РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников

Использование краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников

...для человека естественно любить свою семью, своё село и город, свою страну и её народ ...
Д. С. Лихачёв

Российская земля край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. У любого населенного пункта есть своя история, и ею гордятся люди. Есть она и у нашего города.

Волгоградский край имеет богатую историю благодаря её географическому положению и экономическому значению в жизни страны. Волгоград располагался на пересечении торговых путей. Первые поселения людей в нашем крае относятся к XII тысячелетию до н. э., Прикаспийская низменность сохранила следы обитания скифо-сарматских племён, аланов, гуннов, положивших начало Великому переселению народов, до сих пор не разгадана тайна хазарского Итиля. Отсюда грозили южным окраинам России печенеги и половцы, в XIII веке здесь сложилось крупнейшее государство Золотая Орда. В качестве южного форпоста России, высоко оценивали значение города Иван Грозный, царь Алексей Михайлович, Петр I. Не остался Царицын безучастным к событиям Отечественной 1812 года.. События 1917 года, гражданская война ещё одна яркая страница истории нашего края. Великая битва на Волге стала переломным моментом во Второй мировой войне. История нашего края тесно сплетена с великой российской историей.
Невозможно любить то, что не знаешь. В связи с этим главная задача краеведения -воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, район, поселок.

Для этого необходимо знакомить учащихся с малой родиной, открывать им новые страницы ее истории, культуры, литературы, знакомить с людьми, которые отдали этому краю частицу своей души, раскрыли здесь свой талант, работали и продолжают работать на благо своего родного края.
Школьными программами по истории России в VI-XI классах предусмотрено изучение истории края с древнейших времен и до наших дней. Местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью при изучении отечественной истории. На уроках с элементами краеведения местный материал использую в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов на любом этапе урока.

В школьную программу введен учебный курс для девятиклассников «История родного города в истории страны». Таким образом, историческое краеведение стало самостоятельным предметом школьного изучения.

Местный материал, с одной стороны, - средство активизации познавательной деятельности учащихся и конкретизации общеисторических событий, а с другой - часть системы знаний по отечественной истории. Моя практика показывает, что использование краеведческого материала на уроках не только не вызывает перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории России, делает знания учащихся более прочными и глубокими.

Так с целью конкретизации исторического материала при изучении истории Руси VI-XII в.в. в 6 классе привлекаю краеведческий материал в занимательной форме (кроссворды, ребусы), дети готовят дома сообщения об Итиле, о быте и занятиях хазар, печенегов и половцев. Всё это помогает создать у учащихся исторические представления, в силу занимательности предлагаемого материала развиваются любознательность и познавательные способности, повышается качество знаний.

Привлекая краеведческий материал, я стараюсь приблизить историческое прошлое к сознанию школьников. Далёкая петровская эпоха становится близкой и понятной, когда на уроке проходит ' защита ученического проекта "Пётр I в Царицыне". Задание было дано учащимся до изучения темы. На подготовительном этапе ребята собирали материал о пребывании Петра I в Царицыне. Ребята оформили сообщения, в которых содержалась историческая справка о цели пребывания, о Персидском походе, о вкладе Петра I в жизнь города, края, исторические портреты, рисунки и мини-сочинения учащихся. Значение такой работы в том, что учащиеся становятся как бы соучастниками событий и привлекаются к осознанию роли родного края в жизни страны того периода.

При изучении темы "Отечественная война 1812 года" в 8 классе в целях воспитания патриотических чувств уделяю большое внимание героическим страницам войны. Материал о славных сынах родного края постоянно вкрапливаю в содержание уроков для конкретизации излагаемого материала, убедительности анализа тех или иных событий. Причастность наших предков к героическому прошлому подтверждаю, используя дополнительный материал о помощи города в борьбе с наполеоновским вторжением.

В 9 и 11 классах во время изучения тем, посвященных Великой Отечественной войне. Сталинградской битве применяю краеведческий материал в ходе изучения нового материала. Практика показала, что только этот прием в старших классах дает неизгладимые впечатления от грандиозного события. Сталинградская битва надолго запомнится детям. Использую материал по-разному: в изложении, в сообщении или докладе ученика, в лекции, беседе, на экскурсии, в работе с книгой, документом, картой, музейным экспонатом и т. д. Использую собранную видеотеку, DVD-диски. Их просмотр и обсуждение вызывают живой интерес и оставляют неизгладимые впечатления у детей.
Заслушиваем сообщения учащихся о людях, которые совершили героические подвиги именно на священной Сталинградской земле. Обязательно говорим о вкладе Среднеахтубинского района в Победу над фашизмом.

На уроках истории используется местный краеведческий материал при изучении тем «Восстание Степана Разина». «Восстание под руководством Пугачева». «Гражданская война» (дети готовили сообщения о героях Гражданской войны, чьи имена носят улицы города; так для многих учеников 9 класса стало открытием, что Тулак - это человек, причем реальный), «Установление советской власти». «Коллективизация» (на этом занятии мы говорим о создании колхозов на территории Сталинградской области, района и нашего поселения.

На уроках, посвященных современной России активно используется материалы местных средств массовой информации. Так. при изучении темы по обществознанию «Местное самоуправление» изучаются вопросы, касаемые не только его структуры и функций, но также материал о работе органов самоуправления на территории Клетского поселения: поселковой Думы, ТОСов. В этом помогают публикации в районной газете «Звезда».

В системе краеведческой работы большое воспитательное значение имеет внеклассная работа по истории.
Внеклассная работа по историческому краеведению в школе протекает в разных формах. Наиболее целеустремленная и плодотворная работа по изучению истории родного края ведется в историко-краеведческом кружке «Юный краевед» (Поиск), созданного на базе школьного музея.
Основные задачи нашего музея - это поиск и сбор краеведческого характера; учет и хранение собранных документов, предметов, материалов; их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление стендов и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе в школе. Музей является хорошим подспорьем в учебно-воспитательной деятельности школы и создает огромные возможности для разнообразных форм и методов работы с учащимися. Экспозиция музея, а это предметы крестьянского, домашнего обихода, духовной культуры. В музее собраны экспонаты двух типов: вещественные и документальные. К вещественным относятся орудия труда, предметы быта, изделия местных промыслов, монеты, предметы культа.

Документальные экспонаты представлены фотографиями, документами, газетами и журналами, грамотами. Музей является не только хранилищем экспонатов, но и базой для проведения уроков и воспитательных мероприятий. Для занятий краеведением музей имеет огромное значение. Здесь дети могут соприкоснуться с древностью, своими руками потрогать экспонаты, поработать с документами.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день - это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экскурсию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее. 

Мне удалось заинтересовать подростков, обучающихся в краеведческом кружке историей родного села и результаты говорят сами за себя:

  • Ежегодно участвуем в слетах представителей школьных музеев района, на которых представляем работы на основе местного материала, занимаем призовые места. В 2010 г. заняли 1 место, но участвовать в областном слете не смогли из-за отсутствия финансирования.
  • в районных краеведческих конференциях с творческими и исследовательскими работами
  • в районных слетах юных краеведов, где в конкурсах эрудитов занимаем первые места
  • в районном конкурсе стенных газет «За Родину, добро и справедливость!»
  • В районном конкурсе «Славься, Отечество!» о солдате Николае Вахрушеве, погибшем от ран в госпитале х.Прыщевка, о Николае Ивановиче Подлесном.
  • в областном конкурсе исследовательских работ старшеклассников по истории Волгоградской области
  • В конкурсах, посвященных культуре родного края, представляем культуру мордовского народа.

Совместно с обучающимися разработаны музейные экскурсии: «Женщины - гордость России», «О прошлом память не умрет», «Не дать забвению стереть из памяти людской события и даты», «Мы у солнца и у ветра взяли пламенный задор». «Военные госпитали», «Боль моя -Афганистан».

Учащиеся подготовили творческие работы и презентации по ключевым историческим темам:

  • Откуда есть пошла Клетская земля...
  • Военные госпитали.
  • Этнокультурная мозаика родного края.
  • Мордва.
  • Они используются при проведении экскурсий. 

Выводы

Используемый краеведческий материал на уроках истории и во внеурочной деятельности активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников.

Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи.

Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих работ. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний.

Долгова Ирина Алексеевна29.10.2014 21420 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar