РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование метода проектов на уроках истории

Использование метода проектов на уроках истории

Работа учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ с. Вязовка
Базарно-Карабулакского муниципального района»
Перовой Татьяны Анатольевны

ВВЕДЕНИЕ

Современная школа предъявляет большие требования как к ученикам, так и к педагогам. Учителя ищут различные пути повышения качества знаний учащихся, стараются заинтересовать их своим предметом, дать глубокие и разносторонние знания.

Метод проектов является одним из таких путей. Он ещё не до конца изучен, но его применение помогает разнообразить уроки, развивать творческие способности учащихся. 67% выпускников нашей школы отметили, что данный прием более эффективен, чем привычное нам традиционное обучение, 50% опрошенных ответили, что хотели бы, чтобы он применялся на уроках чаще.

В массовой практике работы учителей не находит должного места проектная деятельность. В основном она используется на уроках в виде докладов, рефератов, небольших сообщений по заданной теме.

В новых стандартах проектная деятельность является одним из направлений внеурочной деятельности и на выходе итогом освоения предметов является защита монопредметного или межпредметного проекта.

Исходя из этого, при написании данной работы ставились следующие цели:

  1. Ознакомиться с методической литературой, рассмотреть понятие метода проектов, его структуру и требования к его применению;
  2. Рассмотреть методику использования метода в школьной практике;
  3. Изучить по методической литературе опыт педагогов по использованию метода проектов;
  4. Проанализировать собственный опыт по использованию метода проектов на уроках истории.
  5. Построить перспективы своей дальнейшей работы по данной технологии.

Работа состоит из введения, 3 глав, приложения и списка литературы. В 1 главе мы останавливаемся на проблеме метода проектов как одного из методов обучения. В п.1 мы останавливаемся на современных требованиям к выпускникам и необходимостью в связи с этим использования проектного метода обучения. П.2 посвящен истории становления метода проектов и применении его в России.

Метод проектов должен правильно и логично включаться в учебный процесс. В главе 2 мы рассматриваем методику применения метода, цели и задачи, структуру.

Методика должна реализовываться на практике. В 3 главе мы останавливаемся на использовании метода проектов на уроках истории нашей школе.

В приложении даются практические материалы по использованию опыта (проектные работы).

ГЛАВА 1  ПРОБЛЕМА МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК ОДНОГО ИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ. ЕГО МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

П.1. Использование проектного метода в связи с современными требованиями к выпускникам.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей учащихся, формированию навыков саморазвития и самообразования.

В книге «Школа для XXIвека. Приоритеты образования» американский педагог Филипп С. Шлехти подчеркивает «… нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно».

Наш ученик – выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать следующими качествами личности:

  • Гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
  • Уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
  • Умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
  • Самостоятельно критически мыслить;
  • Видеть проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
  • Четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
  • Быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • Грамотно работать с информацией;
  • Быть коммуникабельным.

Перечисленные выше качества личности не формируются сами собой. Учителю необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя.(5)

Сегодня учитель приобретает иные роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющей личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.

Исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составляющая часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогает ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Требования ФГОС диктуют необходимость заниматься данной технологией.

П.2. Из истории метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Суть метода – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.

Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. http://soc-work.ru/article/479 26.09.14
Сегодня происходит возврат к проектному методу, в котором многие видят перспективу и выделяют его как педагогическую технологию.

ГЛАВА 2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, наш педагогический коллектив убедился в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно её можно осуществлять за счет целостной организации учебного процесса, использования прогрессивных образовательных технологий и методов. Особую значимость при этом приобретает метод проектов, который позволяет учащимся овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Проектная деятельность основана. прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских задач.

В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и ученика. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем.

Основной функцией педагога становится консультирование, позволяющее ученику в процессе выполнения проекта реализовать логическую технологическую цепочку:

  1. Выбор учеником, на основе сформировавшегося интереса, темы для проекта и формы его выполнения (индивидуальная или групповая),
  2. Определение целей и задач проекта;
  3. Работа над проектом и написание отчета;
  4. Защита реферата по проекту и рефлексия полученных результатов.

Конечно, на различных этапах проектирования роль педагога меняется, однако стержнем его работы с учеником является роль консультанта и помощника.

Цель внедрения проектного метода: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление. (2)

ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Начиная с 5 класса, в нашей школе происходит подготовка учащихся к проектному методу, к применению различных его форм. 

В младших классах акцент при подготовке к проектной деятельности делается на развитие творческих способностей учащихся, развитие воображения, мышления, фантазии. Еще одной целью является желание заинтересовать учеников историей своей страны и мира, развивать чувство патриотизма. Ученики учатся добывать знания самостоятельно, спрашивая у учителя только совета. Консультации учитель проводит индивидуально.

В старших классах отчет о проектной деятельности выглядит графически, чаще всего в виде схемы. Графические формы, по моему мнению, позволяют отчетливо представить сходство и различие, связи, динамику процессов и явлений. Они помогают анализировать явления и факты, классифицировать их, выделять в них главное и существенное. Дети учатся выделять главные слова, работать с терминами, понятиями.

В 11 классе мы повторяем тот материал, который был нами изучен в 9 классе. Темы проектов подобны, дети делают более подробный отчет по данной проблеме. В 11 классе предлагаются две темы проектов. Ученик выбирает государство, период развития которого он исследует и, при выполнении второго проекта, он исследует то же самое государство на следующем этапе его развития.

Учащиеся нашей школы проводят самостоятельные исследования участвуя в областных конкурсах. Проект «Детство без наркотиков» в рамках областного конкурса «Права ребенка в новом веке» был подготовлен в 2006-2007 учебном году ученицей 8 класса Кочергиной Анной. Девочкой было проанализировано большое количество литературы по данной теме, проведено социологическое исследование с подростками об употреблении ими наркотических веществ, сделаны попытки найти пути решения проблемы.(Приложение)

В 2007-2008 учебном году ученица 6 класса Перова Юлия в рамках областных «Деревягинских чтений» подготовила работу на тему «Жилища людей бронзового века на территории нашего края». Был исследован исторический материал, подготовлен реферат.

Нами было проведено анкетирование о применении метода проектов в нашей школе. Его результаты приведены в таблице.

Вопрос    Ответы учащихся

  1. Учебные предметы, на которых используется проектное обучение Экология, биология, история, ОБЖ, технология, химия
  2. Считаете ли вы метод проектов наиболее эффективным? Да – 67%
  3. Нет – 33%
  4. Что вызывает трудности при подготовке проекта? -недостаточное количество материала по исследуемой проблеме -97%
  5. Отсутствие практики – 21%
  6. Что вызывает трудности при защите проекта? -большой объем реферата (доклада)-78% Трудности в выражении собственных мыслей, нехватка словарного запаса – 56%
  7. -волнение -12%
  8. В каких формах чаще всего применяется проектный метод? Рефераты, доклады, задания творческого характера
  9. Хотели бы вы, чтобы проекты использовались чаще? Да – 50%
  10. Нет -50%
  11. На каких уроках вы хотели бы применить проектное обучение? Физика, математика, информатика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При написании работы мы пришли к следующим выводам:

  1. Проведенная нами анкета показала, что метод проектов не находит должного применения на уроках. Те учителя, которые применяют его, чаще всего применяют примитивные формы проектов, не давая ребенку достаточных возможностей для саморазвития.
  2. Изучение методической литературы показало, что в ней освещается теория проектной деятельности, предлагаются положения о её использовании на уроках, существуют результаты.
  3. Проведенная нами работа по использованию метода проектов показала, что данный метод интересен как для ученика, так и для учителя, и ученики охотно идут на его более широкое использование на уроках.

Закончить работу хочется советами руководителям проектов, которые предлагаются А.И. Комашинским, директором негосударственного образовательного учреждения «Частная школа Комашинского» Хасанского района Приморского края.

  1. Подходите к проведению работы творчески.
  2. Не сдерживайте инициативу учащихся.
  3. Поощряйте самостоятельность школьников, избегайте прямых инструкций.
  4. Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать (или может научиться сделать) самостоятельно.
  5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  6. Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить, чем один раз ни за что критиковать.
  7. Учите выявлять связи между предметами, событиями, явлениями.
  8. Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
  9. Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
  10. В процессе работы не забывайте о воспитании школьников.

Дальнейшем я планирую продолжить работу над данной темой, углубляясь и неё и расширяя возможности учащихся. (2)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Грибов В. Как организовать учебную деятельность.// история и обществознание для школьников.№3 2006 г.
  2. Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе//практика административной работы в школе №6 2006 г.
  3. Овсейчик О.Н. Иванова Е.К. Положение о проектной деятельности //практика административной работы в школе №6 2007г.
  4. Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся// Завуч №8 2007 г.
  5. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении//Практика административной работы в школе №6 2003 г.
  6. Харламов И.Ф. Педагогика//Москва, Высшая школа 1990
  7. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения//практика административной работы в школе №6 2003 г.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. . http://soc-work.ru/article/479 26.09.14
Перова Татьяна Анатольевна08.10.2014 27310 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar