РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Рейтинговая система оценивания

Рейтинговая  система оценивания

Российская средняя школа обеспечивает достаточно хорошее образование в рамках тех официальных требований, которые определены нормативами Министерства образования РФ. Однако, общественность, родители, да и сами школьники выражают определенное недовольство. В качестве основного недостатка средней школы называют несоответствие итоговых оценок и действительного положения дел в подготовке школьника. В настоящее время бывает иногда трудно понять, что означает, даже у медалиста, его «пятерка» по предмету в аттестате.

Внедрение системы тестирования на промежуточных и итоговых экзаменах за курс или часть курса средней школы создает качественно новую ситуацию для системы образования в целом и математики – в частности. П о результатам выполнения выставляется две оценки: отметка «2», «3», «4», «5» и рейтинг – сумма баллов за верно выполненные задания.

Рейтинговая система оценки знаний в той или иной форме существует уже давно. С ноября 2008 года я ввела в 11 классе рейтинговую систему оценивания знаний. Преимущества, связанные с использованием рейтингового контроля знаний как средства успешного развития математической компетентности очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность деятельности как педагога, так и самих учащихся за счет целого ряда факторов.

  • Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к конкретной теме, а, следовательно, к дисциплине в целом.
  • Во-вторых, процесс обучения и контроля охватывает всех учащихся, их обучение при этом контролируется педагогом и одноклассниками.
  • В-третьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой ситуации.
  • В-четвертых, развиваются элементы творчества и самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся, которые подготавливают почву для постепенного стирания жестких дистанционных границ между педагогом и учащимися.
  • В-пятых, наблюдается поворот мышления и поведения старшеклассника в направлении более продуктивной и активной познавательной деятельности.

Рейтинговая система – бальная система накопительного типа. Рейтинг – индивидуальный коэффициент старшеклассника определяется по результатам всех видов занятий, вариантов контроля, подсчитывается на каждом этапе рубежного и итогового контроля.

В свое работе я использую рейтинг тематический- по отдельным темам или модулям.

Для внедрения рейтинговой системы в рамках конкретной темы необходимо выполнить следующие действия:

1. Определить перечень заданий, которые учащиеся должны уметь выполнять в данной теме, и уровень их усвоения:

  • репродуктивный: выполнение заданий с помощью справочника или по образцу;
  • продуктивный: ученик на уроке должен на основе объясненного задания учителем, выполнять типовые упражнения (то есть понимать)
  • частично-поисковый- ученик не только выполняет типовые задания, но и применяет знания в новых условиях для решения нестандартных задач
  • творческий: ученик в ходе исследования, мысленного или математического эксперимента открывает для себя новые знания.

2. Определить перечень умений и навыков, которыми в соответствии с тематическим планированием необходимо овладеть ученику. Отметить обязательные умения в соответствии с обязательными требованиями по предмету.

3. Определить тип контроля (устный зачет, письменная работа, и т.д.), а также уровень сложности заданий.

Необходимое условие применения рейтинговой системы – проектирование всей темы (модуля), а не отдельного урокаПри этом учебная программа всего классаразбивается на тематические модули. В каждом модуле запланирована система текущего контроля, определено количество баллов за выполняемое задание, максимальное и минимальное число баллов по каждому виду деятельности, количество и формы рубежного контроля. На первом же уроке у знакомлюучащихся с рейтинговой системой, ее условиями, шкалой перевода рейтинговой системы баллов в традиционную систему оценивания.

При разработке заданий я пользуюсь следующим принципом:

  • 60% контрольного задания должны включать только понятия, умения и навыки, включенные в обязательный минимум (стандарт) по предмету ( отметка «3»);
  • 40% заданий основаны на понятиях, умениях и навыках выше стандартных (отметка «4» и «5» ).

В любой форме контроля (кроме опроса) предусмотрены дополнительные задания частично-поискового и творческого уровня, выполнив которые учащиеся могу получить дополнительные баллы.

Одним из обязательных свойств системы является ее открытость – ученики должны знать, как и за что можно получить баллы и за что их можно потерять.

После изучения каждого модуля я делаю выписки о результатах рейтинга по итогам рубежного контроля, усиливая тем самым мотивацию учащихся к самоконтролю. У каждого учащегося есть свой лист самоконтроля по каждому модулю.

В самостоятельных работах предлагается разное количество заданий, каждое из которых оценивается от 1 до 3 баллов. Прочитав указания учителя, ученик выполняет самостоятельные работы, которые включены в учебный компонент. После завершения самостоятельной работы учащимся учитель проверяет работу и выставляет баллы за решенные задания.

Если ученик получил менее указанного в инструкции количества баллов, то должен набрать их в дополнительных и корректирующих заданиях. Для этого ученик решает задания другого варианта, аналогичные тем, где он допустил ошибку.
При этом задолженности сдаются во внеурочное время, назначенное преподавателем, но по инициативе ученика.

Преимущества рейтинговой системы:

  • возможность организовать и поддерживать как работу в классе, так и самостоятельную, систематическую работу учеников в течение всего года;
  • повышение посещаемости и уровня дисциплины на уроках;
  • возможность организации соревнования с «идеальным учеником», соответственно повышение мотивации к учебной деятельности и уровня эмоционального настроя учащихся;
  • акцент на психологические особенности молодежной аудитории;
  • предсказуемость и объективность итоговой отметки, сознательный подход учеников к её достижению;
  • стимулирование творческого отношения к работе.

Недостатки рейтинговой системы:

  • большая нагрузка ложится на плечи учителя;
  • недостаточно мотивированные ученики злоупотребляют уменьшением стрессовых ситуаций. Это выражается в том, что такие учащиеся очень затягивают со сдачей всех задолженностей. В результате это мешает работе учителя и ответственных одноклассников.
Колотухина Наталья Викторовна24.12.2014 16730 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar