РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Некоторые особенности преподавания композиции в первом классе детской школы искусств.

Некоторые особенности преподавания композиции в первом классе детской школы искусств.

Автор: Кощеева Людмила Александровна

Перед учащимися первого класса детской школы искусств ставиться задача, от понимания и правильного решения которых зависит дальнейшее удачное обучение по всем предметам, входящих в курс последующих классов. Часть детей, поступивших в первый класс, ранее учившихся на подготовительном отделении есть основы специальных знаний для дальнейшего обучения, и получения по окончании ДШИ начального профессионального образования.

Дети в первом классе имея небольшой багаж знаний и умений, пытаются изображать предметы академически правильно и, конечно, работы получаются «сухие», неинтересные, неумелые с точки зрения композиции. Фантазия отступает на второй план. Чтобы не утратить самобытность, индивидуальность каждого ученика, чтобы не истощился источник фантазии, необходимо акцентировать внимание на декоративности, интересных, разнообразных изобразительных техниках, развивать творческие способности детей. В первом классе перед учащимися ставятся лишь несколько задач по композиции, решать которые нужно постепенно, начиная с простых, плавно переходя к более сложным.

В течение года учащиеся должны научиться:

  1. Правильному расположению изображаемых предметов на плоскости листа.
  2. Созданию впечатления устойчивости в симметрии и асимметрии.
  3. Созданию впечатления спокойствия и движения.
  4. Выразительности композиции, используя закон контрастов.
  5. Правильному использованию выразительных свойств линии, цвета, тона.
  6. Цветовой гармонии, используя теплую или холодную гамму.

Кроме этих больших задач, решаемых в течении нескольких занятий, ставятся и небольшие для конкретного урока. Например, при изучении большой темы «Передача равновесия в композиции» ставиться большая задача на весь цикл уроков, посвященных этой теме: научить располагать предметы на листе бумаги так, чтобы каждая часть была равнозначна, независимо от того, симметрична она или нет. На конкретное же занятие- задача может звучать следующим образом: при помощи линейного рисунка сделать эскиз, используя закон равновесия в симметричной композиции на небольшом формате. На следующих уроках ставятся дальнейшие последовательные задачи для продолжения и завершения работы.

Для задачи, решаемые композицией, помогают ученикам не только грамотно располагать изображения предметов на плоскости, правильно пользоваться свойствами выразительных средств композиции, но и развивают фантазию, интерес к искусству, помогают познавать окружающий мир. Каждый раз, раскрывая новую тему, необходимо выполнять небольшие упражнения, помогающие усвоить знания, а затем подтвердить правильность понятого материала на формате большого размера в творческой композиции.

Для того чтобы дети не теряли интерес, выполняя формальные упражнения, занятия должны максимально мобилизовать фантазию, так как в этом возрасте у детей богатое воображение. Выполняя формальные упражнения, нужно идти от простого к сложному, от малого к большому.

Первым уроком, открывающим обучение в первом классе в ДШИ должен быть урок композиции, так как она является основой для любого другого предмета. В первую очередь учащихся нужно познакомить с различными форматами изобразительной плоскости и особенностями расположения изображений на плоскости листа в зависимости от их формы, количество предметов, их важности или второстепенности, видов композиции- замкнутых или открытых.

Убедившись, что учащиеся хорошо усвоили понятия вертикально и горизонтального формата, правильного изображения предметов на плоскости листа, дается творческое задание, при выполнении которого учащиеся демонстрируют грамотно выполненную композицию. Работа может быть выполнена как в реалистической манере, например, жанрово - бытовая сценка, так и в декоративной или даже в виде формальной композиции. Задание помогает закрепить эту тему и знакомит с техникой гуаши и пастели. В этом задании отдается предпочтение именно абстракции, так как эта форма позволяет максимально мобилизовать фантазию ребенка и проявляет его творческие способности.

Абстрактные задания вполне уместны для первого знакомства со средствами формальной композиции: ритмом, симметрией, асимметрией, динамикой, статикой, равновесием и др.

Задание по формальной композиции можно выполнить простым способом в технике аппликации. Тщательное обдумывание сюжета лучше оставить для творческого задания, так как на это уходит много времени. От понимания и правильного выполнения этих упражнений зависит умение учащихся заполнять плоскость листа. Следующее задание будет связано с правильным размещением предметов на листе. Другими словами, правильная компоновка неразрывно связана с таким понятием как равновесие. Это касается любого жанра и стиля изобразительного искусства.

Задание для упражнения сводиться к умению уравновешивать плоскость листа объемом, тоном, цветом. Выбранная техника может быть разнообразной, но обязательно быстро выполнимой. Задача урока уравновесивший формат крупными и мелкими предметами.

В беседе о равновесии необходимо сказать, что добиться его можно, используя такое выразительное средства композиции, как цвет. Известно что теплые цвета зрительно воспринимаются человеческим глазом как более выступающие, тяжелые, а холодные отступающие, далекие и более лёгкие. Что касается тона, то следует рассказать учащимся о тоне как о степени светлоты в цвете. Чем больше белого в том или ином цвете, тем более лёгким будет он казаться.

Второе упражнение в завершение темы, связанной с равновесием, заключается в выполнении эскиза «Карта сказочных государств ». Техника выполнения -цветные карандаши, фломастеры. Перед учащимися стоит задача уравновесить большие материки маленькими островками, населенными животными, чудовищами, изображениями морских течений и так далие. Ребята с большим интересом берутся за придумывание собственных государств, странствий героев, ландшафтов, чудищ.

После задания «равновесие» логично будет познакомить детей с понятием «симметрия»,так как предметы в композиции, цветовые пятна, объёмы, расположенные, относительно оси в зеркальном отражении. Упражнение интересное тем, что в нем присутствует элемент случайности, а значит, максимально работает фантазия.

В качестве творческого задания учащимся предлагается тема «Маскарад» , с обязательным расположением предметов и тоновых пятен. Для закрепления занятий по теме «Симметрия в цвете»,дети выполняют карнавальные маски из цветной бумаги. Задача-выполнить из бумаги симметричную маску, используя в качестве выразительного средства цвет. Это будет плавным переходом к следующей большой теме: «выразительные средства композиции-цвет, тон, линия».

В течение первой четверти первого года обучение очень актуально, так как и линией, и тоном, и цветом мы пользуемся всегда и применяем их в композиции, и в живописи, и в графике.

Именно в графике, а точнее в рисунке, можно открыть возможности линии: её трепет и напряжение, грубость, угловатость и плавность, текучесть, способность приближаться к зрителю и удаляться от него. Для начало-упражнение на большом листе бумаги, которое помогает детям научиться пользоваться простым карандашом, нажимая на него и ослабляя нажим. Начинать движение можно из любой точки листа. Линия может двигаться в любом направлении, быть прямой, ломаной, волнистой, но обязательно не прирывной и различной по напряжению. Это делает её более интересной и живой. Такая разминка полезна учащимся, перед выполнением набросков с человека, в старших классах, а в первом- перед зарисовками растений и предметов. Задача научить чувствовать и применять линию.
Но в композиции недостаточно пользоваться только линией. Существует такое выразительное средство как тон, без которого не был бы состоятельным ни один рисунок, ни один живописный этюд. Поэтому задания на тон нужно выполнять и в хроматическом и ограничиваться тремя тонами: в графике-белый,серый, черный, а в цвете-светлый, средний и темный любого, выбранного в одной гамме, оттенка.

В композиции нельзя переоценить значение творчества, так как оно позволяет на практике самостоятельно закрепить полученные знания по всем предметам. Для закрепления задания «Цвет в композиции» можно дать тему для самостоятельной работы- «Зима». Но понятие «Зима», хоть и знакомое для всех, но слишком обширное для одного задания. Поэтому тема должна звучать более точно, быть тщательно разработанной и расшифрованной преподавателем с детьми. Здесь нельзя жалеть времени на объяснение темы, на подробности, конкретные события, мелочи, нюансы. Более конкретно задание на тему о зиме может звучать так: «Зимние забавы», «Зимние праздники», «Зимний вечер», «Вьюжный день», «Танец снежинок». Любая композиция должна передавать настроение, свое отношение к изображаемым событиям. Это ещё одна сложность , возникающая перед учащимися.

В заключение можно сделать вывод:

  1. Каждое задание должно плавно и логично вытекать из предыдущих, а полученные знания подтверждаться на занятиях по другим предметам.
  2. Всем творческим композициям должны предшествовать небольшие упражнения, необходимые для тщательного обдумывания, понимания, исправления ошибок, допущенных при выполнении этих упражнений. Это помогает избежать их при создании большой творческой композиции.
  3. В работе с детьми первого года обучения нужно делать упор на фантазию и творческие возможности учащихся.
  4. Стараться чередовать различные изобразительные техники и материалы.

Литература

  1. Сокольникова И. М. Основы композиции.- Обнинск: изд. Титул, 1996.
  2. Кузин В. С. Психология.- М.: изд. Высшая школа, 1974.
Кощеева Людмила Александровна16.04.2015 12850 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar