапы на примере урока русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных». Необходимо, чтобы обучающиеся сформулировали правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных, составили опорную схему или таблицу.

2. Конструирование проблемной ситуации. Проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать, например, следующими способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

Создание проблемной ситуации «с удивлением», побуждающий к гипотезам диалог:

Учитель: Прочитайте слова (записаны на доске):
Осенний, искусственный, экскурсионный, овсяный, репетиционный, ветряной, ответственный; медленный, лебединый; лошадиный, гостиная, соловьиный, змеиный, коренной, торжественный, телефонный; кожаный, общественный, свиной.
Учитель: Какими частями речи являются записанные слова?
Учащиеся: Прилагательными.
Учитель (предъявляет факт): Выделите их суффиксы.
Учащиеся выделяют суффиксы, испытывают удивление – возникновение проблемной ситуации.
Учитель (побуждает к осознанию противоречия): Что интересного заметили?
Учащиеся (осознание противоречия): Среди этих прилагательных есть те, которые имеют в суффиксе Н, а есть те, которые имеют НН.
Учитель (побуждение к формулированию проблемы): Какой возникает вопрос?
Учащиеся: Почему в одних суффиксах имён прилагательных пишется Н, а в других НН? (Учебная проблема как вопрос).
Учитель: Над какой темой будем работать?
Учащиеся (формулируют тему урока): Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

3. Планирование действий. После формулировки проблемы урока начинается основная его часть – коммуникация, общение, диалог. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен быть всегда готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения, т.к. «сценарий» урока теперь предлагает ученик. Поэтому работая над планом урока, следует продумать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

Учитель: Запишите тему урока. (Побуждение к выдвижению гипотез): Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании Н и НН суффиксах прилагательных?
Учащиеся: Н пишется в относительных прилагательных (Ошибочная гипотеза 1).
Учитель: Все с этим согласны? (Побуждение к устной проверке).
Учитель: Все ли относительные прилагательные пишутся с Н? (Подсказка к контраргументу).
Учащиеся: Прилагательное экскурсионный – относительное, но пишется НН (контраргумент 1).
Учащиеся: Прилагательное лебединый – притяжательное, но пишется Н (контраргумент 2).
Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Какие ещё есть гипотезы?
Учащиеся: НН пишется на стыке корня и суффикса (гипотеза 2).
Учитель: С этой гипотезой все согласны? (Побуждение к устной проверке).
Учащиеся: В словах осенний, коренной и телефонный действительно НН пишется на стыке корня и суффикса, но в словах искусственный, экскурсионный, репетиционный, ответственный, медленный, торжественный, общественный – НН именно в суффиксе (контраргумент).
Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Другие гипотезы есть?

4. Планирование решений.

Планируя решение проблемы, необходимо:

  • сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами;
  • выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.
  • спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества.
  • составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

Учитель: Попробуйте сгруппировать слова. По какому признаку это можно сделать? (Подсказка 1 к решающей гипотезе).
Учащиеся: Н и НН. (Группируют слова).
Учитель: Какую закономерность заметили? (Подсказка 2 к решающей гипотезе).
Учащиеся: Н пишется в суффиксах –ин, –ан, –ян; НН – в суффиксах –енн, –онн, (Решающая гипотеза).
Учитель: Как проверить вашу гипотезу? (Побуждение к практической проверке).
Учащиеся: Выпишем в первый столбик слова с Н, а во второй – с НН и посмотрим на их суффиксы. (План проверки).
Учитель: Что дала проверка?
Учащиеся: Прилагательные первого столбика имеют суффиксы –ин, –ан, –ян, а прилагательные второго столбика – суффиксы –енн, –онн. Также во 2 столбике оказались прилагательные, у которых корень заканчивается на Н, и имеющие суффикс Н (аргумент).
Учитель: Сформулируйте общий вывод. Когда в суффиксах прилагательных пишутся Н и НН?
Учащиеся (формулируют правило – открытие нового знания): прилагательные с суффиксами–ин, –ан, –ян пишутся с Н, а прилагательные с суффиксами–енн, –онн - НН; НН пишется также в прилагательных, у которых корень заканчивается на Н, и имеющих суффикс Н.
Учитель: Попробуйте с помощью схемы или таблицы записать это правило.
Н НН
-ин
-ан
-ян -онн
-енн
н+н
или
-ин -онн
Н -ан НН -енн
-ян н+н
Учитель: А теперь обратите внимание на слова, написанные на доске: стеклянный, оловянный, деревянный. Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия).
Учащиеся: Это прилагательные с суффиксами -ян у которых почему-то в суффиксе пишется НН.
Учитель: Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы).
Учащиеся: Почему у прилагательных стеклянный, оловянный, деревянный пишется НН?
Учитель: Используя открытое вами знание, попытайтесь предположить причину такого написания.
Учащиеся (выдвигают свои предположения)
Учитель: Мы с вами оказались в ситуации, когда для решения проблемы нам не хватает знаний. Поэтому предлагаю прочитать учебник и после этого объяснить причину такого необычного написания.
Учитель: Как же объяснить причину написания в словах стеклянный, оловянный, деревянный НН?
Учащиеся: Это исключения из правил.
Учитель: О какие ещё исключениях вы узнали?
Учащиеся: Ветреный пишется с Н, но в словах с приставкой будет писаться НН: безветренный, подветренный.
Учитель: Дополните схему (таблицу) исключениями.
5. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное подведение промежуточного итога урока.
Учитель: Так как же мы решили проблему? (Рефлексия)

6. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.[4]

Из этого следует, что

  • форма современного урока - преимущественно групповая и/или индивидуальная;
  • главная цель учителя на уроке - организовать деятельность обучающихся:
    • по поиску и обработке информации;
    • обобщению способов действия;
    • постановке учебной задачи и т. д.

Таков в нашем понимании современный урок.

Без сомнения, приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным, информационным технологиям, не отрицая использования и других. Например, технологии критического мышления, технологии встречных усилий, технологии дифференцированного обучения, модульной технологии, технологии продуктивного чтения и технологии оценивания учебных успехов. К наиболее актуальным педагогическим технологиям, на наш взгляд, которыми учитель должен овладеть в процессе подготовки к введению ФГОС, следует отнести технологию проблемного диалога

В заключении хочется ещё раз сказать: чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по–новому готовиться к уроку, по–новому проводить урок, по–новому оценивать достижения обучающихся, по–новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Литература

  1. Федеральный образовательный государственный стандарт общего образования (приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010 №1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 01.02.2011 №19644) - Режим доступа: http://standart.edu.ru
  2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 3-е изд., дораб. – М: Просвещение, 2011. - 112 с. - (Стандарты второго поколения).
  3. Вахрушев А. А, Данилов Д. Д. Как готовить учителей к введению ФГОС. - Режим доступа: http://www.school2100.ru/
  4. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002. – 168 с.
  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  6. Смирнова Н. С. ФГОС второго поколения: система работы по формированию УУД на уроках русского языка. - Режим доступа: http://rcwebroom.rusedu.net/
Косырева Наталия Анатольевна25.08.2014 44701 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Спасибо за представленный опыт, так необходимый сегодня!
avatar