РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности применения метода проектов при обучении литературе в образовательных учреждениях СПО

Особенности применения метода проектов при обучении литературе в образовательных учреждениях СПО

Плетёнкина Наталья Давыдовна,
соискатель кафедры филологического образования МИОО,
методист ГБОУ УМЦ «Детство», Москва

Безина Елена Давыдовна,
обладатель Гранта города Москвы в сфере «Образование»,
преподаватель-методист русского языка и литературы
ГАОУ СПО Технологический колледж № 28, Москва


Аннотация: В современных условиях информационного общества перед системой профессионального образования стоит задача подготовки интеллектуально развитых высоко квалифицированных специалистов, способных к обучению в течение всей жизни, которую призвано решить с помощью внедрения ФГОС по профессиональному образованию.
Но проблема литературного образования в ссузах стоит остро, и способом для ее решения является метод учебного проектирования, который находит свое обоснование применения в этой сфере образования как метод, способствующий формированию ценностных ориентаций у подрастающего поколения в современном социо - поликультурном пространстве.

Целью среднего профессионального образования в современных условиях информационного общества является подготовка интеллектуально развитых высоко квалифицированных специалистов, способных к обучению в течение всей жизни. С введением нового ФГОС, являющимся, по мнению разработчиков пособий нормативно-правовых актов по внедрению ФГОС в систему профессионального образования, «отражением социального заказа, своего рода общественным договором, согласующим требования современного рынка труда, семьи, общества и государства» перед СПО поставлена непростая задача – формирование духовно богатой и творчески развитой личности учащегося.
«Духовной культурой» народа, его особой ценностью и достоянием всегда являлось литературное наследие.

Основой базового компонента литературного образования в ССУЗе является направленность на достижение конкретных практических целей:

  • Дать представление о литературе как виде искусства и объективной художественной реальности;
  • Дать основные литературоведческие понятия, выработать представление о художественном мире произведения, закономерностях развития литературы, о мировом литературном процессе;
  • Научить всестороннему анализу произведения и умению отличать подлинно художественные памятники от явлений массовой культуры;
  • Показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа.
  • Определить становление русской книжности, показать преемственность литературных эпох.
  • Определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы.
  • Объяснить феномен классики, позволяющей произведению искусства быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества.

В условиях системы профессиональной подготовки кадров проблема литературного образования стоит особенно остро: сокращение учебного времени в пользу усиления профессионального обусловлено практикоориентированностью образовательного процесса, но более значительное, даже по сравнению с базовым школьным образованием, сокращение часов для изучения литературы на базовом уровне в СПО (117 часов – обучение 1 год), создает предпосылки для зарождения серьезных противоречий: с одной стороны — целью гуманизации СПО является раскрытие способностей каждого учащегося, с другой стороны – ставит под сомнение целесообразность использования имеющихся средств обучения, т.к. до сих пор отсутствует разработанная система педагогических условий, способствующих реализации творческой деятельности в гуманитарной сфере на практике.

Несмотря на обоснование необходимости творческой деятельности на уроках гуманитарного цикла, присутствующих и в программах по литературе, разработка технологии самостоятельной творческой деятельности учащихся остается только делом преподавателя. Так, например, по программе НПО рекомендуемое количество часов на освоение материала дисциплины в разряде максимальной учебной нагрузкой выделено всего 117 часов, столько же часов составляет и обязательная аудиторная нагрузка, в то время, как в разряде самостоятельной работы обучающегося предполагается 0 часов. Безусловно, преподаватель поставлен в условия «творческого поиска», когда на самостоятельную работу учащегося ему необходимо изыскать резерв за счет других «инновационных» решений.

Другая, не менее серьезная проблема, это проблема учебных пособий. До сих пор не разработаны в должном объеме линии учебников для среднего профессионального обучения (не говоря о разведении на базовый и профильный уровни).

В основном используются учебники для общеобразовательных школ: 10 класс Ю.В. Лебедева в 2х частях, 5-е издание, М, Просвещение 2004 г, и 11 класс под редакцией В.П. Журавлева в 2-х частях, 6-е издание, изд-ва Просвещение, Московский учебник, М.,2003; весьма ограничено - учебное пособие для СПО Е.П. Педчак, Литература. Русская литература конца XVIII- XIX века; Зарубежная литература. Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 2004. и Литература: практикум: учеб. Пособие для студ. сред проф. Учеб. заведений; под ред. Г.А. Обернихиной - М.: Издательский центр «Академия»,2006. Налицо — дисбаланс отношений между желанием, задачами, целями ФГОС, желаниями преподавателя и обеспеченностью первостепенным, насущным — учебным временем и учебно-методическим обеспечением сопровождения учебного процесса, хотя с переходом на компетентностный подход в обучении ( 2005 - 2011 гг) реформирована вся система профессионального образования.

В рамках единого учебного процесса интегрированы три его уровня - начальное, среднее и высшее, особенностью которого является многоуровневость, непрерывность довузовского профессионального образования. Авторы «Концепции структуры и содержания общего образования» особо подчеркивают, что «…возрастает значение общего образования как основы развития познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, без которых все другие этапы непрерывного образования малоэффективны» . Развитие же общеучебных умений учащихся - одна из приоритетных целей общего образования, определяющая характерную черту «личностно-ориентированного образовательного процесса» .

Еще одной из ключевых проблем современного образования остается уровень читательских умений вчерашних школьников – первокурсников ссузов. Неумение читать – причина, ведущая к ослаблению учебной мотивации, оказывает негативное влияние на формирование аналитических способностей учащихся, их интеллектуальное развитие, что неминуемо отражается на качестве обучения: не овладев техникой чтения, учащийся не имеет возможности понять смысл прочитанного текста. «Только серьезная филологическая подготовка школьника-подростка, его корректное обращение с текстом художественного произведения и вдумчивое чтение в 5-9 классах создаст благотворную почву для творческой и адекватной интерпретации в 10-11 классах» , – напоминает И.В. Сосновская.

Т.к. контингент обучающихся в СПО традиционно составляют выпускники основной школы, поэтому деятельность ОУ нового типа основана на принципах преемственности и интегрировании образовательных программ основного общего, среднего (полного), начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового, профильного и повышенного уровней) образования, с применением технологии проблемного обучения – разведением на уровни освоения литературного материала:

  1. ознакомительный, узнавание ранее изученных объектов и свойств;
  2. репродуктивный, выполнение деятельности по образцу, инструкции преподавателя;
  3. продуктивный, планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение поставленных задач. Это обеспечивает возможность постепенного, последовательного повышения образовательного и профессионального уровня учащихся.

Решение этих многочисленных специфических проблем возможно через применение метода учебного проектирования, т.к. метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, результатом которого является предъявление реального общественно значимого практического результата – учебного продукта с последующей рефлексией и процедурой перепроектирования.

Метод проектирования - педагогическая технология, которая включает в себя методы исследования, поиска, анализа, сопоставления, переработки, прогнозирования в их взаимосвязи. Метод проектов не существует сам по себе, а вписывается в систему личностно-ориентированного обучения, которое включает в себя также разнообразные проблемные методы (дискуссии, исследовательские, поисковые), дифференциацию обучения (разноуровневое обучение). Синтез учебно-познавательных приёмов, позволяющий учащимся решить конкретную проблему самостоятельно, в результате своих умозаключений, способствует формированию у обучающихся ссузов критического мышления, развитию индивидуальных познавательных способностей.

Таким образом, «в современных условиях решение проблемы общеучебных умений начинает осуществляться на новом идеологическом основании – компетентностном подходе к содержанию образования . Так, В.А. Болотов и В.В. Сериков подчеркивают: «Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы» Многочисленные исследования, проведенные в этой области, убедительно доказывают, что проектная деятельность оказывает влияние на детей по-разному. Так, для одаренных – это эффективное средство развития коммуникативных качеств, а для детей с практическим складом ума или пониженным интеллектом – это мощное средство активизации познавательной мотивации и преодоления у них закомплексованности, неуспешности в учебном процессе.

Так, при изучении вводной темы «Характеристика русской литературы 1 половины XIX века» (рук. проекта преподаватель русского языка и литературы Плетенкина Н.Д. 2006 г.) для «продвинутого» обучающегося Сливинского Сергея, студента группы ЭП 11 отделения «Менеджмент по отраслям» ГОУ СПО Строительный колледж № 26 не составило особого труда подготовить объемное серьезное исследование с привлечением материалов из достоверных источников и архивов на основании хорошо проработанного библиографического списка литературы. Так Гришаев Максим, обучающийся группы СЭЗ-1 отделения «Строительство зданий и сооружений» подготовил серьезное историко-литературное исследование по теме: «Влияние декабристов на становление русской литературы» (рук. проекта преподаватель русского языка и литературы Плетенкина Н.Д. 2007г), в которой он восстановил поименно список всех декабристов - солдат, принявших участие в восстании на Сенатской площади! ( мой курсив) Этот ученический труд, проект разрабатывался в течение года, лег в основу «золотого фонда» студенческих исследований ГОУ СПО Строительный колледж № 26. Эстафету продолжил другой студент – Вашакидзе Ираклий из той же группы с проектом «Н.А. Некрасов – живая душа русского народа» (рук. проекта преподаватель русского языка и литературы Плетенкина Н.Д. 2007г.), совершил литературоведческое исследование поэтического наследия русского поэта с приложением сборника стихотворений, вошедших в антологию русских народных песен на СД –ROM - диске. Оба эти студента окончили ссуз с отличием и были занесены в сборник «Лучшие выпускники колледжей Москвы» общероссийской общественной организации Российский Союз Молодёжи в рамках программы «Российские интеллектуальные ресурсы» (РИР) и это не исключение

Применение метода проектов в обучении литературе имеет свои особенности. Совмещение учебного и внеучебного времени, использование возможностей дистанционного консультирования с преподавателями по проблеме проекта, организация доступа к информационным источникам через различные виды и средства коммуникации – традиционные (библиотека и МБА, книги, энциклопедии, архивы), инновационные (электронные каталоги федеральных, региональных библиотек, электронные ресурсы архивов, музеев, библиотек, Интернет и др. источники) – является стимулом к активизации и повышению учебно-познавательной мотивации учащихся СПО, а высокие критерии оценки, – качеству результата проектной деятельности с обязательной самопрезентацией проектного продукта и последующей рефлексией.

Так, для обучающихся группы ПР11 отделения «Правоведение» ГОУ Строительного колледжа №26 отправной точкой в мир истории литературы послужило участие в коллективном проекте «Наполеон: история взлета и падения» (рук. проекта преподаватель русского языка и литературы Плетенкина Н.Д. 2005-2006г.), в процессе которого (длительность 1 семестр) обучающиеся, разбившись на группы исследователей – архивистов, музейщиков, библиотекарей– осуществили поистине титанический труд: составили историческое исследование с презентацией проекта и его защитой в конце семестра.

Конечно же, вся эта работа была осуществлена в свободное от учебных занятий время, с представлением еженедельных результатов в часы занятий Творческого объединения «Живое слово». Участвуя в проекте, студенты не только упрочили свои знания по литературе, но и углубили знания по другим предметам: истории, географии, французского и английского языков; научились поиску, отбору, систематизации и аналитико-синтетической переработки информации, научились прогнозированию и планированию своей деятельности, рациональному использованию своего свободного времени. Но главное, они вышли из проекта другими: они стали «успешными», стали гордостью колледжа.

От школьного учебного проектирования отличается и типология проектов в ссузе. Основными типологическими признаками являются:

a) доминирующий вид деятельности;
b) предметное содержание;
c) координация и уровень контактов;
d) количество участников;
e) продолжительность.

Несколько иной доминирующий вид деятельности:

a) исследовательский - моделирование ситуаций научного поиска: доказательство или опровержение какой - либо научной гипотезы;
b) результат – мини-монография с последующим докладом, участие в ученической конференции;
c) ролевой, игровой: представление публике опыта участия в решении проблемы; результат – деловая, литературная игра;
d) творческий: привлечение публики к какой-либо проблеме; результат – спектакль, выпуск устного журнала, альманаха, и пр.;
e) информационный или ознакомительно - ориентированный: сбор информации о каком – либо объекте, результат – статья, реферат и пр.;
f) прикладной или практико-ориентированный; привлечение внимания учащихся к изучаемой проблеме, к решению практических задач; результат – учебное, наглядное пособие;
g) информационно – технологический: привлечение внимания к технологическим аспектам обучения; результат - создание веб-сайта или др. учебной среды.

Так, участие в проекте "Серебряный век русской поэзии: Александр Кочетков" (рук. проекта преподаватель русского языка и литературы Безина Е.Д., куратор проекта: методист кафедры филологического образования МИОО Плетёнкина Н.Д. 2009-2010 г.г.) обучающихся ГОУ СПО Технологический колледж № 28 охватывает все перечисленные виды деятельности. Поставив перед собой цель – изучить творческую биографию Александра Кочеткова, роль его творчества в русской литературе начала ХХ века, студенты определили проблему: «Почему среди всех имён в истории Серебряного века осталось не названным одно: имя поэта Александра Кочеткова?»

В рамках проекта были поставлены задачи: установить личность Александра Кочеткова, для чего необходимо было изучить архивные материалы о судьбе А.Кочеткова, его место рождения, биографию, род занятий, состав его семьи и пр.биографические факты; изучить творчество А.Кочеткова: эпоха; литературные течения; место поэзии А.Кочеткова в этот период. Найти ответы на вопросы: Что роднит Александра Кочеткова с эпохой Серебряного века? Какие черты культуры Серебряного века были ему присущи? Был ли Александр Кочетков дружен с поэтами-серебристами? Кто Александр Кочетков: продолжатель традиций поэзии Серебряного века или опоздавший родиться поэт-символист? Проект состоял из двух частей: исследовательской (литературно - исторический профиль) и информационно-технологической (создание цифрового образовательного продукта для Банка учебных материалов (медиатеки кабинета русского языка и литературы)). Исполнителями проекта были: Шипилова Татьяна – редактирование материалов проекта («Школа изящной словесности»); Липков Илья – изучение архивных биографических материалов ( Экспериментальная студия «Земляки»); Шипилова Марина – изучение эпохи Серебряного века ( Историко-исследовательский центр «Наследие»); Злобин Евгений – цифровая обработка материалов проекта ( Центр технической поддержки);фото; Злобин Александр – создание ЦОР и подготовка материалов к защите (Творческая лаборатория),видео;

Защита проекта состоялась в январе 2010 г. Итогом разработки проекта явилось участие в I городской студенческой научно-практической конференции "Серебряный век русской поэзии: истоки, направления, персоналии, традиции", проводившейся в апреле 2010 года кафедрой русского языка и литературы АПК и ППРО под эгидой ФИРО. Доклад по теме: "Традиции Серебряного века в культуре последующих эпох: в поэзии Александра Кочеткова" представляли: Шипилова Татьяна и Злобин Александр при участии Шипиловой М., Злобина Е., Липкова И. – студентов Группы № 22 Отделения "Технология мясомолочных изделий"

От школьного проект отличается и предметным содержанием.

Так проекты в ссузе подразделяются на:

a) монопредметные - в рамках одного предмета; сложные разделы; серия уроков;
b) межпредметные - в рамках нескольких предметов; внеурочное время;

По характеру координации:

a) с открытой, явной координацией (преподаватель-координатор проекта направляет участников, организует отдельные этапы);
b) со скрытой координацией (преподаватель - координатор проекта выступает как полноправный участник).

По количеству участников:

a) индивидуальные;
b) парные;
c) групповые.

По продолжительности выполнения:

a) краткосрочные (несколько уроков);
b) среднесрочные (от недели до месяца);
c) долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Например, проведенная исследовательская работа «Поэма "Мертвые души". Тема: «Расшифровка образных словесных характеристик, данных Гоголем своим героям в тексте поэмы: пейзаж, быт, портрет», посвященная 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя, выполняла студентка группы №12 Шипилова Татьяна ГОУ СПО Технологический колледж № 28. Эта работа индивидуального характера со скрытой координацией преподавателя русского языка и литературы Безиной Е.Д. Итогом выполнения исследовательской работы стало: 1 место в Московском городском конкурсе проектно - исследовательских работ «Уважение к человеческому достоинству и душевной свободе», посвященном 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя в номинации «Расшифровка образных словесных характеристик, данных Гоголем своим героям в тексте поэмы: пейзаж, быт, портрет», проводившемся под эгидой Департамента образования города Москвы в марте, 2009 года . В апреле 2009 года работа заняла 1 место во Всероссийском конкурсе студенческих проектных работ, посвященных 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя, в июне 2010 г. работа опубликована Кафедрой ЮНЕСКО МИОО в сборнике студенческих работ, посвященных 200- летию со дня рождения Н.В. Гоголя.

В зависимости от уровня сформированности навыков учащихся в основной школе, в ссузе определяется 9 этапов выполнения проекта, они тоже имеют свою специфику:

  1. выявление проблемы и задач предстоящего исследования;
  2. выдвижение гипотезы и ее решения;
  3. определение методов исследования;
  4. составление плана выполнения проекта – проектной маршрутной карты;
  5. распределение обязанностей и определение степени ответственности за выполнение порученного дела;
  6. поиск, анализ, отбор данных, их систематизация;
  7. оформление результатов;
  8. подготовка презентации и подготовка к защите проекта (самопрезентации);
  9. рефлексия-перепроектирование: анализ проделанной работы, определение новых проблем исследования, формулирование выводов.

Внешняя оценка проекта, промежуточная, итоговая, для учащихся ссузов очень важна, т.к. она является важным дополнительным стимулом к успешной адаптации в студенческой среде.

Форма оценки может быть различной и зависит от множества факторов:

  • актуальности выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • степени проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • доказательности принимаемых решений, аргументированность заключений;
  • корректности используемых методов исследования и метода обработки получаемых результатов;
  • активности каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • характера (индивидуальный или коллективный) принимаемых решений;
  • характера общения и взаимопомощи участников проекта;
  • эстетичности оформления результатов проекта;
  • умения отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Таким образом, метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и предполагает владение определенными интеллектуальными умениями анализа, сопоставления, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования, умение работать с различными источниками информации. Всеми данными умениями и навыками необходимо обладать современному молодому специалисту, чтобы быть компетентным в своей профессии специалистом в современном информационном обществе.

Обращение к методу проектов С.Е. Полат рассматривает с позиций использования потенциала новейших педагогических технологий для решения проблемы обучения: «Сегодня, когда приоритетными ценностями развитого информационного общества становится информация, наиболее приоритетными умениями для специалистов становятся умения работать с этой информацией, с особой актуальностью зазвучали идеи гуманистической педагогики, личностно-ориентированного, личностно - деятельностного подходов к обучению и воспитанию учащихся». Все теоретики и практики сходятся в одном: проектирование в образовании – это эффективная дидактическая система, которая представляет синтез целей, содержания, методов, организационных форм и средств обучения в современном информационном обществе. А от себя добавим: метод проектов , как убедительно показывает практика, еще и хороший способ погружения студентов ссузов в филологческую среду.

Библиография:

  1. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов, В.В. Сериков// Педагогика. – 2003. – № 10. – С.8–14.
  2. Воровщиков С.Г. Учебно - познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: Монография. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 160 с., с.156
  3. Концепция структуры и содержания общего образования (в 12-летней школе): Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 № 224// Нормативно-правовые основы проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования в Российской Федерации. – М.: АПК и ПРО, 2002. – С. 43-50
  4. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. –– Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с., с109
  5. Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. Сборник статей/ Под ред. Пахомовой Н.Ю.,-М.:МИОО,2005. 214с.//Метод проектов: история вопроса. /Полат Е.С., доктор пед. наук, профессор ИСМО,РАО/,с.22;6
  6. Соответствие нормативной базы образовательного учреждения с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов НПО И СПО. Сборник документов «В помощь руководителям, преподавателям и мастерам производственного обучения ОУ НПО и СПО» сост.: Травкина Н.Н., Агищева Т.И., Каруна Т.А., Трутаева Л.А., Пыжова Т.В., Павленко В.Н..Курск: Изд-во ООО «Учитель», 2012 г. 146 с.; с 6
  7. Сосновская И.В.,Современные проблемы изучения и преподавания литературы. Сборник научных и методических трудов. // Выпуск 9.; Иркутск, 2008; с 29.
  8. Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков// Народное образование. – 2003. – № 8. –С.115-126
  9. Шамова Т.И. Избранное. – М.: Центральное издательство, 2004. – 320 с.
  10. Творческое объединение «Живое слово»: http://zivoeslovo.ucoz.ru
Плетёнкина Наталья Давыдовна17.10.2014 27060 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar