РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Инновационная деятельность педагога как одно из условий повышения качества образования

Инновационная деятельность педагога как одно из условий повышения качества образования

В век высоких технологий, коммуникаций и инноваций кардинально изменились многие виды человеческой деятельности. Не обошел прогресс и систему образования. В последнее время все чаще звучат словосочетания качество обучения, качество образования, успеваемость учащихся.

Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами:

Что необходимо сделать мне, как преподавателю - предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше?

Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения, технологии и приводит ли это к повышению качества знаний учащихся? И на сегодня важнейшими факторами, определяющими преобразование в системе образования являются инновации, которые способны значительно увеличить стремление учащихся к знаниям, а как следствие и улучшить их успеваемость.

Учитель, воспитатель всегда были центральными фигурами в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителей, воспитателей изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь сотворцами новой практики.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся в группе без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

На своих уроках, я стремлюсь из роли учителя перейти в роль направляющего, поддерживающего педагога. То есть, своё лидерство на уроке передать детям. Конечно, это вызывало у меня затруднение, мне часто приходилось останавливать себя на желании самой сформулировать, обобщить, сделать вывод. Ведь раньше на уроках всегда чаще всего звучал мой голос, а ученики как обычно слушали и выполняли задания по образцу. При введении групповой работы на уроках, у моих учеников появилась возможность высказывать своё мнение, свободно общаться, задавать вопросы, что в корне отличается от стереотипов традиционного урока. Учащиеся могут, теперь обучаться посредством диалога, осознавая этот процесс обучения. На протяжении всех своих уроков, я стараюсь обращать внимание учеников, на то чему и как они обучаются, то есть осознание содержания обучения.

На традиционном уроке казахского языка, как обычно отводится время на диалог между учащимися. Но чаще всего диалог проводится по принципу учитель-ученик и преследует только цель контроля знаний определений и выявление уровня понимания изучаемого материала. Когда вопрос задает учитель, то, как правило, отвечает один ученик, а остальным остаётся лишь слушать ответ. А при работе в группах, ученики получают право, как задавать вопросы, так и отвечать. Получается сокращение времени на устный опрос, но и в тоже время у учащихся пропадает страх неверного ответа, потому что оценивают они друг друга сами, а не учитель. Поэтому ученики становятся более уверенными в своих способностях и знаниях, стараются строить свои ответы грамотно, учатся слушать и слышать друг друга, делать выводы, высказывают своё мнение по поводу ответов своих одноклассников.

В процессе диалога помимо речи учащихся, развивается критическое мышление, что также является немаловажным аспектом при развитии коммуникативных навыков у учащихся. На своих уроках, для развития критического мышления я использовала приёмы: «Инсерт», «Тонкие и толстые вопросы», «Синквейн», таблица ЗХУ, кластер, диаграмма Венна . При внедрении приёма «Инсерт», я думала об его эффективности и о том, что должны делать дети, после того, как отметят в тексте непонятные моменты. Поэтому я решила использовать вопросы в конце раздела для работы в группах, чтобы, ученики, опрашивая друг друга, ликвидировали пробелы непонимания.

Для решения воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

  1. Интерактивная экскурсия.
  2. Круглый стол.
  3. Мозговой штурм.
  4. Дебаты.
  5. Деловые и ролевые игры.
  6. Тренинги.

Успех работы ученика на уроке зависит от множества факторов, в частности это и внешние, и внутренние факторы. Имея слабые способности к предмету, учащийся может активно работать на уроке, и учитель должен поддержать эту активность, акцентируя его внимание на успехе. Иначе у ребенка будет происходить постепенное снижение интереса к предмету.

Возможно, изменения должны произойти не только в преподавании и обучении, но также и в формах контроля педагогической деятельности, и контроля знаний учеников на этапе оценивания обучения в целом.

Жумабекова Куаныш Багитжановна04.01.2015 10250 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar