РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Роль внеурочной деятельности по географии в создании и укреплении положительной мотивации учения у учащихся»

«Роль внеурочной деятельности по географии в создании и укреплении положительной мотивации учения  у учащихся»

Попова Мария Анатольевна
учитель географии
МОУ Фроловская СОШ
Пермского района

Работая учителем географии, пять лет, я выявила проблему предмета география. На мой взгляд, в современное время предмет география утратила свою популярность среди учащихся. Учащиеся стали меньше выбирать предмет география для сдачи экзаменов и поступать в образовательные учреждения с географической направленностью.

Также в нашей школе существует такая проблема. Проанализированы статистические данные по количеству сдающих экзамен география в МОУ Фроловская СОШ по выбору. Выпускники 9 –го класса в 2010 г. не сдавали предмет по выбору, 2011 г. сдавали – 7 чел., 2012 г. – 7 чел., 2013 г. – темп вырос на 1 чел. и в 2014 г. – учащиеся не выбрали данный предмет, так как можно было не сдавать предметы по выбору. Если сравнивать по показателю ЕГЭ, то можно увидеть то, что до 2013 г. предмет не выбирали для сдачи экзамена, но с 2013 г по 2014 г. – наоборот мотивация у учащихся для сдачи экзамена выросла (2013 г – 1 чел, 2014 г.- 3 чел.) (Прил.1).

Таким образом, в 9-ых классах наблюдалась положительная динамика выборе экзамена по географии при обязательной сдаче предметов по выбору. В 11 классе положительная динамика сохранилась, т.е. это связано с выбором профессии.
И для решения данной проблемы, на мой взгляд, необходимо разработать концепцию «популяризации» данного предмета, с целью чего активнее вовлекать учащихся в различные виды внеурочной работы.

Современный уровень развития методики предлагает широчайший арсенал всевозможных форм и методов внеурочной работы. На мой взгляд, это очень актуально, так как в седьмом-восьмом классах наблюдается падение интереса к изучению предмета, более слабые учащиеся на всех ступенях обучения не имеют достаточной возможности для самореализации на уроках. Следовательно, работу по формированию устойчивого интереса к предмету нужно вести планомерно, целенаправленно и регулярно.

Целью моей работы является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность.

Занимаясь развитием исследовательской деятельности, решаю следующие задачи:

  1. обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;
  2. учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;
  3. помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;
  4. подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.

Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его и направляю на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии. Научно-исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделила на несколько видов.

На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.

Во внеурочное время: написание исследовательской работы, работа на факультативах, олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции, учебные проекты.

Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к географии.

На протяжении двух лет апробирую программу ФГОС ООО на уроках географии с 5 класса через УМК ИЦ «Вентана-Граф». И при реализации ФГОС в своей работе использую всесторонне системно-деятельный подход, через технологию исследовательской проектной деятельности.

Также свои уроки строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс. Его использую при изучении таких фундаментальных тем «Оболочки Земли» (5-6, 7 кл.), «Глобальные проблемы человечества»(10-11), «Народы и страны» (7, 10-11 кл.).

Внеурочная деятельность во внеурочное время: Работая в школьном лагере «Юные таланты» второй год, активно использую метод-проектов (исследовательская работа). Учащиеся с 6 по 8 класс разрабатывают темы для проектов (исследовательской работы) самостоятельно. В основу проекта лежит проблема в большей мере, которая связана с территорией, где они живут. К примеру, темы исследовательских работ учащихся: «Социально-экономическое развитие территории с. Фролы», «Влияние экологических проблем на здоровье населения на примере территории с.Фролы», «Экологические проблемы на территории с.Фролы». Также с помощью педагога учащиеся разрабатывают методику исследования и проводят само исследование. Исследование не заканчивается в летний период, оно функционирует в течение года и даже годами.

Также учащиеся с 6 по 11 класс ежегодно участвуют в олимпиадах «Юные таланты», «Географический чемпионат».

Также всесторонне ежегодно участвуют в конференциях муниципального и краевого уровней.

За последние два года к изучению предмету взросла с помощью внеурочной деятельности. В результате это обучающиеся и дают хорошие результаты.

Участие в конференциях:

  1. Муниципальный этап научно-исследовательских работ, 2012-2013 г., (сертификаты участников 6, 7 кл.) Тебенькова К. (7 кл.) – «Влияние экологических проблем на здоровье населения на примере территории с. Фролы», Бажин И (6 кл.) – «Социально-экономическое развитие территории с. Фролы»
  2. Муниципальный этап научно-исследовательских работ, 2013-2014 г., (сертификат участника, 8 кл.) Тебенькова К. (8 кл.) – «Экологические проблемы на территории с. Фролы».
  3. Муниципальный этап «Чистая вода», 2014 г. Мурзыева А. (8 кл.) – «Управление охраной водными ресурсами (на примере территории пос. Юг)» (грамота);

Региональный уровень:

  1. XIХ конкурса «Чистая вода» среди учащихся и молодежи Пермского края (апрель, 2014 г) – Мурзыева А. (8 кл.) – «Управление охраной водными ресурсами (на примере территории пос. Юг)» (сертификат);
  2. Конкурс «Первые шаги» (апрель, 2014 г.) - Тебенькова К. («Экологические проблемы на территории с. Фролы») (сертификат);

Участие в олимпиадах, конкурсах:

Всероссийский уровень:

1. Олимпиада «Юные таланты» география (Пермский государственный национальный исследовательский университет):

  • 2011 гг. – 2012 гг. – сертификат (заочный этап 10 класс);
  • 2012 – 2013 гг. – призер заочного этапа (сертификат – очный этап 11 класс) и сертификаты (заочный этап 7, 9, 10 кл.).
  • 2013-2014 гг. - призер заочного этапа (сертификат – очный этап 8 класс) и сертификаты (заочный этап 10 кл.).

Учащиеся участвуют также и в платных конкурсах и показывают высокие результаты:

  1. Молодежный географический чемпионат 2011 г. – 1,2,3 место (муниципальный) (10, 6 класс).
  2. Региональный конкурс-игра «Енот – знаток естественных наук» - 330-348 место (регион), март, 2012 г., 1 место (по району) – 2013 г.
Попова Мария Анатольевна06.11.2014 7800 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar