РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Основополагающие направления социально-педагогической деятельности в условиях коррекционной школы 8 вида

Основополагающие направления социально-педагогической деятельности в условиях коррекционной школы 8 вида

Автор: Рябкова Татьяна Владимировна

Девиантное поведение рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие в обществе правовым или нравственным нормам.

Дети «группы риска» - категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям.

Наиболее ярко асоциальное поведение выражено в подростковом периоде, но у детей с ОВЗ оно начинает проявляться гораздо раньше.

Выделяют 7 типов нарушений в поведении детей с ОВЗ:

  1. гиперактивный;
  2. демонстративный;
  3. протестный;
  4. агрессивный;
  5. инфантильный;
  6. комфортный
  7. симптоматичный

У умственно отсталых детей с отклонениями в поведении выделяются типичные трудности:

  1. взаимоотношения с родителями, педагогами, взрослыми,
  2. взаимоотношения со сверстниками,
  3. самопонимание,
  4. отсутствие жизненных ориентиров ценностей, идеалов,
  5. внутренне одиночество,
  6. поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, испытание себя,
  7. поиск комфортного существования, благополучия,
  8. отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией,
  9. неорганизованность, зависимость от других, низкая сила своего «Я»,
  10. отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях,
  11. наличие трудных черт характера: обидчивость, агрессивность, гиперактивность,
  12. отсутствие чувства безопасности.

В возникновении девиантного поведения ребенка с ОВЗ определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми, особенности семейного воспитания.

В целях недопущения асоциального поведения в школе обязательна профилактическая работа, т.е. предотвращение социально - негативных явлений: правонарушений, социальной дезадаптации, агрессивного поведения, девиаций, злоупотребление ПАВ и т.д.

В условиях коррекционной школы профилактическую работу следует начинать с ознакомления медицинской карты учащегося, в которой указывается степень его заболевания. В соответствии с этим определяется индивидуальный подход в работе с данным учащимся и его родителями.

Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении учащихся с интеллектуальной недостаточностью требует их социальной иммунизации, т. е. обучению навыкам поведения, умению делать здоровый выбор.

В педагогической практике имеется большое разнообразие форм и методов работы по профилактике асоциального поведения: наблюдение, контроль посещаемости, успеваемости, своевременная информация родителей, посещение семей учащихся, индивидуальные консультации, беседы для родителей, контроль посещения детьми занятий по дополнительному образованию и т.п.

В системе профилактической работы выделяются два направления: меры общей профилактики и меры специальной профилактики.

Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка.

Специальная профилактика включает коррекционно-реабилитационные меры, направленные на решение уже возникших конкретных проблем детей (девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей).

Она предполагает использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки и социально-правовой помощи несовершеннолетним. Коррекционно-профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии школы, семьи, досуговой среды и неформальных групп, разнообразных социальных институтов и общественных организаций.

Таким образом, профилактическая и коррекционно-педагогическая деятельность являются составной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на выявление девиантных подростков, диагностику причин и условий их отклонений в развитии и поведении, определение своеобразия формирования их личности и особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, на разработку общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка.

Обозначим 5 основных направлений коррекционно-профилактической работы с детьми «группы риска»:

Интеллектуальная сфера.
Формирование у ребенка знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения (гуманности, солидарности, любви, представления о долге, справедливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности)

Мотивационная сфера.
Формирование бережного отношения к человеку, умения сочетать личные и общественные интересы, стремления к идеалу, правдивости, отношения к своим обязанностям, потребности в контакте. Формирование умения правильно оценивать свое поведение, осознавать свои потребности.

Эмоциональная сфера.
Формирование характера нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатия, стыд

Волевая сфера. Саморегуляция
Формирование нравственно-волевых устремлений в реализации нравственных поступков: мужество, смелость, принципиальность.

Предметно-практическая сфера.
Развитие способности совершать нравственные поступки.

Среди основных методов, используемых в работе с детьми «группы риска» по каждому из вышеперечисленных направлений, можно выделить следующие:

  • тематические беседы (в групповой и индивидуальной формах)
  • библиотерапия
  • видеотеки (фильмотеки)
  • создание воспитывающих ситуаций
  • социальные пробы (разыгрывание жизненных ситуаций)
  • анализ жизненных ситуаций
  • игровые тренинги, игровые упражнения

Анализ статистических данных за последние 3 учебных года показывает, что наблюдается снижение количества учащихся, состоящих на всех видах профилактического учета, а также стабилизация количества неблагополучных семей.

Основные аспекты коррекционно-профилактической деятельности, реализуемой в школе относятся:

  1. Диагностическая работа.
  2. Коррекционая деятельность (коррекция эмоционально-личностных нарушений)
  3. Осуществление контроля за получением образования (борьба с прогулами)
  4. Организация досуга учащихся.
  5. Пропаганда здорового образа жизни.
  6. Социально-правовое воспитание.
  7. Выявление учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении.

В школе проводится активная работа по профилактике правонарушений среди учащихся. Школа взаимодействует со многими социальными институтами в рамках профилактической работы с учащимися. (ОДН, КДН, центр род.культуры Исток, соц.-реаб. центр Солнышко, городские и районные библиотеки и т.д.)

Ведется картотека учетных детей и неблагополучных семей (на каждую семью и на каждого ребенка, находящегося на учете заводится индивидуальная карточка с анкетными данными, копия свидетельства рождения ребенка, лист индивидуальной профилактической работы, акт материально-бытовых условий, докладные, объяснительные и т.д.).
В 2013г. утвержден программа “Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди учащихся школы № 107 Ленинского района г. Нижнего Новгорода” на 2013-2016 уч. г. В настоящий момент реализуется 2 этап программы, целью которого является: формирование комплекса поведенческих навыков, обес-печивающий способность к социально - адекватному поведению, позволяю¬щему продуктивно взаимодействовать с окружающими и справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни. На основании программы в этом учебном году с учащимися «группы риска» организуется проведение комплекса занятий с детьми «группы риска» по профилактике и коррекции девиантного поведения, формирования устойчивого негативного отношения к вредным привычкам.

С целью усиления профилактической работы по преодолению тенденции роста правонарушений и преступлений, укрепления дисциплины среди обучающихся в школе работает Совет профилактики.
С целью профилактики правонарушений и преступлений проводятся заседания КДН и ЗП при администрации Ленинского района

Ежедневно в школе проводится учет посещаемости учебных занятий учащимися, проводятся индивидуальные и групповые консультации по правовым и социальным вопросам, вопросам охраны детства. В конце четверти специалистами школы и классными руководителями заполняются дневники наблюдений учащихся.
1 раз в месяц проводится родительский патруль. (выходы сотрудников школы и представителей от родительской общественности согласно запланированным маршрутам). Основными задачами род. патруля являются выявление учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в учреждении. Предупреждение безнадзорности несовершеннолетних.
Школа своевременно доводит информацию о сложившихся социально-опасных ситуациях в школе и семье в орган управления образованием, КДН и ЗП, ОДН ОП №3 УМВД России.

Традиционно в октябре и апреле каждого года в школе проводится месячник правовых знаний, целью которого было повышение правовой грамотности несовершеннолетних, находящихся в социально - опасном положении.

В школе действуют кружки и секции спортивно-оздоровительного и художественного направлений с целью организации досуга детей и профилактики девиантных форм поведения. (кружок «Хозяюшка», секция по волейболу, «Танцевальный калейдоскоп», ансамбль «Алые паруса» и др.)

В период каникул спланирована и организована занятость детей, состоящих на всех видах учета. (выступление агитбригады студентов базового медицинского колледжа «За здоровый образ жизни!», выходы в Кукольный театр, зоопарки, планетарии и многое другое.)

Спектр причин неблагополучного поведения подростков широк. Одна из главных причин асоциального поведения детей и подростков нашей школы - это недостаточное воспитание детей в семье, которая является важнейшим институтом социализации ребенка. Большая часть учащихся школы из семей со сложной судьбой (малоимущие, малообеспеченные, неполные, состоящие на учете). Кризисные явления в семье приводят к деформации социализации и ценностно-смысловой сферы подрастающего человека, образуя отрицательные тенденции в развитии его личности. Они могут проявляться в форме бродяжничества, наркомании, алкоголизма, проституции, преступных и иных антисоциальных действий.

С неблагополучными семьями ведется работа как в традиционных, так и новых формах. К традиционным формам работы относятся:

  1. Проведение рейдов родительского патруля.
  2. Консультативная помощь в вопросах социальной защиты и помощи семье и детям, индивидуальные беседы с родителями:
  3. Обследование материально-бытовых, жилищных условий, оформление актов обследования
  4. Своевременное информирование правоохранительных органов, КДН и ЗП, органов управления образования о сложившейся социально-опасной ситуации в семье.
  5. Помещение в ГКУ СРЦН «Солнышко» детей из семей, которые нуждаются в помощи и т.д.

Новые формы работы с семьей, которые практикуются в школе это институт наставничества и дистанционная информационно-просветительская работа (сайт школы).

В заключении своего выступления хотелось бы напомнить о государственном значении коррекционно-профилактической работы школы, представив выдержку из концепции "Наша новая школа" посвященной вопросам социально-педагогической поддержки детства:
"Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы.

Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".
Свое выступление я бы хотела завершить словами выдающегося российского психолога Сергея Леонидовича Рубинштейна
« Под поведением, - писал С.Л. Рубинштейн, - разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь ребенка с окружающей средой…..»
Поэтому исправление недостатков в поведении детей группы риска – важная составляющая обучения и развития этих детей в системе коррекционно – развивающего образования

ПРИЛОЖЕНИЕ

Гиперактивное – импульсивен, невнимателен, постоянно в движении, быстрый, активный, много лишних, навязчивых движений.

Умстенно – отсталый ребенок с гиперактивным поведением очень импульсивен, и невозможно предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и сам ребенок. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого и не замышляет и сам порой искренне огорчается за совершенный поступок, происшествие, виновником которого становится. Такой ребенок легко переносит наказания, не держит долго зла. Часто ссорится со сверстниками и тут же мирится. В коллективе чаще становится отверженным.

Коррекция поведения:

  1. Поддерживать ребенка во всех его попытках позитивного поведения;
  2. Избегать упреков, угроз. Разговаривать спокойно, мягко;
  3. Поощрять за все виды деятельности (за внимание, усидчивость, терпение);

Демонстративное – при помощи движений, действий показывает взрослым «Я делаю то, что вам не нравится», «Я плохой». Что побуждает ребенка использовать демонстративное поведение. Нередко это способ привлечь к себе внимание взрослых, т.к. в семье с ребенком общаются мало или вообще формально.

Коррекция поведения:

  1. Оставить ребенка без «зрителей»;
  2. Разрешить демонстративный поступок другим учащимся (видя, что поведение не осуждается учителем, ребенок прекращает действия).

Протестное – негативизм, упрямство, не хочет выполнять, только потому, что его попросили.
Происхождение протестного поведения разнообразно: следствие протеста умственно – отсталого ребенка против насилия над ним, противостояние родителей друг другу без уступок, неразрешенного конфликта между родителями. Разобраться в происхождении протестного поведения – значит подобрать ключ к ребенку.

Агрессивное – импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, враждебны (причинение физического ущерба людям, оскорбления, ругань).

Может возникать под влиянием неблагоприятных внешних условий: авторитарного стиля воспитания, эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей, дисгармоничные взаимоотношения родителей (ссоры, драки), жестокие наказания, агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям.

Коррекция поведения:

  1. Отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие (отвести руку, удержать за плечи);
  2. Лишить на время внимания взрослого, любимых игр, занятий;
  3. Предоставить ответственное поручение;
  4. Давать положительную оценку его действиям.

Инфантильное – сохранение черт, присущих более раннему возрасту. Такое поведение связано с диагнозом (обычно это недоношенные дети.)

Основная ведущая деятельность - игра (катает по парте машинку, расставляет солдатиков и это расценивается учителем как нарушение дисциплины). Очень часто умственно – отсталый ребенок с инфантильным поведением попадает под влияние старших подростков с асоциальными установками, бездумно присоединяется к противоправным действиям и поступкам.

Комфортное – сверхдисциплинированные, бесприкословно слушаются взрослых и сверстников, слепо следуют за ними, вопреки своим представлениям, здравому смыслу. Как правило, это прилежные, старательные, организованные ученики. Эти дети подчиняются требованиям учителя. Однако известное недоразвитие познавательной деятельности порождает некоторые особенности поведения. Эти дети зачастую не могут найти выхода в непонятной для них ситуации. Все указания педагога понимают буквально, и в случаях, когда ситуация усложняется и приходится в связи с изменившимися условиями менять решение, у них возникают своеобразные трудности

Умственно – отсталые дети с таким поведением чаще узнают о правилах поведения в школе, классе, другом коллективе, а окажись они в другой ситуации, незнакомой, самостоятельно выход из нее найти не могут.

Симптоматичное – демонстрация недомогания, слабости, беспомощности. Культивирует болезнь, требует внимания. Признак неблагополучия в семье, школе. Своеобразный сигнал тревоги, который предупреждает, что ситуация невыносима для ребенка. Но это еще и способ, которым пользуется ребенок, чтобы извлечь выгоду для себя: не захотел идти в школу, что-то натворил, поругался или поскандалил, нагрубил.

Предупреждение нарушений в поведении детей с умственной отсталостью, легко осуществимо в тех случаях, когда взрослые (кл. руководитель, воспитатель, родители) обращают внимание уже на первые проявления нарушений в поведении. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно.

Предупреждение и исправление поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила в соответствии с условиями данной школы, класса, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению правил.

Рябкова Татьяна Владимировна25.12.2014 21980 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar