РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях Среднего Приобья.

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях Среднего Приобья.

По своей практической значимости и актуальности здоровье человека является одной из актуальнейших проблем современности, которая далеко вышла за пределы медицинских и биологических наук. В основе более 300 определений «здоровья» важным признаком является полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоничное развитие физических и духовных сил организма (Л.Г. Пащенко, 2010).

По данным Института возрастной физиологии РАО, Центра здоровья детей и подростков РАМН, исследований российских ученых, за период обучения число здоровых детей снижается в 4-5 раз, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. Около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье; 30-35% детей поступают в школу с изменениями здоровья, в том числе с хронической патологией; за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число учащихся с нарушениями зрения и осанки, в 4 раза увеличивается количество заболевших по поводу нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается количество детей, имеющих заболевания желудочно-кишечного тракта.

До настоящего времени нет общепризнанных данных о долевом вкладе различных факторов в формирование индивидуального и популяционного здоровья людей, однако экспертами ВОЗ принято выделять 4 группы факторов, влияющих на уровень здоровья (В.П., Зуевский, А.Г, Гинковер, В.С. Павловская 2002):

  1. образ жизни 50%;
  2. среда обитания 20%;
  3. наследственность 20%;
  4. качество медико- санитаной помощи 10%.

При выявлении выраженного влияния на здоровье человека различных показателей среды, выяснилось, что приоритетное значение имеет экологический фактор - до 30%. Из них на загрязнение окружающей среды приходится 20% и на климатогеографические условия - 10% . (С.Б. Назрулаев, 2013)

Проживание в гипокомфортных условиях Среднего Приобья играет немаловажную роль в формировании различных патологий у пришлого и местного населения. Ведущим медико-географическим фактором являются холод, колебания температуры атмосферного воздуха, барометрического давления, влажности, высокая скорость ветра (В.А.Карпин, В.Н. Катюхин, Н.Г. Гвоздь 2003). По количеству солнечной радиации регион значительно превосходит европейскую часть территории России в тех же широтах (В.И. Хаснуллин, 1998). Наиболее часто у населения ХМАО страдают органы дыхания и кровообращения, отмечается рост хромосомнообусловленной патологии, аллергических и инфекционных заболеваний. С отсутствием нормального светового дня связывают появление сезонных аффективных депрессий.

Другая чрезвычайно острая проблема адаптации к гипокомфортному району Среднего Приобъя - это приспособление человека еще и к условиям нарушенного экологического равновесия (О.Г. Литовченко, 2014). Негативное влияние на здоровье оказывают неблагоприятные техногенные факторы урбанизированных территорий Ханты-Мансийского автономного округа Югры - загазованность, загрязнение окружающей среды продуктами нефте- и газодобычи, радиоактивными элементами, усугубление природных недостатков водных ресурсов за счет сброса сточных вод и т.д. Согласно результатам многочисленных исследований можно сделать вывод о том, что территорию округа уже сегодня мож¬но приравнять к зоне экологического бедствия. Анализ влияния климато-географических факторов среды на рост и развитие детей показал, что суровые климатические условия вызывают задержку соматического развития и биологического созревания организма. (С.Ю. Щетинина, 2013)

Огромная роль принадлежит внутришкольной среде, сфере семейной и личной жизни. Однако многие исследователи считают основной причиной роста заболеваемости школьников низкую эффективность занятий физической культурой. Ухудшение здоровья связывают так же с чрезмерной интенсификацией учебного процесса, постоянным увеличением объема учебных нагрузок, переутомлением, перегрузками. Негативное влияние оказывает не только форсированное, но и сниженное по уровню требований обучение ребенка, сказывающееся на эмоциональном состоянии, поведенческих особенностях, познавательных способностях, адаптивных возможностях растущего организма. Кроме этого, недоучет функционального состояния учеников, ослабленных перенесенными острыми заболеваниями или обострением хронических заболеваний, может привести к ухудшению успеваемости и снижению уровня здоровья.

На состояние здоровья растущего организма оказывает двигательная активность, т.к. движение является биологической потребностью организма, самым естественным регулятором и стимулятором жизнедеятельности. В процессе антропогенеза организм человека формировался в постоянном движении, однако в современных условиях доля мышечных усилий в ритме жизни человека уменьшилась. При поступлении в школу 80-85% дневного времени дети проводят в положении сидя.

Возникает порочный круг: для улучшения умственного восприятия школьного учебного материала необходима повышенная работоспособность центральной нервной системы, однако снижение двигательной активности, необходимость длительное время находиться в статическом положении, наоборот приводит к ухудшению снабжения головного мозга кислородом, замедлению процессов нервной регуляции, снижению работоспособности. Дети становятся более вялыми или эмоционально неустойчивыми, не способными к концентрации усилий: умственных и физических (А.И. Бурханов, 2012).

Таким образом, в каждой школе необходимо разработать комплекс мероприятий, способствующих укреплению и сохранению здоровья, включающих в себя реализацию программ, направленных на формировании привычки здорового образа жизни учащихся.

Шипилов Михаил Иванович02.09.2014 10710 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar