РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности

Работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности

Массан Галина Александровна,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 6» им. А.И. Гордиенко, г. Нягань

Современные жизненные условия выдвигают свои требования к новому поколению, вступающему в жизнь: оно должно быть не только знающим основы наук, но и мыслящим, инициативным, творческим, самостоятельным. Для удовлетворения потребности общества в неординарной творческой личности в последние два десятилетия многое изменилось и в образовании: автоматизированы рабочие места учителей, классы оборудованы мультимедийной техникой. Но по-прежнему актуальна проблема, касающаяся организации работы с одарёнными детьми. Думаю, что сегодня нет такого учителя, который бы не мечтал о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески, познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности, развивали инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы осуществляю на основе принципов дифференциации и индивидуализации, что является одним из принципов личностно-ориентированного обучения.

Обращение к данной технологии объясняется следующими факторами:

  • во-первых, необходимостью соотнесения своей педагогической работы с общегосударственной целью образования – обеспечением личностного развития учащихся как полноценных граждан страны;
  • во-вторых, психологическими особенностями подросткового возраста, когда ярко выражено стремление к независимости, потребность в признании, когда они начинают задумываться о выборе своей социальной роли в будущем;
  • в-третьих, развитием партнёрства семьи и школы, которое направлено на формирование у каждого школьника личностной позиции, социальной активности и ответственности.

Работая в обычной общеобразовательной школе, я обращаю особое внимание на одаренных детей. Актуальность систематизации работы с одарёнными детьми обоснована статистическими данными, полученными в ходе психолого-педагогического анализа работы школы, исходя из которых 32% учащихся имеют повышенный познавательный интерес к гуманитарным дисциплинам, что требует личностно-ориентированного подхода к работе с ними, а также дополнительной просветительской работы с родителями обучающихся, социального партнёрства с лицами, заинтересованными в решении данной проблемы.

Система работы с такими детьми включает в себя следующие компоненты для создания условий их всестороннего развития:

  • регулярная диагностика учебной и познавательной мотивации школьников;
  • развитие общеучебных компетенций на уроках;
  • развитие творческих способностей во внеурочной деятельности (подготовка к участию в олимпиадах, конкурсах и прочее);
  • просветительская работа с родителями одарённых детей, учащихся с повышенной мотивацией к изучению русского языка и литературы;
  • вовлечение в социальное партнёрство лиц, заинтересованных вопросами развития и воспитания одарённых детей.

Система проведения уроков в нестандартной форме позволяет эффективно решать образовательно - воспитательные задачи в условиях предметных часов, усиливает самостоятельность, творческо-поисковую деятельность школьников. На уроках создаю ситуации выбора, использую метод личностного отождествления с литературным героем, провожу уроки пресс-конференции, использую разные приемы выполнения творческих заданий: сочинение стихотворений, сказок, рассказов на заданную тему, сценариев; театрализация, декламация, анализ ситуаций. Опираясь на принцип рефлексии, формирую такие важные умения учеников, как осознание осуществляемой деятельности, достигнутых результатов, предопределение цели дальнейшей работы и корректирование своего образовательного пути.

Развивая познавательные интересы учащихся, их творческие способности, предлагаю им различные формы деятельности: составление презентаций, творческие задания (создание иллюстрированных книжек-малюток «Весёлый лексикон», «Сбежавшая рифма», рукописных журналов «Льзя», «Парнас, Пегас и кое-что про нас…», мини-проекты по лингвистике и словесности «Оксюморон: грустно или смешно?», «Когда сбегает буква Е?», «О чём грустят Ъ и Ь?», «Это удивительное Имя существительное!», «Почему страдает страдательное причастие?»).

С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников, им предлагается выполнить исследовательский либо творческий проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроить свою работу в режиме исследования или создать творческий продукт, завершив работу публичным докладом. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять знания и реализовывать свои возможности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Кроме того, групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.

Совместная творческая работа со школьным учителем делает ученика на уроке его партнёром, а во внеурочной деятельности – старшим товарищем. Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но и даёт прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного ученика и, что особенно важно, формирует у него ответственность.

Во внеурочной деятельности организация малых групп в большей степени, чем работа в классе, позволяет реализовать личностно-ориентированный подход, предполагающий применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей, которых систематически привлекаю к совместной работе в разновозрастной группе, объединенной одной проблематикой. Это позволяет детям старшего возраста, направляя деятельность младших, развивать личные коммуникативные компетенции и закреплять ранее полученные знания, а младшим школьникам двигаться вперед с резким опережением, оставаясь, тем не менее, в среде сверстников.

Новизна педагогического опыта заключается в следующем:

  • систематизирована комплексная работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности, что оказывает позитивное влияние на личностные достижения школьников.
  • внедрение личностно-ориентированного подхода и применение нетрадиционных форм работы способствуют интеллектуальному и творческому развитию обучающихся, росту их достижений в учебно-познавательной деятельности, формирует позитивное отношение к выбору профессии социально-гуманитарной направленности.

Основными в моей работе являются диалог и совместный поиск наиболее эффективной стратегии индивидуального роста каждого одаренного ребенка с родителями обучающихся, педагогическими работниками школы. Мероприятия, такие как литературные гостиные, вечера, посвящённые празднованию значимых событий, научно-практические конференции, конкурсы, позволяют участникам образовательного процесса участвовать в продуктивной деятельности, видеть позитивные результаты совместного труда.

Зная индивидуальные особенности личности каждого школьника, опираясь на эти знания, учитель проводит работу более эффективно, добиваясь высокой мотивации учения, следовательно, достигает качественного результата, сохраняя и укрепляя здоровье детей. При этом обучающиеся развивают умения и навыки с учётом здоровьесберегающего фактора как одного из значимых для социальной деятельности; родители обучающихся приобретают уверенность в том, что их дети успешно адаптируются к тем условиям, в которых они окажутся после завершения образования в школе.

Массан Галина Александровна26.08.2014 25780 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar