РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование активных методов обучения на уроках по литературному чтению

Использование активных методов обучения на уроках по литературному чтению

Автор: Титова Татьяна Григорьевна

Школьники с легкой умственной отсталостью имеют ряд нарушений в развитии. Это проявляется в особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала, в отсутствии самостоятельности, низком уровне познавательного интереса, мотивации к получению знаний. С целью коррекции нарушений и преодоления трудностей, активизации деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью на уроке необходимо искать эффективные методы обучения.

Основная цель уроков литературного чтения - помочь школьнику стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова, обогатить читательский опыт. Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове

Идеи активности личности высказывались учеными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активности личности относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Г. Гегеля, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и других.

Выделяют 3 уровня активности:

  • Активность воспроизведения - характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.
  • Активность интерпретации - связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
  • Творческая активность - предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов

Использование активных методов на уроках способствует развитию коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения

Технология активных методов обучения основана на коллективной деятельности и направлена на:

  • взаимное обогащение учащихся в группе;
  • организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов;
  • распределение начальных действий и операций;
  • коммуникацию, общение;
  • взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
  • рефлексию.

Игра как активный метод обучения выполняет ряд функций:

  • развивает познавательные интересы, толерантность,
  • творческие способности,
  • коммуникативную,
  • способствует повышению самооценки.

По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:

  • Функция социализации.

Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

  • Функция межнациональной коммуникации.

Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».

  • Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики».

Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.

  • Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
  • Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях.
  • Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

Как известно, игра - любимое и привычное занятие для ребёнка. Каждый учитель знает, что включение в урок игровых моментов значительно активизирует познавательную активность школьника. Нестандартные уроки, а к ним относятся урок-игра, помогают формировать навыки учебной работы, которые, в свою очередь, определяют успешность в обучении.

На практике широко используются игры на формирование умения анализировать:

  • найди пару: например, для героя положительного или отрицательного;
  • найди лишнее: после прочтения текста можно предложить ребятам выбрать из списка событий то, которого не было в произведении;
  • загадки

Одним из видов игровых активных методов является кроссворд Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она при закреплении материала.

Включение в урок дидактических, ролевых игр значительно активизирует познавательную деятельность младшего школьника. Игры используются и как метод обучения, и как средство организации учащихся на всех этапах урока. При отборе игровых методов следует учитывать , что игра должна соответствовать учебно-воспитательным целям урока, быть доступной игры для учащихся данного возраста, а также необходимо регламентировано использовать игры на уроках.

На уроках можно использовать такие методы и приемы, как:

  • нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению;
  • сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами;
  • подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку;
  • подобрать пословицы и поговорки по различным темам.
  • выразительное чтение произведения и драматизация;
  • разгадывание кроссвордов.

Работа по формированию и развитию познавательной активности осуществляется не только через уроки литературного чтения, но и через различные внеклассные мероприятия, литературные праздники.

Таким образом, использование активных методов на уроках литературного чтения в классах для учащихся с легкой умственной отсталостью способствуют созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свои возможности.

Титова Татьяна Григорьевна11.12.2014 20480 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar