РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование элементарных математических представлений учащихся МСКОУ VIII вида

Формирование элементарных математических представлений учащихся МСКОУ VIII вида

Учитель-дефектолог МСКОУ VIII вида
Ирина Анатольевна Югова
г.Красновишерск Пермский край


Формирование элементарных математических представлений умственно отсталых детей является одним из важных направлений в обучении. Математические представления связаны с реальным окружающим миром. Изучая математику ребенок учится правильно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем, выполнять элементарные арифметические действия в игровой, трудовой, конструктивной, изобразительной, бытовой деятельности.

Если ребенок дифференцировано воспринимает цвет, форму, величину, количество предметов окружающего мира, то он способен адекватно воспринимать окружающую действительность, обретать собственный жизненный опыт. Формирование познавательной деятельности у умственно отсталых детей происходит замедленно. Снижение общей психической активности у детей приводит к ограниченности их жизненного опыта, недостаточности эмоционально-волевой сферы и поведения. Данная категория детей не испытывают потребности в познании, у них отмечается отсутствие интереса, внимания к предметам ближайшего окружения: - они не удерживают взгляд на объектах, - не рассматривают их, - чувственный опыт оказывается бедным и недостаточным.

Для успешного формирования элементарных математических представлений у умственно отсталых детей в своей работе на следующие принципы.

Принцип комплексности: он предусматривает необходимость коррекционно-педагогического воздействия на все виды психической деятельности (познавательной и эмоционально-волевой) и социального поведения.

Принцип межпредметной связи: формирование элементарных математических представлений у детей коррекционной школы осуществляется с учетом содержания всех разделов коррекционно-образовательной программы, которые создают основу для овладения математическими представлениями: сенсорное воспитание (цвет, форма, величина), формирование пространственных представлений, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, музыкальное воспитание, физическое воспитание, изобразительная деятельность и конструирование.

Принцип системности и последовательности: работаю над формированием у детей представлений: - последовательный переход от одних знаний к другим, - от простого к более сложному, - от прочно усвоенного к новому.

Принцип деятельностного подхода: в работе делаю упор на поддерживание интереса к выполнению практических действий, используя наглядность, практические действия, игровые приемы, значимые для ученика игровые ситуации.

Принцип социальной направленности знаний – предусматривает формирование знаний, умений и навыков, близких их опыту и возможностям. Это необходимо для обеспечения ориентировки детей в окружающей действительности, использовании знаний в других видах деятельности, в повседневной жизни.

Принцип научности и доступности - представлен знаниями из области элементарной математики, которые предлагаются детям в доступной форме в соответствии с их интеллектуальными возможностями.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода Создание благоприятных условий обучения возможно при учете познавательных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Начиная работать учителем- дефектологом поставила значимые в работе задачи:

  1. Формирование интереса, потребности в математической деятельности, стимулирование познавательной активности. Для этого необходимо: - установления эмоционального контакта с детьми, - занятие может начинаться с элемента сюрприза, - использование игровых эмоционально окрашенных ситуаций и т.п.
  2. Обучение практико-ориентированным элементарным математическим знаниям и умениям. Для этого необходимо: - дать детям первоначальные представления о множествах, отношениях, числах и величинах, - учить способам ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка).
  3. Коррекция и развитие: - сенсомоторной сферы: на занятии дети знакомятся с сенсорными эталонами, признаками, по которым происходит упорядочивание, систематизация предметов, учатся их называть, группировать предметы по заданным признакам; выполняют сенсорно-перцептивные действия, направленные на обследование предметов.  Используются простые упражнения и задания, конкретный наглядный материал, которые направлены на узнавание предметов и их зрительных образов, дифференциацию сходных предметов, зрительных образов, их различение по цвету, форме, величине; на развитие зрительно-моторной координации, слухового восприятия, слухомоторной координации. Проводится работа по развитию ручной и мелкой моторики. - речи (введение в пассивную и активную речь элементарных математических терминов): создание специальных условий для формирования правильного соотнесения образа восприятия со словом, способствование активному включению собственной речи в практические действия детей. - мышления, внимания, памяти: в основе формирования наглядно-действенного мышления лежит развитие ориентировочной деятельности при решении практических задач; в процессе совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает простейшие виды практических действий и необходимые для их осуществления ориентировочные действия; проводится работа по формированию действий восприятия, направленных на обследование и выявление внешних свойств предметов, и интеллектуальных действий, выявляющих связи и отношения между предметами.
  4. Воспитание: умения сотрудничать в процессе осуществления совместной познавательной деятельности, самостоятельности, положительных личностных качеств (целенаправленности, умения закончить начатое дело, трудолюбия, способности к волевым усилиям и др.).

На занятиях по формированию элементарных математических представлений детей учу сравнивать объекты по одинаковым основаниям: цвет, форма, размер.

При подборе материала для занятий следует помнить, что иллюстрации должны быть яркими, красочными. Признаки объектов на иллюстрациях должны быть явными, четкими.

Пример: (на классификацию)

Найди на иллюстрации:

  • по названию (сапоги, варежки, стаканы);
  • по размеру (большие и маленькие, длинные и короткие);
  • по цвету (красный, зелёный, синий);
  • по форме (круг , квадрат, треугольник);

по другим признакам

  • съедобное и несъедобное;
  • домашние животные;

Пример: (на внимание) Игры: «Что пропало?». «Чем отличаются?». «Найди одинаковые» и т.п.

Пример: (Количество) Разложим фасоль и горох по своим баночкам.

Пример: (Размер) Разобрать по размеру предметы из баночки, из коробки и т.д. (пуговицы, кубики, фантики). Сложите в большую корзину большие грибы, а в маленькую - маленькие; Выберите и сложите на одну тарелочку все красные бусины, а на другую - все синие;

Пример: «Длина. Ширина. Толщина» Найди самый длинный шнурок. Найди самый короткий шнурок. Найди длинную (короткую) дорожку к домику. Сделай длинный — короткий шаг. Выбери самый длинный овощ. «У какого зверька длинный (короткий) хвост (уши)?» (заяц, волк, мишка, лиса). «Какая одежда по длине?» (длинный — короткий шарфы, куртка — пальто, носки — гольфы, шорты — брюки, рукава у рубашки и майки).

Пример: (Группировка предметов) Раздели на группы предметы (по признаку) большие, маленькие; белые, черные. Разложи прищепки, разные по цвету. Разложим посуду на подносы ( по цвету, размеру). Разложи чашки и ложки. (цвет, величина) Подбираем пары (обувь, носки, варежки)».

Пример: (Форма предметов) Закрой коробочки разными крышками. Разложи в коробки (разные по цвету и размеру фигуры разложить по коробкам с контурным изображением фигур). Разложим пуговицы» (разные по форме пуговицы раскладывают по коробкам). Найди такую кляксу. Разложим печенье по коробкам» (разное по форме печенье раскладывают по разным коробкам).

Игра «Найди такой же (такую же)» (задание на сравнение) квадрат, круг, букву «А», клоуна). Выбери на ощупь из мешочка все кубики или все шарики.

Пример (пространственная ориентация). Посмотри вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево. Что ты видишь на столе, над столом, под столом. Что расположено внутри, снаружи ящика. Что ты видишь на иллюстрации вверху - внизу, в центре, посередине, слева - справа. Математические представления могут быть сформированы только тогда, когда увиденное, воспринятое зафиксировано в словесной форме. Для детей характерен низкий уровень общего речевого развития, который обнаруживается как в понимании обращенной речи, так и в активном ее использовании. Учитель-дефектолог организует и направляет речевую деятельность детей. При выполнении действий с математическим материалом педагог комментирует их, словесно оформляет полученную информацию, стимулирует речевые высказывания каждого ребенка.

Пример: (Подбор и группировка предметов по заданному признаку). Положи в таз всю красную посуду. Составить вместе все большие кубики.

Пример: (Определение количества групп предметов) Перед ребенком помещают три группы предметов, разных по количеству: 1 карандаш, 4 карандаша, 10 карандашей. Вопрос: Сколько здесь карандашей?» Если ребенок не может назвать количество предметов, то педагог просит показать, где одно (много, мало). Можно предложить задание найти и назвать (показать) предметы, которых в комнате много, и предметы, которых по одному.

Пример: (Составление по порядку) Выложить ряд, чередуя большие и маленькие круги Разложить ленты по длине.

Пример: (Сравнение множеств по количеству) Сравни по количеству: две группы предметов (4 кружки и 3 тарелки, 3 круга и 3 квадрата. Пример: (Счет предметов) Сосчитай и скажи — сколько всего морковок.

Пример: На карточке изображение 4 тарелок, расположенных в ряд на одинаковом расстоянии друг от друга. Ставится тарелка с мелкими игрушками — грибками (4—6 штук): «Положи на каждую тарелку по грибку. Возьми столько грибков, сколько тарелок».

Таким образом, организовывая игры, упражнения на занятиях и вне занятий, создаю и использую специальные ситуации, которые способствуют формированию элементарных математических у умственно отсталых детей. Все задания сопровождаются словесными пояснениями и проводятся в игровой ситуации. Использование упражнений с игровым, природным и другим материалом позволяет повысить психическую активность детей. Это важно как для формирования элементарных математических представлений, так и для социального развития умственно отсталых детей.

Библиография

  1. Альтхауз Д. Цвет — форма — количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Д. Альтхауз, Э. Дум: - М., 1984.
  2. Белоус, А. Н. Развитие интеллектуально-познавательной сферы у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов, педагогов-психологов дошк. учреждений / А. Н. Белоус. - Минск, 2002.
  3. Катаева А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие для учителя. / А. А. Катаева, Е. А. Стреблева. - М., 2001.
  4. Парамонова Л. Г. 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для подготовки ребенка к школе /Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. - М., 2005.
  5. Процко Т. А. Особенности развития познавательной стороны психики у младших школьников с легкой степенью интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости): учеб. пособие / Т. А. Процко. — Минск, 2006. — 54 с.
  6. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: книга для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. - М., 2001.
Югова Ирина Анатольевна07.11.2014 22560 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar