РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование возможностей секции эстетической гимнастики в организации исследовательской работы школьников

Использование возможностей секции эстетической гимнастики в организации исследовательской работы школьников

Работа педагога Ильиной Натальи Сергеевны 
МБОУ СОШ №9 г. Мичуринска Тамбовской обл.

В настоящее время эстетическая гимнастика является новым перспективным направлением сложно-координационных видов спорта, основанным на синтезе физического и художественно-эстетического воспитания. Родиной её считают Финляндию. В России эстетическая гимнастика известна с 2002 года. Отечественные гимнастки уже дважды выигрывали Чемпионат мира, и популярность данного вида спорта в нашей стране возрастает с каждым годом.

Высокая эффективность эстетической гимнастики для школьниц связана с большей заинтересованностью по сравнению с физкультурно-оздоровительными занятиями, лишёнными соревновательного начала, и существенно меньшей вероятностью травматизма по сравнению с занятиями спортивной и художественной гимнастикой. Следует отметить, что на сегодняшний день эстетическая гимнастика как вид спорта всё ещё переживает период становления, благодаря чему исследовательская деятельность в данном направлении представляет значительный интерес и актуальность.

В МБОУ СОШ №9 г. Мичуринска занятия эстетической гимнастикой проводятся с 2012 года; с этого же времени здесь ведётся и экспериментальная деятельность. В секции занимаются учащиеся 2-9 классов (девочки). Исследовательская работа посвящена поиску оптимальных методов развития гибкости на занятиях эстетической гимнастикой.

С целью определения наиболее эффективных способов тренировки данного качества учащиеся, проведя серьёзный мозговой штурм, выдвинули следующие задачи исследования:

  1. Выявить зависимость гибкости человека от строения его опорно-двигательного аппарата.
  2. Совершенствовать способы тренировки качества гибкости.
  3. Оптимизировать условия тренировки гибкости.

Для решения данных задач наши исследователи приступили к поиску информации. В своей работе они использовали отечественную и зарубежную литературу, а также интернет-ресурсы. В результате анализа данных источников были выделены доступные методы измерения гибкости, установлены два основных метода тренировки гибкости – метод многократного растягивания и метод статического растягивания, выявлены наиболее эффективные тренировочные комплексы.

Следующим этапом исследовательской работы стал эксперимент, в котором приняли участие воспитанницы секции – учащиеся 5 классов. Девочки разделились на 3 группы. В первой группе для развития гибкости преимущественно использовались статические методы, во второй – динамические методы; представительницы третьей группы использовали сочетание статических и динамических методов. Начальный уровень физической подготовки во всех группах был примерно равным. Результаты исследования стали весьма интересными для участников эксперимента и позволили им определить наиболее эффективные методы развития гибкости для собственного организма.

Также было проведено изучение влияния игр и соревнований на развитие гибкости. Девочки с неподдельным интересом приняли участие в следующих играх:

  1. «Дотянись до сладкого приза» (из положения моста (кольца, шпагата и др.) необходимо без помощи рук дотянуться до тарелки с конфетой).
  2. «Перевоплощение» (учащиеся представляли себя в роли какого-либо гибкого животного (змея, червь, кошка и др.) и копировали пластику этого животного в своих упражнениях).
  3. Конкурс на лучший шпагат, в котором необходимо было не просто продемонстрировать растяжку, но также сделать упражнение как можно интереснее и необычнее.

В ходе проведённых игр и мини-соревнований установлено, что игровые ситуации на тренировках существенно повышают эффективность занятий гимнастикой, в частности упражнений на совершенствование качества гибкости.

В целом следует отметить, что исследовательская деятельность школьников в работе секции эстетической гимнастики вызвала значительный интерес не только к занятиям, но и к изучению возможностей своего организма. Результаты проведённых экспериментов обобщил учащийся МБОУ СОШ №9 Владимир Зубцов в исследовательском проекте «Анатомия и физиология гибкости», став призёром областного конкурса «Грани творчества».

Литература

  1. Лях В. И. Совершенствование специфических координационных способностей // Физическая культура в школе. – 2001. - № 2. С. 7-14.
  2. Маркарян Э. С. Интегративные тенденции во взаимодействии общественных и естественных наук. – Ереван: АН Арм. ССР, 1977.
  3. Михайлова Н. В. Эффективность урока физической культуры в начальной школе при использовании соревновательно-игровых комплексов повышенной наглядности : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 Москва, 2005. – 175 с.
  4. Эстетическая гимнастика – новое направление в гимнастическом спорте // Современное профессиональное образование: актуальные проблемы и пути совершенствования: Материалы Всероссийской научно-методической конференции (г. Волгоград, 15-16 февраля 2005 г.) / Под ред. А.И. Шамардина. – Саратов: Научная книга, 2005. – С. 298-300.
  5. Tumilty D. Strenght training for sports / D/ Tumilty I Sports coach. 1983.- №7. - P. 20-23.
Ильина Наталья Сергеевна11.10.2014 8340 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar