РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проблемы взаимодействия молодого учителя и ученика в современных условиях

Проблемы взаимодействия молодого учителя и ученика в современных условиях

Е.А. Назарова
Е.И. Букурова
Учителя математики
МНБОУ Лицей № 76,
Г.Новокузнецк

Когда делаешь первые шаги в качестве учителя, очень скоро приходишь к выводу, что получение педагогического образования не является гарантией того, что ты уже учитель. Диплом педагогического вуза дает лишь право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику.

Школа – это мир, в котором свои обычаи и правила.

Следуя этому, в своей профессиональной деятельности необходимо учитывать новые тенденции в образовании, находить и применять новые формы и методы организации учебного процесса.

Рассматривая критерии эффективного педагогического взаимодействия, можно выделить, что главным является создание благоприятного психологического климата и планомерное формирование определенных межличностных отношений в школьном коллективе. Необходимо вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с обучаемыми, организовывать совместную деятельность для достижения определенных дидактически значимых целей.

Выделяется три объективных причины конфликтности учителей и учащихся:

  1. Взаимодействие консерватизма взрослых и новых культурных ценностей детей (музыка¸ стиль одежды, сленг и др.)
  2. Недостаточный культурный уровень взрослых (грубость, бестактность и т.п.)
  3. Изменения в психике педагогов, возникающие в процессе накопления опыта систематического управления поведением ребенка – привычка постоянно запрещать, словом, «воспитывать» в строгости, покорности и дисциплине.

В образовательном процессе участвуют - трое: учитель, ученик, родитель. Общие факторы лежат в основе конкретных причин, порождающих конфликтные ситуации между участниками воспитательного процесса.
Новая педагогика требует изменения сознания, затрагивающего поведение, взгляды на мир и этические нормы. При этом изменение сознания должно происходить как у педагога, так и у учащихся.

Будучи молодым специалистом, я осознаю, что те причины конфликтности учителей и учащихся у меня не возникают, единственное, с чем приходится бороться каждый день - с дисциплиной на уроке. В толковом словаре слово «дисциплина» объясняется следующим образом: воздержанность, подчинение и привычка к установленному порядку, умение общаться. Понятие «дисциплина» включает в себя также значение «обучение, учение». Обучать можно только того, кто хочет учиться и может учиться. А если ребенок не хочет? Ведь это одна из первых задач педагога сохранить желание учиться. И не просто учиться, а хорошо учиться!

Ведь в каждом классе есть свои трудные ученики. Не по тому, что они не из благополучных семей или не способны обучаться, а вся причина в их отношении к учебе. Такие дети не только мешают учителю, но и всему классу. И справиться с ними не так - то просто. Методов много, но не каждый как выяснилось можно применять ко всем. Это настолько индивидуально, что если один класс с легкостью принимает твои условия, то в другом классе это не срабатывает.

С самого первого учебного дня была выбрана тактика доброжелательного, открытого, доверительного общения. И можно было бы так и продолжать, если бы дисциплина на уроках не ухудшилась. С каждым днем в классе становилось все более шумно. И в этот момент понимаешь, что тебя перестали воспринимать как учителя, ты стал для них товарищем. И наладить дисциплину уже не возможно. Приходится вести себя с ними более жестко, строго и решительно. Начинаешь применять «репрессивные» методы: вызов родителей в школу, записи в дневнике, удаление из класса, стращание директором. На такую перемену в поведении педагога дети реагируют и успокаиваются на какое-то время. Но проблема остается не решенной. Естественно необходимо большое терпение учителю, не только молодому, но и опытному. Главное в такие моменты не злиться, не накручивать себя. Опытные учителя часто проявляют сдержанность и терпение, что и называется педагогическим мастерством. Казалось бы, учитель взрослый человек, и не должен слишком реагировать на детские шалости на уроках, но в такие моменты почему то забываешь о своей мудрости и поддаешься их влиянию, начинаешь вести себя соответственно, переходишь на крик, начинаешь ругать, в общем раздувать огонь.. и в какой то момент ловишь себя на мысли, что поступаешь ты в данный момент совсем не профессионально!

Не совсем понятна причина такого поведения, ведь уроки которые ты разрабатываешь интересные, разноплановые, с частой сменой деятельности, и виды работы разнообразны (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая, самостоятельная). Остается полагать, что недисциплинированность может быть вызвана проблемами связанными с состоянием здоровья (гиперактивность). С такими детьми учителю справиться в одиночку не возможно. Необходима дополнительная поддержка со стороны родителей и психолога. Но эта одна из версий. Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах. Так если на обычном уроке дисциплину полностью наладить не удается, то на уроке с присутствием завуча совсем другая обстановка. Отсюда я делаю вывод, о их избирательном поведении. Значит могут когда хотят?!

Судя по всему, основная проблема в моем мягком характере. Трудно быть невозмутимой, когда искусственно держишь серьезный вид. Дети чувствуют фальшь. За год работы я поняла, что кричать и угрожать, смысла нет, лучше переходить к контролированию поведения учащихся повышением и усилением голоса, манипулированием контрастами и использование различных интонаций.

Иногда действия говорят лучше слов. Можно молча забрать предмет, которым учащийся развлекается и не отдавать до конца занятия. Либо подойти к разговаривающему, и молча встать около него. В момент, когда класс «взрывается» стоит помолчать, внезапно остановиться на полуслове и дождаться тишины. Попытаться установить контакт с помощью строгого взгляда, кивка головой. Ребенку становится скучно, когда модель подачи материала и поведения учителя абсолютно предсказуема. Не спрашивайте учащихся по одинаковой схеме. Пусть они будут немного волноваться, это только улучшит их ответы. Лучше оставаться верной себе и увлечь учеников оригинальностью поражающей воображение детей, пусть лучше творческий беспорядок, чем жесткая армейская дисциплина. Будьте терпеливы. Чтобы решить проблемы и наладить отношения с учащимися, требуется время. Но не забывайте, что руководитель – это Вы! Направляйте детей, ведите их за собой. Давайте четкие указания – это стимул к хорошему поведению.

Дисциплина — это процесс, который развивается в результате длительных, доброжелательных отношений. На самом деле, это понятие включает в себя множество факторов: личность преподавателя, включая его дисциплинированность, его умение улаживать конфликты между детьми, способность сохранить доброжелательные отношения с учащимися. Самое удивительное, что у детей есть потребность в дисциплине, это одна из их основных нужд. Поэтому утверждать, что любовь — все, что нужно для того, чтобы быть хорошими родителями или преподавателями, неверно. Ребенка нужно дисциплинировать. Чувства любви и расположения должны уравниваться пониманием ситуаций и самоконтролем. Ребенок, не знающий границ своего поведения, чувствует себя неуверенно. И первоочередная задача учителя, сформировать у детей такие качества, которые помогут им научиться уважать друг друга, и не только слушать, но и слышать.

Будьте всегда дружелюбны, но не забывайте, что фамильярность воспитывает неуважение. Можно замечательно общаться с учащимися, не превращаясь в одного из них.

Букурова Екатерина Игоревна04.09.2014 14270 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar