РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Эффективные приёмы формирования орфографической зоркости у младших школьников.

Эффективные приёмы формирования орфографической зоркости у младших школьников.

Сафронова Ольга Владиславовна
учитель начальных классов
МБОУ НШ «Перспектива» г. Сургута

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из важнейших проблем, стоящая перед школой на протяжении всего её исторического развития. Психологи П.С.Жедек, В.В. Репкин, Г.Г. Граник , методисты М.Р.Львов, М.В.Баранов и другие подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от того – насколько у пишущего развита способность обнаруживать орфограммы.

Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости: низкий уровень развития произвольности внимания, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и распределения внимания и развития кратковременной памяти.

Большинство детей в начальных классах допускает ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил. Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются. Но что делать, если ребёнок продолжает ошибаться?

Если не скорректировать этот процесс, не помочь ученику в начальной школе, то к среднему возрасту можно получить безграмотные работы по русскому языку, нелюбовь к творческим заданиям, касающиеся письма, а также неразвитую устную речь.

Поэтому одной из важных задач учителя является повышение грамотности учащихся. Поскольку орфографический навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии уделяется серьёзное внимание изучению закономерностей такой деятельности, а также поиска путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей. П.С.Жедек в орфографическом действии выделяет две ступени:

  1. постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);
  2. решение орфографической задачи (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

Орфографическое действие – это сознательное действие, а не навык. М,Р.Львов выделяет пять этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи:

  1. увидеть орфограмму в слове;
  2. определить её вид;
  3. определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы;
  4. определить ступени решения, то есть составить алгоритм решения;
  5. решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму.

Для формирования орфографической зоркости рекомендую эффективные приёмы, которые с успехом использую в своей работе.

1) Письмо с проговаривание (хоровое и индивидуальное).
Письмо с проговариванием обеспечивает большой объём написанного, аккуратность, практически полное отсутствие ошибок. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку.

2) Комментированное письмо с указанием орфограмм.

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

3) Зрительный диктант.

На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем текст закрывается и дети пишут его под диктовку учителя. После написания организуется проверка (самопроверка, взаимопроверка) написанного диктанта.

4) Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

5) «Секрет письма зелёной пастой».

С помощью этого приёма дети оформляют письменные работы в тетрадях так: как только появляется правило – начинает работать зелёная паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зелёный свет «зажигается» в тетрадях учеников.

6) Словарь слов с непроверяемыми орфограммами.

В процессе работы на уроках встречаются слова с непроверяемыми орфограммами, эти слова фиксируются и записываются в словарь.
Можно давать творческие домашние задания: из прочитанного текста по литературному чтению выписать слова с непроверяемыми орфограммами.
При проверке учитывается: правильность выбора слов и их количество.
Кроме того, можно организовать конкурс на «Самый лучший словарь».

7) Какографические упражнения.

В практике своей работы использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

8) Выбор слов из текста с заданной орфограммой.

Например, задание: найти в тексте слова с непроизносимым согласным, запиши слова и проверь их написание.

9) Постановка пропуска в места новых (не изученных ранее) орфограмм.

Этот приём используется при письме под диктовку. Дети имеют право поставить пробел в слове в том месте, где орфограмма ему не знакома (не изучалась ранее).

10) Специально организованное списывание.

Этот приём списывания разработан группой психологов под руководством В.В.Репкина и П.С.Жедек. Должен жёстко соблюдаться алгоритм списывания.

Алгоритм списывания

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
  2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
  3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
  4. Прочитай предложение так, как оно написано.
  5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.
  6. Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.
  7. Проверь написанное:

а) читай то, что написал, отмечая дугами слоги;
б) подчеркни орфограммы в написанном;
в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

11) Поиск орфограмм в «чистом» тексте.

Задание: в тексте подчеркни изученные орфограммы.

12) Классификация орфограмм в «чистом» тексте.

Задание: выписать из текста слова с орфограммами: парный согласный; безударный гласный, с удвоенными согласными и т.п. (группы орфограмм в зависимости от текста).

13) «Фотограф».

На доске (на карточке) записаны слова с различными орфограммами. Ученику даётся 1-2 минуты прочитать и запомнить (сфотографировать) эти слова. После этого слова закрываются и дети записывают их по памяти. Оценивается грамотность, количество слов. Кто правильно и всех больше записал слов , тот фотограф-профессионал.

14) Творческий тематический диктант.
Задание: составь диктант для своего одноклассника из слов с безударной гласной в корне слова и т.п.

15) Работа над ошибками.

1-вариант
При проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого на полях ставлю палочку (или номер орфограммы). Ученик, получив работу, принимается за поиск ошибок, где на полях проставлена палочка (или номер орфограммы). Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с памяткой ( в списке орфограмм с номерами даётся способ её объяснения и проверки).

2-вариант
Ученики заводят «Тетрадь моих ошибок». В эту тетрадь фиксируют свои ошибки и работают над ними.
Используя в своей работе эффективные приёмы формирования орфографической зоркости, у учащихся существенно видна динамика роста уровня сформированности орфографических навыков, они учатся обнаруживать ошибки в письменном тексте, идёт развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса учащихся.

Источники:

  1. Львов М.Р. Правописание в начальной школе. – М.: Просвещение, 1990г.
  2. Баранов М.Т. Умение и навыки в школьном курсе русского языка// Русский язык в школе – 1979 -№4
  3. Жедек П.С., Тимченко Л.И. Списывание в обучении правописанию // Начальная школа. – 1989 г.
Сафронова Ольга Владиславовна10.11.2014 26290 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar