РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Работа с интерактивной доской как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников (на примере уроко

Шипилова Наталия Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ БГО СОШ №12

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как «научить учиться». При этом ученик должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока [1]:

  1. личностные;
  2. регулятивные;
  3. коммуникативные действия;
  4. познавательные.

Как учитель начальных классов, особую роль отвожу формированию познавательных универсальных учебных действий, т.к. они являются залогом дальнейшего успешного обучения в школе. По мнению Т.И. Шамовой: «Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность» [10].

К познавательным УУД относятся умения [1]:

  • осознавать познавательную задачу;
  • читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей и другой дополнительной литературе;
  • осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

На мой взгляд, одной из технологий, способствующих формированию познавательных УУД являются информационные технологии обучения. Без которых невозможно представить современную школу.

С появлением в моем кабинете интерактивной доски, я убедилась, что достичь хорошего результата можно благодаря использованию ее ресурсов на различных этапах урока.

Возможности использования интерактивной доски достаточно широки [6]:

  1. Усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
  2. Позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  3. Обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
  4. Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
  5. Обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
  6. Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
  7. Обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Осознанное усвоение знаний начинается, когда объяснительно – иллюстративный способ обучения на уроках заменяется деятельностным.

По данным исследований[4], в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, и 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Ведь не зря одна восточная мудрость гласит:

«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму»

В начальной школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий, т.к. на этом уроке формируется умение решать проблемы или задачи.

По моим наблюдениям, применение интерактивной доски на уроке повышает мотивацию ребят, а также обеспечивает лучшее восприятие материала. Это помогает мне воспитывать у детей интерес к предмету, способствует развитию математических способностей.

Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Например, учебно-методический комплект «Перволого», включая в себя возможности текстового, графического и музыкального редакторов учит маленьких школьников не только рисовать яркие, запоминающиеся картинки, но и самим создавать мультфильмы, которые в нужный момент могут превратиться в математические задачи.

Используя для закрепления материала программу «Академия младшего школьника», я заметила, что ученики более охотно отвечают компьютеру и если он ставит им двойку, то горят желанием как можно скорее её исправить.
Интерактивные средства вдохновляют и призывают детей младшего школьного возраста к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения и реализовать один из основных принципов ФГОС «учись учиться»[2].

Интерактивную доску я применяю на разных этапах урока.

  1. Освоения нового материала или инструктирования класса.
  2. Выполнения упражнений для закрепления нового материала.
  3. Обобщения и закрепления изученного материала.
  4. Контроля знаний, тестирования.
  5. Проверки домашнего задания

В начальной школе очень важно сформировать навыки быстрого устного счёта. Хорошо известные всем преподавателям: «Ромашка», «Круговые примеры», «Заполни пустые окошки» на интерактивной доске становятся более динамичными и интересными. Такие задания помогают «оживить» урок, захватить внимание и экономить время.

Чистописание – самый утомительный процесс для маленьких учеников. Процесс написания цифры я обязательно показываю и на экране, сопровождая действия компьютера комментариями. При этом каждый ученик может потренироваться в написании цифры у доски, а «волшебный» карандаш и компьютер помогут ему не ошибиться[3].
Особенно интересно можно использовать мультимедиа технологии для иллюстрации на этапе освоения нового материала.

Информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами, используя интерактивные модели, которые «оживляю» в момент объяснения [8].

Хорошо известно высказывание К.Д.Ушинского[9]: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении.

Вот и решение проблемы, как научить учащихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется.
Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал, который я применяю для оживления урока на этапе закрепления и обобщения полученных знаний.

На уроке математики невозможно обойтись без задач на сообразительность, а если при этом приходится помогать любимым сказочным героям, то процесс обучения проходит ещё интереснее.

Основная цель использования ИКТ при изучении геометрического материала – способствовать развитию у школьников наглядно-образного мышления. Роль практической деятельности учащихся на этих уроках особенно высока.

В моей «Методической копилке» имеются материалы, которые условно можно представить в следующей классификации [5]:

  • Электронные приложения к учебникам по программе «Школа России».
  • Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия» (1-4 класс).
  • Медиатека мультимедийных уроков.

Многие авторские разработки находятся в свободном доступе на образовательных порталах и сайтах. Каждую презентацию пересматриваю и изменяю в зависимости от цели урока и подготовленности моих учеников.

Информационно-учебный – это компьютерные тренажеры, мультимедийные дидактические игры и викторины, разработки уроков, видео-уроки;

Для меня наличие в классе интерактивной доски явилось действительно тем уникальным техническим средством, которое помогло повлиять на качество обучения маленьких учеников и эффективность моего учительского труда.

Познавательная активность учащихся проявилась и в повышении их интереса к внеурочной деятельности по предмету.

Таким образом, можно утверждать, что грамотное использование возможностей интерактивной доски в начальной школе способствует формированию познавательных универсальных учебных действий [7]:

  1. активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
  2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
  3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
  4. снижению дидактических затруднений у учащихся;
  5. повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
  6. развитию информационного мышления школьников, формированию информационно- коммуникационной компетенции;
  7. приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Компьютерные средства обучения – только инструменты, которые необходимо использовать грамотно и оптимально. А активным творческим началом на уроке были и остаются ученики, деятельность которых по усвоению новых знаний эффективно организуется и направляется учителем.

Использованные источники информации:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- «Просвещение»,2011г.
  2. Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. “Анатолия”, 2003.
  3. Intel “Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 9-е изд. исправленное и дополненное – М.:Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007
  4. «Использование ИКТ на уроках математики».// metodik. dok 31 KB
  5. Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.//kexter.ru
  6. Крук Л. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. festival.1september.ru
  7. Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе.//natalirudenko.ru
  8. Савченко Е.М. Использование компьютера на уроках математики //Начальная школа. – 2006. – №5. – С. 56-57.
  9. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания, т. 2. — Собр. соч., т. 9. — М.; Л., 1950. —627 с.
  10. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 208 с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены