РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Дистанционные образовательные технологии

Дистанционные образовательные технологии

Автор: Струкова Наталья Викторовна

Информационные технологии с каждым годом оказывают все большее влияние как на экономику, так и на повседневную жизнь людей. Этапы качественного развития большинства отраслей (энергетики, медицины, образования, торговли, финансового сектора, страхования и др.) и государственного управления, в том числе в военной сфере, связаны с внедрением информационных технологий.

В числе актуальных направлений использования информационных и телекоммуникационных технологий Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. рассматривает развитие культуры, средств массовой информации, а также медиаобразования и дистанционного образования. В связи с этим современная школа, опираясь на задачи по формированию медиа и информационной культуры обучающихся, поступательно вводит систему медиа и дистанционного образования. Характерно, что новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» уделяет особое внимание внедрению информационно-телекоммуникационных сетей, мультимедийных электронных, информационных и материальных ресурсов, необходимых для организации образовательной деятельности. При этом новое поколение Федеральных государственных образовательных стандартов включает требования, обеспечивающие в образовательных организациях возможность создания и обработки аудиовизуальных медиатекстов в ходе аудиторной и самостоятельной учебной деятельности, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Совершенствование информационных технологий занимает важное место среди многочисленных новых направлений развития образования. Оно нацелено на развитие школьной инфраструктуры, а именно информационной среды образовательного учреждения, что предполагает внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов. Важная роль новых информационных технологий в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения отдельных педагогических задач, но и придают качественно новые возможности обучению, стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования. С развитием компьютерных средств и внедрением их в образовательный процесс у его участников появляются новые возможности, реализуются новые подходы. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогов.

Обсуждая возможности дистанционных технологий в образовании, наверное, каждый учитель задаётся вопросом: является ли дистанционное образование помощником преподавателя или это обуза, навязываемая временем?

Учитель должен идти в ногу со временем и владеть современными информационными технологиями, которые при грамотном их использовании позволят сэкономить время на подготовку к уроку, рационально распределить время на проверку работ и внеурочную деятельность, повысить интерес учеников к своему предмету, мотивировать их на высокие результаты. Современные информационные сервисы помогут учителю сделать урок более продуктивным, а совместную деятельность с учениками более увлекательной и интересной.

Рассмотрим, какие информационные технологии может использовать в своей педагогической деятельности преподаватель любой учебной дисциплины и для чего.

Дистанционные образовательные технологии:

  • Видеоконференция;
  • Дистанционное обучение с «СДО Русал»;
  • Учебно-сетевые проекты;
  • Применение облачных технологий в образовательном процессе;
  • Персональные сайты и блоги учителей.

Видеоконференции

Видеоконференция – это один из видов коммуникации, который позволяет открывать новые возможности по обмену информации между людьми. На сегодняшний день видеоконференция максимально приближает общение людей, находящихся на большом расстоянии, к живому разговор, повышая уровень восприятия собеседника за счет его визуализации.

Дистанционное обучение с «СДО РУСАЛ»

Разработанная в РУСАЛе технология электронного обучения является универсальной и с успехом используется в образовательных учреждениях. Доступ в систему дистанционного обучения (СДО) обеспечивается зарегистрированным пользователям с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Разрабатываемые преподавателями с использованием технологии электронного обучения РУСАЛ компьютерные средства обучения (курсы) размещаются в системе и становятся доступными всем ее пользователям. Курсы являются интерактивными, предполагают ведение учебного диалога с учителем (тьютором), выполнение текущих и итоговых контрольных заданий. В них широко используется анимация, звук и видео.

РУСАЛ предоставляет возможность разрабатывать и размещать учебные курсы по разным учебным дисциплинам, которые могут содержать как один урок, так и серию уроков по какому-либо разделу, с помощью тестовой оболочки можно создавать свои тесты. Помимо своего материала, можно пользоваться всеми разработками и тестами, которые находятся в базе «СДО РУСАЛ», т.е. были размещены другими учителями. Размещая свой материал, вы также можете сделать пометку о доступности материала только вашим ученикам или всем зарегистрированным желающим.

Учебно-сетевые проекты

Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта.
Специально организованная, целенаправленная совместная работа учащихся в Сети может дать высокий педагогический результат. Эффективным является организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в Сети стал сетевой учебный проект.

Под сетевым (телекоммуникационным) проектом понимают совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.

В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.
В настоящее время предлагается достаточно большое количество социальных проектов для начальной школы. Учитель может организовать работу по выполнению заданий проекта во внеурочные часы, формируя и развивая таким образом УУД, которые не всегда получается в достаточной степени сформировать в рамках уроков.

Облачные технологии

Одним из перспективных направлений развития современных информационных технологий являются облачные технологии.

Под облачными технологиями (англ. cloud computing) понимают технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис.

Выделяют несколько преимуществ, связанных с использованием облачных технологий:

  • Доступность. Доступ к информации, хранящейся на облаке, может получить каждый, кто имеет компьютер, планшет, любое мобильное устройство, подключенное к сети интернет.
  • Мобильность. У пользователя нет постоянной привязанности к одному рабочему месту. Экономичность. Одним из важных преимуществ называют уменьшение затрат. Пользователю не надо покупать дорогостоящие, большие по вычислительной мощности компьютеры и ПО.
  • Гибкость. Все необходимые ресурсы предоставляются провайдером автоматически.
  • Высокая технологичность. Большие вычислительные мощности, которые предоставляются в распоряжение пользователя, которые можно использовать для хранения, анализа и обработки данных.
  • Надежность. Некоторые эксперты утверждают, что надежность, которую обеспечивают современные облачные вычисления, гораздо выше, чем надежность локальных ресурсов.

Облачные технологии предлагают альтернативу традиционным формам организации учебного процесса, создавая возможности для персонального обучения, интерактивных занятий и коллективного преподавания. Внедрение облачных технологий не только снизит затраты на приобретение необходимого программного обеспечения, повысит качество и эффективность образовательного процесса, но и подготовит школьника к жизни в современном информационном обществе.

Облачные технологии позволяют организовать:

  • обмен информацией и документами, необходимыми для учебного процесса, среди учащихся и преподавателей;
  • проверку домашней работы;
  • консультирование по проектам и рефератам;
  • выполнение совместных проектов в группах: подготовку текстовых файлов и презентаций, организацию обсуждения и правки документов в режиме реального времени с другими соавторами;
  • публикацию результатов работы в Интернете в виде общедоступных веб-страниц;
  • выполнение практических заданий на обработку информационных объектов различных видов: форматирование и редактирование текста, создание таблиц и схем в текстовом редакторе.

Персональные сайты и блоги учителей

Сайт - это место во всемирной сети (Интернете), которое имеет свой адрес, собственного хозяина и состоит из отдельных веб-страниц, которые мы видим как одно целое.

Попробуем ответить на вопрос: зачем учителю нужен сайт?

  • Рассказать об учителе, как о человеке и специалисте. Учитель с помощью своего персонального сайта может рассказать о себе, пройденных курсах повышения квалификации, полученных дипломах, грамотах и других наградах, показать всем результаты своей педагогической деятельности.
  • Для учеников. Размещая на сайте интересные, познавательные материалы по какому-либо предмету можно вызывать у учеников дополнительный интерес к нему.
  • Для родителей. Через свой сайт учителю будет проще наладить процесс общения с родителями учеников. Например, можно создать специальный раздел для родителей, куда периодически добавлять новости или обращения к родителям.
  • Методическая копилка своих наработок. На созданном персональном сайте учитель может делать свою подборку образовательных материалов в самых различных видах. Будь то обычные файлы с конспектами уроков для скачивания (которыми могли бы воспользоваться как ваши ученики, так и коллеги) или сделанные лично вами видео или аудио уроки.
  • Выражение собственного мнения. На своем сайте учитель может публиковать свои статьи, выражающие его взгляды на те или иные вопросы, на воспитательный и образовательный процесс.
  • Общение с коллегами. Через свои сайты учителя могут делиться своим опытом, развиваться профессионально в кругу своих единомышленников.

Если создание и ведение персонального сайта учителю кажется сильно трудозатратным, то можно создать свой блог или блог своего проекта.

Блог — это тоже веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке.

Зачем учителю блог?

Учитель может использовать блог для решения очень многих профессиональных задач. Блог позволяет коллективно или в одиночку проводить рефлексию, систематизировать накопленный опыт, обобщать результаты самообразования, саморазвития, делиться результатами своего труда с коллегами-блогерами.

Струкова Наталья Викторовна01.09.2014 44610 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar