РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение современных оздоровительных технологий в общеобразовательной школе

Чем больше удобств предоставляет нам цивилизация, тем меньше мы двигаемся. И расплачиваемся за комфорт нарушением обмена веществ, сердечно - сосудистыми заболеваниями. Особую тревогу вызывает гипокинезия (недостаток движений) у детей и подростков. В наши дни основная масса школьников самостоятельно совершает лишь около половины необходимого для них количества движений.

Современный идеал телосложения и культуры движений ярче всего воплощается в облике спортсменов и артистов балета. Систематические тренировки делают их стройными, мускулистыми. Здоровье и красота движений образуют неразрывное двуединство: хорошее самочувствие – залог красоты, а привычка двигаться красиво и правильно – одно из условий сохранения и укрепления здоровья.

Для формирования красивого телосложения и овладения культурой движений используются различные системы упражнений: аэробика, калланетика, степ-аэробика, шейпинг, хатха-йога и др. Сегодня мы поговорим о хатха-йоге. Хатха-йога складывалась как стройная система, где равно важны все компоненты для достижения одной цели-формирование физического, духовного и нравственного здоровья. За долгие годы своего существования хатха-йога – та часть йоги, которая связана с использованием физических упражнений – находит все более распространенное как особая самостоятельная система физического воспитания.

Хатха-йога является системой психофизиологического совершенствования. Каждый вид упражнений предполагает свою нервную основу (которая включает в себя и деятельность высшего органа нервной системы-головного мозга) При выполнении поз происходит сокращение одних мышц и растягивание других, это вызывает усиленный приток крови к строго определенному месту, а раздражение нервных окончаний активизирует железы внутренней секреции.

Направленное воздействие поз на каждый орган обогащает его кислородом и питательными веществами. А также очищает от шлаков. В хатха-йоге практикуют два варианта (режима) использование внешне схожих упражнений: динамический и статический. Динамический предполагает медленные, спокойные телодвижения, связанные с переходом из исходных положений в конечные и обратно, с задержкой в конечных позах на несколько секунд. Статический режим связан с продолжительным удержанием определенных поз – до нескольких минут.

Что же можно привнести из хатха-йоги в практику школьной физической культуры?

Прежде всего – элементы культуры, понимая под этим расширение кругозора учителей и учащихся в области представлений о возможностях физического воспитания. Упражнения для основных групп мышц широко распространенные в хатха-йоге несложны по координации движений. Каждое из них необходимо хорошо освоить, уделив для этого относительно небольшое время в начале урока. В школьных уроках всегда есть место образовательным задачам. Элементы обучения йоге хорошо организуют внимание учащихся, решают задачи, типичные для подготовительной части урока.

Из хорошо усвоенных упражнений составляю комплексы, которые использую в разминке, а также в основной части урока, когда решаются задачи укрепления опорно-двигательного аппарата и развития силы, гибкости, статической выносливости.

В заключительной части урока применяю упражнения на растяжку, равновесие и дыхание. Методические указания к выполнению упражнений.

  1. Темп выполнения упражнений в динамическом режиме регулирую с темпом дыхания.
  2. По мере укрепления тела и правильного выполнения всех движений можно переходить к статическим удержаниям поз.
  3. Особое внимание уделять непрерывному дыханию (через нос, брюшного типа)правильное дыхание поможет избавиться от многих заболеваний.
  4. Каждое упражнение заканчивать расслаблением.
  5. Дозировку подбирается с учетом возраста подготовленности учащихся.
  6. В комплекс целесообразно включать по одному упражнению из каждой группы для мышц той или иной части тела.

Рассмотрим отдельно такое качество как гибкость, которое успешно развивается практикой йоги. Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически.

Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в мышцах, суставах. Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке. Сам термин гибкость обычно используется для интегральной оценки подвижности звеньев тела. Если же оценивается амплитуда движений в отдельных суставах, то принято говорить о подвижности в них.

В теории и методике физической культуры гибкость рассматривается как многофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела. Различают две формы её проявления: активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря своим мышечным усилиям; пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (с помощью партнера или отягощения) Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок.

Дети более гибки, чем взрослые. Развивать это качество лучше всего в 11-14 лет. Обычно у девочек и девушек это качество на 20-25% более выражено, чем у мальчиков и юношей. Гибкость увеличивается с возрастом примерно до 17-20 лет, после чего амплитуда движений человека уменьшается вследствие возрастных изменений. У женщин гибкость на 20-30% выше, чем у мужчин. Упражнения йоги помогают сохранить и улучшить гибкость на долгие годы. Йога очень многогранна: применяете ли вы физические упражнения , дыхательные упражнения или релаксирующие техники вы получите только положительный результат.

Дыхательные упражнения йоги уникальны по своей сути: выполняя простейшие техники каждый день по несколько минут можно избежать многих болезней . связанных с органами дыхания ( орви, насморк, астма и т.д) Чем раньше начать заниматься йогой с ребенком, тем интереснее и полноценнее мы сделаем его жизнь в дальнейшем.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены