РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие творческих способностей младших школьников, в результате занятий аппликацией.

Развитие творческих способностей младших школьников, в результате занятий аппликацией.

Изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Проблема развития творческих способностей дошкольников и младших школьников в результате освоения средств художественной аппликации исследуется в общей психологии, возрастной психологии, педагогической психологии, дифференциальной психологии, психологии развития. Она раскрывается как актуальная психологическая проблема творчества личности; актуальная проблема формирования эффективной творческой деятельности дошкольников младших школьников.

Научные работы по исследуемой теме можно условно выделить в три направления: общепсихологический подход в исследовании творчества (Б.Г.Ананьев, В.С.Библер, А.В.Брушлинский, С.М.Вишнякова, Л.С. Выготский, Я.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн, О.К.Тихомиров); взаимосвязь творчества с такими категориями как: творческое мышление, творческий потенциал, творческие способности, творческая ориентация (Э.де Боно, Э.Гансберг, Дж.Р.Гилфорд, З.И.Калмыкова, А.Маслоу, А.М.Матюшкин, Э.Фромм, Дж.С.Шоу).

В рамках этих направлений было определено, что:

  • творчество неразрывно связано с мышлением личности и является процессом создания новых по замыслу культурных, материальных ценностей, рассматривается, как творческая деятельность, порождающая качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью;
  • творческое мышление обладает определенными психологическими качествами, формируется и развивается в любом возрасте за счет творческих потенциала и способностей человека, и связано с креативностью, которая проявляется, прежде всего, в творческих ориентациях личности.

Категория «творчество» в психологии имеет большую историю исследования, и в литературе встречаются в известной мере разные трактовки творчества. Первыми объектами изучения этой проблемы были выдающиеся люди науки и искусства.

Были применены биографический метод и контент-анализ дневников, писем, высказываний. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая стадия — длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями; вторая стадия — короткое озарение и интуитивно принятые решения. Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: «Изобретение — это 99% пота и 1% вдохновения».

В психологии проблемы творчества неразрывно связаны с мышлением человека и его особенностями как деятельности, процесса и результата.

Л.С.Выготский рассматривал творчество по результату как создание нового. Придерживаясь позиции, согласно которой результатом репродуктивного мышления — воспроизводство имеющихся знаний, а результатом творческого мышления является открытие чего-то нового,

С.Л.Рубинштейн определял творчество как деятельность, созидающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т. д. С.Л. Рубинштейн рассмотрел, что всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача включает в себя два главных момента: цель мыслительной деятельности индивида и условия, которыми она задана. Условия обязательно соотнесены с целью. Всякий мыслительный процесс субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начинается мыслительный процесс с проблемной ситуации: человек хочет что-то понять, у него возникает вопрос, удивление или недоумение, противоречие. Проблемная ситуация определяет вовлечение личности в мыслительный процесс: он всегда направлен на разрешение какой-то задачи. Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Всякое прекращение его, пока эта цель не достигнута, будет испытываться субъектом как срыв или неудача. Весь процесс мышления в целом представляется сознательно регулируемой операцией.

С.Л. Рубинштейн показал положительную и отрицательную роль чувств и эмоций в динамике мыслительного процесса: напряжение в начале и удовлетворение или разряжение в конце. С другой стороны, мышление теснейшим образом связано с практикой и исходит из потребностей и интересов человека, эмоциональные моменты чувства, выражающего в субъективной форме переживания, отношение человека к окружающему, включаются в каждый интеллектуальный процесс и своеобразно его окрашивают. Мыслит не «чистая» мысль, а живой человек, поэтому в акт мысли в той или иной мере включается и чувство.

Продолжение этих мыслей мы находим у ученика С.Л. Рубинштейна – А.В.Брушлинского, который, прежде всего, обратил внимание и показал, что мышление является процессом и отражением непрерывно меняющихся условий жизни.

Представление о мышлении как самостоятельной творческой деятельности разрабатывается О.К.Тихомировым и его последователями (В.Е.Клочко, О.М.Краснорядцева и др.). В этом направлении наиболее последовательно исследуются психологические механизмы регуляции творческой деятельности и те психологические новообразования, которые обеспечивают детерминацию, направленность и избирательность этой деятельности. Развивая идеи О.К.Тихомирова, В.Е.Клочко разработал теорию психологических систем, центральным компонентом которой стало представление о взаимопереходе и взаимопревращении взаимодействующих противоположностей (субъект и объект, внутреннее и внешнее), обусловливающих порождение особой психологической реальности, соотносимой с той, которую А.Н.Леонтьев определил понятием «многомерный мир человека».

Анализируя содержание понятия «психологический механизм решения творческих задач», было показано, что механизм этот сформировался в антропогенезе; возможность и степень его развития у каждого человека предопределены наследственностью. Однако механизм не развивается спонтанно: его генезис связан со способами усвоения знаний и ограничен возрастным пределом. В наиболее развитом виде механизм представлен способностью действовать в уме (Я.А.Пономарев, П.Я.Гальперин).

Во второй половине ХХ века активно исследовалось творческое мышление (З.И.Калмыкова, А.М.Матюшкин, А.Э.Симановский и др.). Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены некоторые «психологические качества творческого мышления: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение». Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Зачастую открытие рождалось при соединении, казалось бы, несоединимого. Эту способность назвали диалектичностью мышления. Диалектически мыслящий человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения.

Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей.
Другие исследователи добавляют следующие особенности творческого мышления: пластичность, подвижность, оригинальность (Guilford, 1967).

При анализе процесса мышления А.М.Матюшкин выделял два вида активности личности: адаптивный и творческий. Задачей творческой активности является изменение существующего порядка, создание новых подходов. А.В.Брушлинский, О.К.Тихомиров характеризуют творчество как процесс, в результате которого возникает что-то новое, ранее неизвестное, выделяют открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. А.В.Брушлинский. реализуя подход к творчеству С.Л.Рубинштейна, раскрыл природу так называемого «немгновенного» инсайта, показав его скрытую детерминацию предшествующим мыслительным процессом. О.К. Тихомиров особую роль в творческой деятельности отводил целеполаганию. Приверженность человека задаче, его целеустремленность выступают как личностная предпосылка творчества.

А.Матейко видит сущность творческого процесса в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. При таком подходе на передний план выступает результат деятельности, а не процесс и тем более не процесс и результат в единстве. Поэтому интересна попытка А.Ньюэлла, Дж.С.Шоу, Г.С.Саймона устранить этот недостаток. Ими выделены признаки творчества в процессе решения: продукт мыслительной деятельности обладает новизной и ценностью; мыслительный процесс отличается новизной в том смысле, что требует преобразования или отказа от ранее принятых идей; мыслительный процесс характеризуется наличием сильной мотивации и устойчивости (длительный по времени или интенсивности).

Фромм (1959) предложил следующее определение понятия творчества (креативности): «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Таким образом, следуя этой формулировке, критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность.

В отличие от концепций, связывающих креативность с качеством конечных продуктов, Э.Гансберг придерживаясь точки зрения на характер творчества, которая основана на гуманистических подходах, предложенных Фроммом. Маслоу, Мэйем и Роджерсом и учитывая работы Торренса, посвященные выделению и изучению предпосылок, способствующих появлению и укреплению элементов творчества у детей, показал, что исследование творческих способностей должно быть сконцетрировано на выявлении элементов («клеточек») поведения и деятельности, при помощи которых они находят новые пути освоения окружающей среды.

А.Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Для личности, стремящейся к творчеству, по мнению Я.А.Пономарева, характерна оригинальность, инициативность, высокая самоорганизация, огромная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Для Я.А.Пономарева определяющим в творчестве является развитие, возникновение новых структур, нового знания - новых способов деятельности, которые формируются в результате психологического механизма группового решения творческих задач.

Б.Г.Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу. Общим для творческих личностей, как показал американский психолог Торранс, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте.

Кроме названных подходов к трактовке творчества (результативного и процессуального), выделяют личностный подход, который одновременно рассматривается как методологический принцип (А.А.Деркач). Этот принцип заключается в понимании личности как воедино связанной и внутренней структуры ее свойств и качеств, через которые преломляются все внешние воздействия. К.К.Платонов утверждает: «В соответствии с личностным подходом ни одно психическое явление (будь то процесс, состояние или свойство личности), проявляющееся в деятельности (а следовательно, и сама эта деятельность, и ее элементы — действия и поступки), не могут быть правильно поняты без учета этой личностной их преломленности».

В рамках этого подхода большое внимание уделяется исследованию роли мотивационных и эмоциональных моментов в мышлении, их продуктивной функции (А.В.Брушлинский, И.Н.Семенов, Т.И.Тепеницина). При личностном подходе творческая деятельность рассматривается со стороны ее неповторимости и индивидуальности.

Мухамбаева Айман Утепергеновна25.08.2014 15030 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar