РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Деятельностный подход как условие формирования информационных компетенций.

Деятельностный подход как условие формирования информационных компетенций.

«Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков» Д. Пойа

Школа - это своеобразный институт знаний, выходя из стен которого ученики должны владеть определёнными знаниями, умениями и навыками.

Образование должно помогать людям, становиться помощниками самих себя. И.Г.Песталоцци.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [1] говорится о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования [2] также нацеливает на формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. То есть речь идёт о выращивании функционально грамотной личности, способной действовать в нестандартных ситуациях.

Пока же успехи отечественной общеобразовательной школы неутешительны.

По данным, полученным международным исследованием PISA [3]в 32 странах мира в 2000 году, качество российского образования существенно отличается от качества образования за рубежом. При достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме, характерной для средств массовой информации.

В целом российское образование носит явный академический, или теоретико-ориентированный характер. «Эти итоги свидетельствуют о том, что российская школа не обеспечивает подготовку её выпускников к жизни в современном постиндустриальном информационном обществе, отвечающую международным требованиям и стандартам» [4]

В развитии образования существуют разные актуальные направления. Начатая в 2000 году реформа российского образования чётко определила пути необходимых изменений. Главной целью проводимого реформирования является достижения нового качества образования. Современное образование должно помочь учащимся достигать таких образовательных результатов, которые в будущем помогут хорошо адаптироваться в обществе, ориентироваться в новой обстановке - самостоятельно принимать решения в различных сферах деятельности. Важнейший компонент – саморазвитие личности, который трактует саморазвитие, формы поведения, знания, умения, навыки. Это слагаемые дополняются и творческим саморазвитием.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах.

Что такое компетенция? Компетенция – это совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для конкретной работы; способность и готовность эффективно применять знания на практике, в конкретной ситуации. Формирование компетенций начинается с момента формирования личности, а значит, для младшего школьника развитие ключевых компетенций имеет большое значение. Придя в школу, ребёнок уже обладает рядом компетенций на начальном этапе: мотивация учения, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях. Работа по формированию ключевых компетенций, лежащих в основе развития каждой личности, зависит, в первую очередь, от педагога, который играет огромную роль для младшего школьника на данном этапе жизни.

На своих уроках я стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы ученикам было интересно, присутствовало желание узнавать новое.

Этому способствуют:

  1. дидактическая система Л.В.Занкова, направленная на общее развитие школьников. Развитие детей в данной системе понимается не в узком смысле, не как развитие отдельных сторон внимания, памяти, воображения и т.д., а как общее развитие личности, которое понимается как надёжная основа усвоения знаний, умений, навыков.
  2. участие в проекте «1 ученик: один компьютер». Classmmat PC – есть «персональный» компьютер учащегося. «Персональный мобильный компьютер ученика» на основе технологий Intel предназначен для использования школьниками в возрасте 6-12 лет и призван помочь учащимся и учителям в организации учебного процесса в школе и во внеурочное время. Его использование в современном образовании предполагает различные варианты. Учебная среда школы, в которой каждый учащийся и учитель может использовать персональный мобильный компьютер, наполняется новыми инновационными моделями применения информационных и коммуникационных технологий. Школьники младших классов могут выполнять задания и работать самостоятельно, участвуя в учебных исследовательских проектах. http://cmpc.nios.ru/
  3. использование на уроках математики, русского языка технологии Молоковой А.В.
  4. детская энциклопедия Кирилла и Мифодия (2008);
  5. Большая детская энциклопедия (интерактивное путешествие в мир знаний);
  6. интерактивные карты и т.д

Одно из достоинств такой организационной модели заключается в том, что именно в ней можно использовать компьютер без разрушения существующей классно - урочной модели. Опыт показывает, что при наличии предварительной подготовки учащихся и правильно настроенного программного обеспечения учитель может успешно вести урок в классе с 30 учениками.

С учётом участия в проекте был оборудован кабинет:

  • установлена система Intel;
  • один компьютер на рабочем столе учителя, подключенный к проектору;
  • интерактивная доска;
  • 24 Classmmat PC .

С помощью Classmmat PC использовать можно разные формы работы: индивидуальную, работу в парах, в группах. Возможна работа с использованием учительского компьютера двумя учениками в режиме смены деятельности. Проведение таких уроков требуют обустройства в классе рабочей зоны для деятельности учителя и учащихся. Использование новых технологий позволяет повысить мотивацию учащихся, самостоятельность в выборе материала, происходит осознание процесса обучения.

Использование на уроках Классмейтов позволяет реализовать следующие цели и задачи:

  • активизация познавательной активности в интерактивном режиме;
  • формирование умений учебной, экспериментальной и исследовательской деятельности;
  • пропедевтика изучения нового материала, с учётом экономии времени;
  • реализация межпредметных связей;
  • воспитание личных качеств: усидчивости, терпения, выдержки, умения оказать помощь товарищу;
  • развитие логического мышления, творческого потенциала;
  • самостоятельности;
  • внимания, памяти;
  • способности самостоятельно принимать решение, чётко выполнять поставленную задачу (выполнять действия по инструкции (алгоритму)), выполнять самопроверку, взаимопроверку;

Работая на классмейтах, учащиеся осваивают разные формы работы:

  • Создание и удаление файлов (учащимися);
  • Работа с флеш-картами;
  • Работа с заранее заготовленным файлом;
  • Общение в групповом чате, позволяющее проводить контроль одновременно за всеми учащимися;
  • Передача файла на компьютер учителя и наоборот;
  • Проведение тестовых работ;
  • Сканирование, позволяющее с помощью сканера и пера выполнять разнообразные творческие работы: рисовать, решать и составлять кроссворды и т.д

Все виды работ с помощью функции «наблюдение и контроль» позволяют вывести на экран доски работу как одного ученика, так шестерых одновременно. Система контроля помогает вырабатывать информационную культуру уже в младшем школьном возрасте.

Важными компетенциями для успешной адаптации ребёнка к жизни является информационные компетенции.
Информационные компетенции – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет.

Логика развития информационной культуры определяется процессом обучения школьников на различных этапах достижения ими уровней образованности и, в конечном счете, формирование информационной культуры предусматривает развитие у учащегося:

  • личной потребности в усвоении основ информационной культуры;
  • умения самостоятельно осуществлять поиск информации, устранять информационный дефицит;
  • способности взаимодействовать с информационной средой, - моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;
  • способности создавать и использовать персональные поисковые системы,
  • способности к восприятию и оценке информации (умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника, стремления к библиографическому общению).

В тексте Федерального образовательного стандарта для начальной школы (2004) мы видим перечень учебных умений, навыков и способов деятельности:

  • Наблюдение объектов и явлений окружающего мира;
  • Устное описание по наблюдениям;
  • Сравнение объектов;
  • Обучение искусству диалога;
  • Овладение первоначальными умениями поиска, передачи, преобразования, хранения информации;
  • Поиск необходимой информации в словарях;
  • Упорядочивание информации по алфавиту, по числовым параметрам;
  • Представление информации в табличном виде;
  • Работа с моделями;
  • Навыки использования компьютера и пр.

Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, в том числе с использованием компьютера; представление и упорядочение информации становятся необходимыми общеучебными умениями и навыками, позволяющими реализовать компетентностный подход в начальном образовании

И так, начиная с младшего школьного возраста, необходимо развивать начальные «ключики».

При формировании различных компетенций включены все виды органов чувств.

Орган чувств Что воспринимает Вид информации
Ухо (орган слуха) Звук Звуковая
Глаза (орган зрения) Зрительный образ Зрительная
Язык (орган вкуса) Вкус Вкусовая
Нос (орган обоняния) Запах Обонятельная
Кожа (орган осязания) Холод, тепло… Осязательная или тактильная

Для определения ведущего канала восприятия, переработки и хранения информации мной был проведён тест Б.А.Левиса, Ф.Пукелина

Обработка результатов теста показала, что в классе из 30 учащихся:

  • аудиальной модальность обладают 7 уч-ся 23 %;
  • визуальной модальностью обладают 16 уч-ся53 %;
  • кинестетической модальностью обладают 7 уч-ся 23 %.

Ученик на уроке должен быть не объектом, а субъектом деятельности. Значит моя задача, как учителя создать комфортную обстановку на уроке, чтобы детям хотелось, творить, спорить, доказывать, помогать друг другу. Вовлекать в учебный процесс необходимо учащихся и аудиалов, и визуалов, и кинестетиков. Для этого на одном уроке необходимо часто менять разные формы и методы работы.

В своей педагогической деятельности применяю следующие формы и приёмы организации учащихся на уроке

  • Обсуждение с детьми планов дальнейшего обучения;
  • выполнение математических операций по алгоритму;
  • работа в парах постоянного и сменного состава;
  • работа в малых группах;
  • самостоятельная работа.
  • индивидуальная работа;
  • проектная работа;
  • демонстрация полученных результатов, их анализ и выводы;
  • оценочная деятельность в роли учителя;
  • различные виды само- и взаимопроверки;
  • анализ готовой продукции;
  • постановка проблемных вопросов;
  • осознание проблемы и её решение;
  • Творческое списывание;;
  • продолжение текста так, чтобы получилась сказка;
  • составление рассказа о любом предмете, как будто он живой;
  • проведение опытов;
  • сравнение, выделение общих и отличительных признаков, обобщение и вывод;
  • практическая работа;
  • нахождение ответов в книге;
  • экскурсия
  • учебный диалог;
  • системно-ориентированные задания (составление схем, моделей, таблиц);
  • задания, предполагающие самостоятельную познавательную деятельность (поиск необходимой информации, поиск дополнительной информации)
  • постановка учебной задачи через создание проблемных ситуаций и ее разрешение с выстраиванием способов действия с последующей их отработкой и их контролем;
  • демонстрация наглядного материала;
  • речевые игры и игровые приемы;
  • задания с «ловушками» (задания с недостатком или избытком данных для их решения, с ошибочными условиями решения или неверными способами рассуждений);
  • рефлексия учебного опыта;
  • социоигровые приемы.

Реализация поставленных задач осуществляется через все предметы начальной школы. В частности, в результате изучения литературного чтения, русского языка ученик должен научиться работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). Осваивая различные виды речевой деятельности, ребенок должен овладеть деятельностью по созданию небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).

Наиболее глубокое влияние информатики испытывают два предмета начальной школы: математика и окружающий мир в системном подходе к изучению объектов и процессов.

Рассмотрим, как формируется информационная компетенция учащихся на уроках математики (3класс,1часть, автор И.И.Аргинская, система развивающего обучения Л.В.Занкова). В учебнике 191 задание. Дополнительно использую ИКТ (ЭУП Молоковой А. В. Математика 2, 3 класс) Тетрадь по математике на печатной основе - приложение к учебнику, под редакцией И.И.Аргинской. Предоставленная информация и самостоятельный поиск информации в виде:

(Прочитай и реши задачу устно.)

У трёх подружек - Дроздовой, Чижовой и Скворцовой - живут дрозд, чиж и скворец. При этом ни у одной из них не живёт птица, соответствующая фамилии хозяйки. «Как хорошо поёт твой дрозд!»- сказала Скворцова подруге. У какой из подружек, какая птица живёт?

  • текст-задача;
  • рисунок к задаче;
  • таблица к задаче.

Проанализировав только лишь одну часть учебного комплекса -данные номера учебника, можно сделать вывод, что формируется развитие информационной компетентности, т.е у учащиеся, начиная с начальной ступени образования, формируется способность анализировать, сопоставлять, наблюдать, доказывать, делать аргументированные выводы, а также самостоятельно выходить на тему урока, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности (определять цели урока); осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.

Постепенно у ребят появляется повышенный интерес к поиску информации из разных источников: готовить сообщения, презентации, с использованием ИКТ не только индивидуально, но и группами - создавать проекты, а значит выходить на творческий уровень. Такая уверенная в себе личность нужна обществу и государству.

Воротникова Марина Афанасьевна01.10.2014 10900 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar