РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование навыков работы с текстом

Формирование навыков работы с текстом

Целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования.

Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Чтение считается важнейшей информационной технологией, без овладения которой невозможно жить и работать в современном,быстро меняющемся мире.

Прежде, чем использовать различные элементы педтехнологий, считаю, что вначале необходимо изучить возможности класса. В моем классе у учащихся достаточно хорошо развиты познавательные интересы, любознательность, дети с удовольствием схватывают новое, исходя из этого, я применяю следующие технологии: системно- деятельностный подход, методы творческого обучения., сотрудничество в обучении (групповые и парные формы работы), ИКТ – технологий позволило мне добиться хороших результатов в достижении оптимального чтения.

Класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению, разными интересами, поэтому обучение строю вариативно с учётом индивидуальных особенностей детей. Для качественной, уверенной работы над текстом необходим осознанный навык чтения. Приемов работы над навыком чтения множество, один из них - зрительные диктанты по методике профессора И.П. Федоренко, которые способствует достижению результативности в обучении чтению, я немного преобразовала их с учетом ИКТ (диктанты провожу с помощью презентаций –У меня три набора текстов. Один – с воспитательным контекстом, состоит в основном из пословиц и поговорок.

Сейчас, в 4 классе, очень часто можно услышать в речи детей фразу из набора – «Умный уступает», «добро помни, а зло забывай» и др. Дети применяют эти выражения уже осознанно, с целью воспитательного воздействия друг на друга. Второй набор содержит этнокультурные сведения, тексты о России, Татарстане, Казани. Третий набор я преобразовала с помощью учеников . Это предложения из литературных произведений,по которым мы регулярно проводим читательские конференции. Эффективность проведения зрительных диктантов высока, только если применять их регулярно, важна не длительность, а частота тренировочных упражнений

Продолжая эту тему, считаю важным перейти на следующую ступень: к формированию читательской компетентности (умение работать с устными и письменными текстами, составлять план письменного текста и создавать письменные тексты).

На уроках литературного чтения, на читательских конференциях при анализе и работе с текстом создала такие условия, чтобы ученик мог проникнуть «внутрь» текста, литературные герои ожили, заговорили, тогда они будут приняты душой и умом ребёнка.

Для обогащения субъектного опыта учащегося разработала и апробировала следующие приёмы анализа литературного произведения.

  1. Анализ образа конкретного героя (текст письменный и устный).
  2. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту (развитие мыслительных процессов). Предлагается создание специфической среды, в рамках которой природная тяга ребенка к самораскрытию, самореализации будет проявляться в игровой и творческой читательской деятельности.
  3. Составление детьми вопросов к тексту аналитического характера, по которым проводим литературные викторины.
  4. Рассказ от имени героя (речевое развитие).
  5. Работа с иллюстрациями к произведению
  6. Театрализация. В 4 классе дети уже самостоятельно готовят инсценировки к изучаемому произведению. Причем, самые «приобщенные» к чтению ученики, инсценируют тот отрывок текста, которого нет в учебнике, тем самым побуждая других детей прочитать все произведение. Главное при этом не забывать принципы приобщения: добровольность, диалогичность, открытость, непрерывность
  7. Составление плана произведения как краткого, так и развёрнутого.
  8. Литературный хоккей. Правила игры в литературный хоккей

Класс делится на 4 команды (5 - 7 человек).

Каждая команда:
Выбирает капитана и вратаря.
Готовит 10 вопросов по тексту и заранее сдает их учителю.

Во время игры команды:
Располагаются за столом, имея при себе лист с вопросами и чистый лист для записи. Вратарь садится за отдельный стол , имея только текст произведения.

Поочередно задают вопросы друг другу.

На обсуждение ответа и поиск подтверждения текстом дается не более 1 минуты.(Ответы должны быть полными)

Если команда затрудняется ответить на вопрос, то отвечает вратарь, если и он не ответил, капитан вправе обратиться за помощью к болельщикам.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

За некорректное поведение с команды снимаются штрафные баллы.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

В конце игры капитаны выставляют каждому члену команды отметку.

Велико значение взаимодействия учителя и библиотекаря. У нас разработаны библиотечные уроки, проводятся многочисленные конкурсы, совместные утренники, викторины, читательские конференции.

Читательская конференция по книге В. Катаева «Сын полка»,посвященная Великой Победе потрясла всех. В итоге, вся начальная школа читала эту книгу. Равнодушных не осталось. Результатом стало написание сочинений о Ване Солнцеве.

Такие праздники способствуют развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

С уверенностью можно сказать, что библиотека – наша вторая классная комната. Дети с удовольствием после уроков бегут за помощью в подготовке к урокам, викторинам, проектам к Людмиле Валерьевне– нашему любимому библиотекарю. С её помощью наш класс занял второе место в конкурсе, посвященном творчеству Носова. Ученики нашего класса второй год подряд занимают призовые места в школьных конкурсах чтецов, в школьной олимпиаде по литературному чтению..

Технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, приёмы театрализации, доступность книг с художественными произведениями, наличие индивидуальных заданий по текстам произведений, активизация внимания на успешном опыте чтения будут способствовать формированию читательской компетентности учащихся при чтении художественных произведений

На основе всего сказанного и создаются условия для становления приобщенности школьников к чтению, которая будет способствовать сохранению и развитию культуры чтения как гуманитарной ценности

Антонова Ирина Валентиновна11.10.2014 22670 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar