РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Создание благоприятных условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка на уроках русского языка

Создание благоприятных  условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка на уроках русского языка

Рыльцева Татьяна Геннадьевна, 
учитель русского языка и литературы 
НОУ СОШ «Кристалл» г. Сызрани 

В условиях гуманизации процесса обучения преподавание школьного курса русского языка требует новых методов и организационных форм обучения, создающих наиболее благоприятные условия для продуктивного усвоения учащимися знаний, развития мышления, инициативы, активности и творческих способностей. Основой умственного развития, формирования интеллекта учащегося является познавательная деятельность. Одна из основных задач систематического обучения детей в школе – это выработка путей активизации познавательной деятельности школьников. 

В процессе изучения русского языка ученики должны не только овладеть определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобрести умения самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью. 

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, воздействие традиционной педагогической практики на состояние здоровья школьников приобретает отрицательный характер. Это выражается в ориентации учащихся не на собственные возможности, а на достижение формальных высоких показателей. Невозможность их достижения приводит к тяжелым последствиям: к негативному представлению о собственной личности и формированию заниженной самооценки, что сказывается на психическом состоянии школьников. 

Гуманистическая педагогическая парадигма направлена на разработку образовательной среды, в которой процесс обучения мог бы протекать комфортно, без конфликтов и стрессов, что, несомненно, способствует сохранению здоровья учеников. 

Сохранение здоровья школьников может быть реализовано только с учетом и на основании: 

  • возрастных особенностей познавательной деятельности детей; 
  • обучения на оптимальном уровне трудности (сложности); 
  • вариативности методов и форм обучения; 
  • оптимального сочетания двигательных и статических нагрузок; 
  • обучения в малых группах; 
  • использования наглядности и сочетания различных форм предоставления информации; создания эмоционально благоприятной атмосферы; 
  • формирования положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»). 

Уровень сформированности положительной мотивации к учебе, познавательной деятельности учащегося определяет возможность эффективного овладения базовыми школьными навыками – письмом, чтением, речью. Активная мыслительная деятельность в процессе приобретения обучающимися знаний и навыков по русскому языку возможна лишь при условии самостоятельности обучающихся в работе. 

Психологами установлено, что упражнения или задания, выполняемые без чьей-либо поддержки, совершенствуют и укрепляют волевую сферу ребенка, тренируют обучающегося в принятии решений, формируют умение защищать свои решения и мнения, воспитывают внимание, целеустремленность и стремление довести дело до конца. 

Система активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка включает в себя несколько методов: 

  • Метод проблемного изложения учителем знаний: 
  • Метод самостоятельного овладения учащимися знаниями и формирования умений. 
  • Метод обучения воспроизведению и анализу готовых текстов, предложений, словосочетаний. 
  • Метод обучения выбору языковых средств по известному образцу в связи с изменением данных текстов, предложений, словосочетаний. 
  • Метод обучения творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов, предложений, словосочетаний. 

В своей статье я хочу проиллюстрировать каждый из названных методов. 

1. Метод проблемного изложения учителем знаний направлен на привлечение учащихся к сложной мыслительной деятельности, позволяющей делать собственные умозаключения, искать и находить правильный ответ, открывать новое. 

Выдвигая перед обучающимися задачу – найти в данном предложении, упражнении учебника или в любом связном тексте ту или иную часть речи или ее форму, необходимо, прежде всего требовать от обучающихся обоснования ответов, приведения доказательств их правильности. Вопросы почему? зачем? для чего? должны занять основное место как при формулировке заданий для самостоятельной работы, так и в общей системе развития навыков самостоятельности обучающихся при изучении русского языка. 

Так при изучении темы «Правописание приставок на –з, -с» в 5 классе учащимся предлагается определить закономерность выбора при написании букв З или С в приставках, анализируя предложенную запись: 
Раз-учить Раз-будить 
Рас-пилить 
С-делать С-кинуть 

2. Метод самостоятельного овладения учащимися знаниями и формирования умений. 

Самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка представляет собой важное средство воспитания самостоятельного мышления, готовности к принятию самостоятельных решений, активной жизненной позиции. В целях активизации интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка самостоятельные задания целесообразно предлагать не только сильным, но и слабоуспевающим учащимся для формирования у них осознанного отношения к выполнению заданий. 

Задание высокого уровня сложности:

Даны итальянские слова и их переводы на русский язык: 
спасать - salvare, спасаю - salvo, говоришь - parli, пою - canto, говорить - parlare, поёшь - canti. 

Как по-итальянски будет петь и спасаешь?

  1. cantore и salve 
  2. canti и salvare 
  3. cantare и salvi 
  4. canto и salvе 
  5. cantare и salva 

Задание среднего уровня сложности:

Отыщи зашифрованную птицу в предложениях.

  1. Дон и Волга соединены каналом. 
  2. Мощный кран перенёс около ста тысяч тонн металла. 
  3. Топор ёлку рубит. 
  4. На улице у крыльца плясали и пели люди, провожая новобранца в армию. 
  5. Медленно войдя во двор, она окликнула хозяйку. 
  6. Этот вид роз давно разводят в Румынии. 
  7. Совхоз отвел для школьной бригады более сорока гектаров земли. 

3. Метод обучения воспроизведению и анализу готовых текстов, предложений, словосочетаний. 

Необходимой составляющей познавательной деятельности является память. В создании оптимальных условий для восприятия информации важнейшая роль принадлежит вниманию. 
Развитию данных видов мыслительной деятельности способствуют различные виды диктантов: свободные, зрительные, предупредительные. 

ДИКТАНТ «НА ДРУЖБУ» (Работа в команде: каждый из участников читает по одному предложению текста и диктует по памяти капитану команды, который записывает текст. В итоге команды сравнивают записанные тексты.) 

  1. Ёж со всего раската шлёпнулся в воду. 
  2. Бедный ёж! 
  3. Он долго плавал вдоль противоположного берега и искал, где можно выйти. 
  4. Выбраться было нелегко. 
  5. Берег заплетён, как корзина прутьями, чтобы не осыпалась земля. 
  6. А где не было плетня, по воде стлались кусты чёрной смородины. 
  7. Ёж пробовал вылезти по ним, но срывался и падал в воду. 
  8. Наконец нашлась лазейка, и ёжик выбрался на сушу, в заросли крапивы. 
  9. Слышно было, как он отряхивался. 
  10. Скоро зверёк исчез в высокой траве. 

4. Метод обучения выбору языковых средств по известному образцу в связи с изменением данных текстов, предложений, словосочетаний. 

В познавательной деятельности огромная роль принадлежит речи. От уровня ее сформированности зависит расширение круга потребностей, совершенствование интеллектуального, нравственного и эстетического развития учащихся. 

ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. Преобразовать исходный текст в текст на тему «Весна» 

Осень 
Осень приходит постепенно. С каждым днём становится всё прохладнее. Деревья первыми реагируют на охлаждение. Листья желтеют, краснеют и, плавно кружась, падают на землю. По ночам нередко случаются заморозки. Птицы собираются в стаи и с прощальным криком улетают на юг. 

5. Метод обучения творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов, предложений, словосочетаний. 

Проблема творческой активности учащихся является одной из центральных проблем обучения наших дней. Самостоятельная работа с учебником, логический анализ текста, членение его на части, формулирование заголовков частей, составление простых и сложных планов, подготовка устных и письменных сообщений, конспектирование статей – все эти виды работ, направленные на развитие самостоятельности мысли обучающихся, вооружают их навыками, необходимыми в жизни. 

ЗАДАНИЕ 1. Восстановите текст. Найдите наречия и подчеркните их как члены предложения. Определите вид и спряжение глаголов. Подчеркните сказуемое, в состав которого входит слово категории состояния. 
Многоеможноуслышатьвпробуждающемсявесеннемлесутонкопищатрябчикиухаютпоночамневидимые
совынанепроходимомболотеводятвесенниехороводыприлетевшиежуравлиавкустахнаберегуреки
защёлкалзвонкозапелпервыйсоловей

Если добавляется стилистическое задание, выполнение работы включает элементы поисковой деятельности учащихся. 

Выполнение заданий поискового характера способствует достижению двух целей: 

  1. овладению анализом, исследованием различных сторон языковых явлений; 
  2. развитию связной речи учащихся. 

ЗАДАНИЕ 2. Восстановите текст, составив из данных слов предложения. 

  1. Зима, море, замерзать. 
  2. Рыбаки, вся, бригада, собраться, на, лёд, ловить, рыба. 
  3. Взять, сети, и, поехать, на, сани, по, лёд. 
  4. Поехать, и, рыбак, Андрей, а , с, он, сынишка, Володя. 
  5. Выехать, далеко-далеко. 
  6. Андрей, с , товарищи, заехать, далеко, всех. 
  7. Рыбаки, наделать, в, лёд, дырки, и, сквозь, они, начать, запускать, сети. 
  8. День, быть, солнечный, всем, быть, весело. 
  9. Володя, помогать, выпутывать, рыба, из, сети, и, очень, радоваться, что, так, много, наловиться. 
  10. Уже, большой, кучи, мороженый, рыба, лежать, на лёд. 
  11. Володин, папа, сказать, довольно, пора, по, дома. 

Дети полнее и глубже усваивают информацию, если она эмоционально привлекательна. Настоящее движение вперед присутствует только там, где есть вызов, соревнование с самим собой, творчество. Одним из продуктивных способов учебы является игра. В процессе игры ребенок непроизвольно, но прочно фиксирует в памяти те объекты, которые не старался запомнить, поэтому игровая деятельность сохраняет значимость как эффективное средство интеллектуального развития. 

1) Встреча на ярмарке 
- Э, брат, да ты, наверное, вологодский, северный? 
- Как узнал? 
- Я скажу харашо, карова, а ты окаешь – говоришь, как пишешь, - хорошо, корова. 
- Да и я тебя узнал – ты ведь, небось, с юга, откуда-нибудь из-под Воронежа? 
- Верно. А ты как догадался? 
- А ты якаешь. Мы говорим село, а вы - сяло, мы говорим тебе, а вы – тябе. А ещё у вас говорят: «Дядя Хвёдор в хвартуке с хвонарём». 

2) Овсянка 
Встретились два друга, Сашка и Матвей. 
Сашка: А у меня дома овсянка! 
Матвей: Подумаешь, у меня дома тоже овсянка. 
Сашка: Люблю я овсянку! 
Матвей: И я люблю! 
Сашка: Она жёлтая, красивая такая! 
Матвей: И вкусная. Особенно с молоком! 
Сашка: Как это - вкусная? Как это – с молоком? 
Матвей: Да так. А ещё хороша с маслом или со сгущёнкой. 
Сашка: Да ты про что говоришь? 
Матвей: Как это – про что? Про овсянку. 
Сашка: Про какую овсянку? 
Матвей: Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? 
Сашка: И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. 
Матвей: Каша песни пела?! 
Сашка: Да ты что! Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слышал про такую что ли? Пошли ко мне мою овсянку слушать. 
Матвей: Пошли! А потом – ко мне – мою овсянку кушать! 

Познавательная игра — один из видов умственной деятельности ученика в учебном процессе — используется для достижения обучающей, развивающей и воспитывающей целей обучения. Использование элементов игры позволяет максимально активизировать учение школьников, повышать продуктивность умственной деятельности учащихся 
В условиях игры, опирающейся на наглядно-образное восприятие, ребенок сам придет к верным умозаключениям, выведет определенные закономерности, а это даст гораздо больше развитию его познавательной деятельности, чем изученные правила и умозрительные логические формулировки. 

Качество знаний учащихся, уровень их умственного развития находятся в прямой зависимости от характера обучения. Самыми глубокими и прочными являются те знания, которые добыты в процессе активного умственного труда на основе создания проблемных ситуаций, организации решения проблем, применения игровых методов и форм обучения. Принцип активного обучения заключается в том, что учащийся должен самостоятельно «открыть» настолько большую часть изучаемого материала, насколько это в данных обстоятельствах возможно. Если мы поймем это, то сохранение здоровья школьников станет естественным следствием образовательного процесса, а не результатом его преодоления.

Рыльцева Татьяна Геннадьевна12.11.2014 9580 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar