РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Нетрадиционные методы личностно-ориентированного обучения на уроках литературного чтения»

«Нетрадиционные методы личностно-ориентированного обучения на уроках литературного чтения»

Главное стратегическое направление развития системы школьного образования в рамках ФГОС-2 лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования - такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором познавательная деятельность была бы ведущей в тандеме учитель - ученик, чтобы традиционная парадигма образования учитель-учебник – ученик была бы со всей решительностью заменена на новую: ученик – учебник – учитель.

В условиях личностно - ориентированного обучения учитель приобретает иную роль, иную функцию в учебном процессе. При новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной, познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника.

И не последнюю роль в этом вопросе играют новые педагогические технологии.

Из всего многообразия методов, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении литературному чтению можно выделить следующие:

  1. Обучение в сотрудничестве.
  2. Метод проектов.
  3. Разноуровневое обучение.
  4. «Портфель ученика».

Эти технологии доказали свою эффективность на практике.

Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Дети здесь учатся вместе работать, творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь. Практически все учителя, использующие в своей практике обучение в сотрудничестве, отмечают, что их ученики становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке чтения, но их доброжелательное отношение друг к другу, их симпатии и заинтересованность в успехах других переходят на их жизнь и вне школы, становятся качествами их личности. А это уже успехи нравственного воспитания.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Обучение в сотрудничестве чтению в большей мере предназначено для начальной школы. Работа может быть организована по-разному:

  • В группе из 4-х человек ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одними парами чтецов, другие самостоятельно читают друг другу; составляют план пересказа, излагают прочитанные рассказы друг другу, выделяя главные мысли; пишут ответы на вопросы по тексту; практикуются в правописании, работают со словарем.
  • Все учащиеся во всех группах работают совместно, стараясь определить главную идею текста и понять общий смысл рассказа при ответах на проблемные вопросы к тексту. Ребята трудятся единой командой.
  • Вся деятельность в группах осуществляется под контролем учителя. Тесты даются учащимся только тогда, когда учитель убеждается, что дети готовы к нему.

Метод обучения в сотрудничестве успешно используется мною на различных этапах урока.

Заранее намечается, кто из трех-четырех учеников будет докладчиком (это необязательно должен быть сильный ученик, остальные должны быть готовы в любой момент дать соответствующие аргументы в подтверждение ответов докладчика, дополнить его выступление). Учащиеся из других групп могут задавать отвечающему ученику любые вопросы по обсуждаемому материалу. Это очень важно, так как также стимулирует группу к более серьезному отношению к совместной деятельности. Каждое дополнение членов данной группы или других групп поощряется учителем и приносит команде дополнительные очки, так же как и вопросы. Если требуется, ученики могут проиллюстрировать свои ответы рисунком, схемой, графиком, диаграммой или каким-то иным способом (это задача для оформителя). Оценка ставится одна на всю группу (например, каждому — 4). Спрашивается ученик, которому заранее поручена роль контролирующего, насколько активно каждый ученик группы принимал участие в работе, как партнеры помогали друг другу. Это особенно важно в начальных классах.

Прежде чем группы приступят к самостоятельной работе, говорю, что надеюсь на их ответственность за каждого из партнеров, чтобы каждый из участников группы хорошо усвоил материал. Только в этом случае они смогут рассчитывать на высший балл. Дети должны знать девиз обучения в сотрудничестве: «Помогая другим, учимся сами!», « Мы в одной лодке или выплывем вместе или утонем вместе.»

Учебный проект на уроках литературного чтения — организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Говоря о методе проектов на уроках литературного чтения, имею в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Метод проектов становится «интегрированным» компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Основная проблема, сдерживающая распространение метода проектов, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Практически не удается сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения, навыки (точнее — чтобы в них возникла необходимость) при выполнении учениками этих заданий.

Разноуровневое обучение - это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С).

Разноуровневое обучение — педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едиными для всех уровней обучения.

Концепция представляемой методики обучения базируется на нескольких основных положениях:1) разноуровневый характер обучения порождается учетом индивидуальных особенностей усвоения знаний: стилей мышления и восприятия информации, способностей, мотивации и пр.;

2) развитие мышления происходит, если подача учебного материала содержит реальную проблему, рассмотрение и исследование которой влечет за собой практическую реализацию полученных результатов; 3) модульность, а также «сжатие» учебной информации (путем обобщения, укрупнения, систематизации и генерализации знаний); 4) включение интерактивных технологий в организационные формы обучения.

Для реализации разноуровневого обучения при преподавании литературному чтению построена классификация методов обучения по трем основаниям:

  1. по источнику знаний и характеру восприятия информации (выделены пять групп методов обучения: визуальные, вербальные, тактильные, идеомоторные и полимодальные);
  2. по уровню самостоятельной активности обучающихся(репродуктивные методы, методы проблемного изложения и эвристические методы);
  3. по способу логического умозаключения (индуктивные и дедуктивные методы).

«Портфель ученика» - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это – комплект документов, самостоятельных работ ученика…

Принципы такого метода можно сформулировать следующим образом:

  1. Самооценка результатов овладения определенными видами познавательной деятельности…
  2. Систематичность и регулярность самомониторинга.
  3. Структуризация материалов “Портфеля”, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
  4. Аккуратность и эстетичность оформления материалов “Портфеля”.
  5. Целостность, тематическая завершенность представленных в “Портфеле” материалов.
  6. Наглядность и обоснованность презентации “Портфеля ученика”.

«Портфель ученика» - это педагогическая технология, направленная на формирование способности к самооценке, оценке действий других, к рефлексии. Формирование позитивной самооценки актуально в дистанционном обучении, где каждый отвечает за себя и за группу, в которой он работает и выполняет общее задание.

Технология «Портфель ученика» предполагает формирование следующих умений:

  • объективная оценка достигнутые результаты деятельности;
  • объективное определение причины неуспеха,
  • способность наметить пути устранения недостатков, ошибок;
  • объективное и спокойное отношение к внешней оценке других людей.

Ученик отбирает в своё «досье»- «портфель» самостоятельно выполненные им на занятии работы, (контрольные работы, тесты, сочинения, рефераты и т.д.). Главное в такой работе – самооценка ученика в виде рассуждения, аргументации, обоснования. Подходы к созданию портфеля могут быть разными, главное, что учащиеся учатся анализировать собственную работу, собственные успехи, объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей.

Пополнение «портфеля ученика» происходит по мере выполнения им заданий, творческих работ или проектов. В конце курса ученик представляет на суд учителя или независимых экспертов свой «портфель» с целью итогового контроля знаний, умений, навыков, сформированных в результате работы на основе рефлексии.

Задания для формирования и контроля знаний, умений и навыков школьников должны быть разнообразны: задания для выполнения в рамках лабораторных или практических работ, планы, сценарии и материалы для проведения игр, дискуссий и т.п. Желательно, чтобы уровень заданий варьировался.

В этом случае учитель имеет возможность предоставлять разным ученикам разные задания (в зависимости от результатов предыдущего обучения, скорости выполнения заданий школьниками, личных пожеланий и интересов учащихся и других факторов):

  • задания на самостоятельную деятельность
  • письменные творческие задания (исследовательские отчёты, доклады);
  • поиск дополнительной информации;
  • задания в рамках проектной деятельности;
  • лабораторные и практические работы;
  • презентации и др.

Использование нестандартных уроков литературного чтения иногда выходят за рамки урочного времени.

Почему был сделан такой выбор? Во – первых: интерес детей к литературе падает, духовный мир скудеет. Во –вторых: понять содержание поэтических произведений бывает очень трудно, подлинный писатель свои чувства высказывает через систему художественных образов, через тональность и построение фраз, лексику и т. д. В – третьих: уроки – портреты помогают запомнить автора произведения по личностным особенностям, присущим себе. Такая работа помогает приблизить автора и читателя, раскрыть духовный мир поэта, лучше понять, что хотел сказать автор в том или ином произведении. А ещё на таких уроках решается проблема сопереживания – не только проблема формирования личности подростка, но и вопрос о судьбе самой литературы, самого чтения. На данных уроках вижу, что художественное произведение произвело на ученика впечатление, моя задача в этом случае дать свободу проявлению чувств, поддержать их, по достоинству оценить тонкость, глубину, яркость эмоциональных реакций, поставить это в пример другим.

Я считаю, что учебный творческий проект и нестандартные уроки чтения – это новые для традиционной системы обучения виды общеучебных умений и навыков, которые позволяют развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся. Целью моей работы является усиление влияния искусства слова на ребёнка, чтобы программные произведения оставили след в сознании ученика на всю жизнь, стали нравственной опорой и затронули его душу.

Мокшина Татьяна Николаевна18.09.2014 24530 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar