РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование сетевых технологий для развития творческой одаренности обучающихся

Использование сетевых технологий для развития творческой одаренности  обучающихся

Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования и формирования у выпускников школ навыков, необходимых в XXI веке: критического мышления и оценки, творчества и новаторства, организации, сотрудничества и общения, решения проблем.

Воспитание такой личности требует внедрения в учебный процесс новых образовательных технологий, в том числе информационных, что дает ряд положительных результатов, таких как:

  • овладение ИТ, углубление и расширение знаний в области информатики и информационных технологий;
  • расширение пространства творчества ребенка;
  • получение профессиональных навыков;
  • возможность самореализации и самоутверждения;
  • умение организовывать свой досуг с пользой, продуктивно;
  • реализация коммуникативных, технических, эвристических способностей обучающихся;
  • привлечение к самостоятельной творческой, исследовательской и проектной деятельности и т.д.

Творчество, по мнению Линды Периджо Мур, является наиболее сложным выражением интеллекта – кульминационным пунктом воплощения умственных навыков, взаимодействующих тысячами возможных вариантов, способом выживания в современном мире». Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления.

Современные информационные технологии и прикладные среды позволяют представить серьезный материал в доступной и наглядной форме, непосредственно воздействуют на эмоциональную и чувственную сферу человека и являются эффективным и действенным инструментом для развития творческих способностей обучающихся, решения учебных и воспитательных задач. Спектр прикладных программ для развития творческих способностей обучающихся разнообразен. Представим некоторые из них, используемые нами в работе.

В настоящее время широкое распространение получили так называемые облачные технологии, суть которых заключается в предоставлении пользователям удаленного доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям через Интернет. Как пример использования облачных технологий в образовании, можно назвать электронные дневники и журналы, личные кабинеты для учеников и преподавателей, интерактивные приемные, тематические форумы, работу с поисковыми системами.

Корпорация Google разрабатывает и предоставляет множество бесплатных приложений и сервисов, доступ к которым возможен в окне любого браузера при наличии подключения к Интернету. Для образовательных целей разработан Google Apps Education Edition – Web-приложения на основе облачных вычислений, предоставляющие учащимся и преподавателям учебных заведений инструменты, необходимые для эффективного общения и совместной работы.

Основные преимущества использования Google Apps Education Edition в образовании с точки зрения пользователя:

  • минимальные требования к аппаратному обеспечению (обязательное условие – наличие доступа в Интернет);
  • облачные технологии не требуют затрат на приобретение и обслуживание специального программного обеспечения (доступ к приложениям можно получить через окно веб-браузера);
  • Google Apps поддерживают все операционные системы и клиентские программы, используемые обучающимися и учебными заведениями;
  • работа с документами возможна с помощью любого мобильного устройства, поддерживающего работу в Интернете;
  • все инструменты Google Apps Education Edition бесплатны.

Современные компьютерные технологии позволяют учащимся и преподавателям использовать для общения и работы несколько устройств: ноутбуки, компьютеры, смартфоны, мобильные телефоны и т.д. Инструменты Google Apps поддерживаются самыми разными устройствами, поэтому являются общедоступной и универсальной IT-технологией для работы в образовательной среде.

Групповые проекты немыслимы без тесного взаимодействия между участниками проекта. Средства для совместной работы разнообразны: чаты, видеоконференции, sms-сообщения, коллективная работа над общим продуктом, функция контроля версий документа, блоги, подкасты, обмен файлами, wiki.

В своей работе мы часто обращаемся к следующим сервисам Google:

  • Google ArtProject - интерактивно-представленные популярные музеи мира – актуальный ресурс для поиска нужной информации.
  • Google Calendar - онлайновый календарь, который дает возможность справляться с повседневными делами, планировать работу, и, по сути, является online-ежедневником учителя и обучающихся.
  • Google Docs - онлайновый офис, предназначенный для совместной работы над документами, проектами, контроля версий документов и пр.
  • Gmail - бесплатная электронная почта для оперативного обмена информацией, пересылки документов, архивов.
  • Google Sites - бесплатный хостинг, использующий вики-технологию. Быстрое создание страницы, настраиваемый вид и функции, настройки доступа и совместного использования информации - неоспоримые достоинства данного сервиса.
  • Google SketchUp - программа для моделирования относительно простых трёхмерных объектов, которую можно использовать для создания различных информационных моделей.
  • YouTube - видеохостинг, на котором размещено огромное количество обучающих, познавательных видеороликов.
  • WikiWall - доступный и простой сервис для коллективной работы по созданию газеты. Его «плюс» - доступность и простота использования. Для организации совместной деятельности достаточно отправить ссылку на страницу участникам процесса. Работа над газетой не требует регистрации. С помощью вкладок можно вставить текст, изображение, видео, редактировать результат. Сервис WikiWall мы используем для организации работы над проектом, выпуска школьной газеты «Мы». Участники проекта могут работать как в школе, так и дома. У руководителя проекта есть возможность контролировать этот процесс и участвовать в совместной работе. Для просмотра конечного продукта ссылку можно разместить на сайте или в блоге. Недостаток сервиса в том, что нет возможности для обмена сообщениями. Но есть сайт и форум.
  • Blogspot.ru - сетевой журнал, веб-ресурс мы используем для создания электронного дневника класса, на страницах которого размещаются новости из жизни класса, поздравления, происходит общение с родителями и пр. Первоначально блог мы вели самостоятельно, в дальнейшем, стали приобщать самих ребят.
  • Обучающиеся старшего школьного возраста самостоятельно ведут дневник класса, используя Твиттер - систему, позволяющую пользователям отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов). Работа в Твиттере требует четкого, лаконичного, конкретного изложения информации, что способствует развитию аналитико-синтетических способностей обучающихся, критическому осмыслению информации.

Новая объектно-ориентированная, свободно распространяемая среда программирования Скретч, позволяющая играть с различными объектами, видоизменять их, перемещать их по экрану, устанавливать формы взаимодействия между объектами подходит для создания собственных анимированных и интерактивных историй, фильмов, тестов, игр, реализации разнообразных проектов, которыми можно обмениваться внутри международной среды, которая постепенно формируется в сети Интернет. Эта новая технологическая среда позволяет освоить азы программирования и выразить себя в компьютерном творчестве. Создание проектов в среде Скретч позволяет учащимся развить творческое мышление, системный анализ, беглое использование технологий, навыки проектирования, а учителю - реализовать интегрированное обучение и решать воспитательные задачи.

В данной среде нашими ребятами был создан анимационный ролик «Спасем леса от пожаров», направленный на формирование экологической культуры. Ролик размещен в сети и доступен для просмотра.
Web-технологии позволяют создавать мультимедийные продукты в виде web-сайтов и подходят для реализации творческих проектов. Нашими учениками были разработаны, созданы и опубликованы в сети сайты, представляющие результаты их исследований, такие как: «Экологические проблемы в фильмах-катастрофах», «Зеленый мир Московского района», «Вирусы: компьютерные и биологические», «Виртуальный музей Великой Отечественной войны», «Развитие математики на Руси» и другие.

В заключение хотелось бы отметить, что при интенсивном использовании сетевых сервисов огромная нагрузка ложится на преподавателя. Он должен отвечать на большое число вопросов, отслеживать электронную почту, проверять версии документов, оперативно реагировать на сообщения в чатах, на форумах, направлять дискуссию и держать ее в заданных рамках, а при необходимости отключать от дискуссии «нарушителей конвенции», так как именно на преподавателя ложатся функции модератора и администратора ресурса. Но все эти трудности с лихвой окупаются результатами работы детей.

На наш взгляд, основная нагрузка по организации коллективной работы с использованием ИКТ, ложится на электронную почту. Электронная почта позволяет передавать текст, документы и файлы умеренного объема, обеспечивает асинхронное взаимодействие, т.е. участники общения разнесены как в пространстве, так и во времени, и взаимодействуют между собой тогда, когда это удобно каждому участнику. Недостатком электронной почты является продолжением ее достоинств, так как нет гарантии, что обучаемый, задав вопрос, быстро получит ответ. Этот вопрос был отрегулирован соглашением, что мы отвечаем на все пришедшие сообщения в течение определенного времени.

Организацию взаимодействия «многие ко многим» мы предпочитаем осуществлять с помощью групп новостей и web-форумов, которые позволяют организовывать как асинхронное, так и синхронное общение, когда участники дискуссии взаимодействуют между собой в реальном времени.

Достоинством web-форумов является возможность протоколирования дискуссии - все, что вводится ее участниками становится немедленно доступным и сохраняется для прочтения и анализа. Это позволяет при необходимости в какой-то момент прервать дискуссию и продолжить ее с того же места в следующем сеансе. Кроме того, данная возможность позволяет легко подключаться к дискуссии участникам, пропустившим, по каким-либо причинам часть дискуссии - достаточно просто последовательно прочитать то, что писалось ранее другими участниками.

Службы мгновенных сообщений являются аналогом телефонной связи позволяют оперативно и в реальном времени обсудить ситуацию и принять решение. В настоящее время служб мгновенных сообщений достаточно много: назовем только очень популярную в России icq (I seek you – я ищу тебя, у нас ее ласково называют аськой), IRC (Internet Relay Chart – интернетовские посиделки).

Возможна и реализация средств оперативного взаимодействия на базе Web-приложений, когда пользователи общаются друг с другом не через специальную клиентскую программу, а с помощью браузера, такие средства называются чатами. В нашей гимназии проведена локальная сеть, во всех кабинетах установлены компьютеры и на базе системы Net-школа реализована система мгновенного обмена сообщениями.

Использование представленных выше технологий упрощает и делает работу учителя более эффективной и интересной, повышает мотивацию к обучению, способствует развитию и расширению творческого потенциала как преподавателей, так и обучающихся. Данные технологии очень интересны, доступны, просты в освоении и могут быть использованы в любой предметной области для решения как учебных, так и воспитательных задач.

Используемые ресурсы
1. Google for Education
2. Школа успешного учителя. Службы Google в образовании.
3. Скретч-программирование для детей и взрослых. Портал видеоуроков

Домрачева Ирина Николаевна29.08.2014 7990 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar