РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование здорового образа жизни как средство профилактики потребления учащимися психоактивных веществ

Формирование здорового образа жизни как средство профилактики потребления учащимися психоактивных веществ

Салтыкова А.А.
рук. И.А. Килина, к.психол.н., ГОУ СПО КПК

Явления алкоголизма, табакокурения, наркомании вызывают дискуссию об их природе, причинах, условиях распространения и путях профилактики среди специалистов разных областей науки и практики. Нет единого подхода к пониманию сущности наркомании, терминологии. В медицинской литературе наиболее употребим термин «психоактивные вещества» (ПАВ), включающие большую группу специфически действующих на центральную нервную систему средств, находящихся и не находящихся под международным контролем. В психологии употребление ПАВ – это проблема личности, принимающей данные вещества, включенной в определенную социо-культурную среду, т.е. носит социально-психологический характер. Исследователи выделяют ряд факторов потребления детьми и подростками ПАВ.

Наряду с биологическими и психологическими факторами особое внимание они уделяют социальным факторам:

  • макросоциальные факторы: кризис системы ценностей и культурных норм; формирование наркотической субкультуры с закреплением установок на употребление ПАВ как «престижное» поведение; доступность ПАВ;
  • микросоциальные факторы, связанные с опытом ребенка в ведущих сферах его жизнедеятельности: в семье, школе, в общении со сверстниками.

К семейным микросоциальным факторам можно отнести: злоупотребление ПАВ членами семьи; аномальные стили воспитания с высоким уровнем семейного стресса, низким уровнем семейного дохода, семейной нестабильностью; несоблюдение членами семьи социальных норм и правил. Школьные микросоциальные факторы включают: асоциальные формы поведения в образовательном учреждении; школьная неуспеваемость, особенно в младшем школьном возрасте; частые переходы из одной школы в другую; конфликтные отношения с педагогами и соучениками; отстраненное или «скрывающее» отношение педагогического коллектива к употреблению ПАВ учениками. С учетом выше представленных факторов педагогами и психологами разрабатываются авторские профилактические образовательные программы, ориентированные на предупреждение употребления психоактивных веществ.

Под профилактикой потребления ПАВ нами понимается система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья, формирование основ ЗОЖ.

Профилактические образовательные программы включают:

  • образовательный компонент - знания о наркотических веществах и особенностях развития зависимости; знания о социальных и медицинских последствиях зависимости при употреблении ПАВ;
  • психологический компонент - знание о себе и путях коррекции психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления ПАВ, формирование устойчивой самооценки, умения сказать «нет», нести ответственность за себя и свой выбор, умения при необходимости обратиться за психологической, социальной помощью;
  • социальный компонент - формирование навыков общения, преодоления чувств вины, неуверенности, психологической зависимости.

Рассмотрим направления профилактики, осуществляемые в образовательных учреждениях, среди которых использование образовательного ресурса и проведение профилактической работы в процессе преподавания различных дисциплин. Второе направление - разработка образовательных программ, ориентированных на формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Остановимся на данном направлении как, на наш взгляд, наиболее перспективном в профилактике потребления ПАВ среди учащихся начальной школы. Это связано с тем, что по своей актуальности и практической значимости проблема здоровья считается одной из самых важных в современной науке и практике. В настоящее время количество детей, пришедших в 1 класс школы и имеющих физические недостатки или хронические заболевания, увеличивается к концу обучения в школе. Только 8-10% выпускников школ считаются здоровыми. Особое внимание в образовательных учреждениях сегодня уделяется созданию здоровьесберегающей среды, под которой понимается школьная среда, направленная на формирование, сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса.

С целью решения проблемы создания данной среды проводится психолого-педагогической работа по формированию основ культуры здоровья у школьников, наличие которых способствовало бы сохранению личного здоровья, формированию здорового образа жизни (ЗОЖ), профилактике потребления ПАВ.

В процессе создания модели здоровьесберегающего занятия мы используем два направления психолого-педагогической деятельности, в соответствии с первым - целью занятий является формирование знаний о факторах нарушения и укрепления здоровья, способах профилактики заболеваний, а также проведение первичной профилактики отклоняющихся типов поведения, потребления ПАВ. Однако «знаниевый» подход недостаточен для создания у учащихся видения проблемы сохранения собственного здоровья, осознания негативного влияния на здоровье алкоголя, никотина, наркотиков.

В связи с этим от теории необходимо перейти ко второму направлению - практико-ориентированному - включающему активные методы обучения (арт-, игровые-, музыко-, сказкотехнологии, элементы тренинга), нестандартные формы (урок-путешествие, урок-диалог, урок-соревнование и др.), методы саморегуляции. Так в ходе здоровьесберегающих занятий, наряду с игровыми технологиями, нами используются творческие задания и проекты, кроссворды, психогимнатистика, пальчиковая гимнастика, релаксация, физминутки, элементы сказко-, арт-, куклотерапии, массажа. Данные направления можно обозначить как информационное и психокоррекционное, ориентированное на изменение личностного отношения к потреблению ПАВ, формирование потребности в ведении ЗОЖ.

Информационное направление здоровьесберегающей, профилактической деятельности включает воспитание и обучение через учебные предметы, когда информация по ЗОЖ «разнесена» по разным учебным дисциплинам и представляется учителем-мастером экспериментального класса в ходе уроков. Реализация психокоррекционного направления осуществляется нами в рамках занятий экспериментально-педагогической мастерской (ЭПМ) «Включение младших школьников в творческую деятельность как условие организации здоровьесберегающего обучения». Экспериментальной площадкой выступает МОУ СОШ № 77 г. Кемерово. Совместно со студентами ГОУ ВПО КемТИПП участниками ЭПМ разработана и апробирована образовательная программа для учащихся начальной школы «Основы здорового питания».

Приведем в качестве примера профилактики потребления ПАВ учащимися начальной школы конспект здоровьесберегающего занятия по теме «Профилактика отклоняющегося поведения в питании», реализуемого участниками ЭПМ. Его цель: познакомить с понятиями «поведение», «норма», «отклоняющееся поведение», способствовать профилактике данного типа поведения, формированию потребности в ЗОЖ.

1. Вводная часть

Сегодня в ходе здоровьесберегающего занятия мы рассмотрим, что такое поведение и какое поведение можно назвать здоровым. А начнем занятие с проведения физкультминутки, которая поможет нам снять усталость и настроиться на успешное усвоение информации.

  • «Птица». Инструкция: встаньте прямо, вообразите себя птицами. Будем махать руками вверх-вниз, как птицы крыльями, увеличивая темп.
  • «Аист». Инструкция: встаньте прямо, ноги вместе. Полный наклон вперед. Для этого поднимите руки вверх и, сгибаясь в пояснице, наклонитесь вниз, не меняя положение рук. Руки достают до пола. Вы в образе аиста, который наклонился в поисках лягушки. Выпрямились. Повторяем упражнение 3 раза.
  • «Парашютист». Инструкция: исходное положение: присядьте на корточки, руки согнуты в локтях на уровне пояса. Подпрыгивая вверх, носки тянем вниз, чтобы при приземлении ноги пружинили. Из положения «сидя на корточках» начинаем следующий прыжок (3 раза).

Основная часть

2.1. Теоретический блок

– Вам приходилось слышать выражение: «Как ты себя ведешь?! Твое поведение возмутительно!» или: «У тебя прилежное поведение! Ты ведешь себя как взрослый, это хорошо!» А что такое, на ваш взгляд, «поведение», что мы пониманием под этим словом? Приведите примеры разных типов поведения.

Поведение – это совокупность наших действий, которые осуществляем во взаимодействии со средой (с другим человеком, с группой, обществом). Поведение может быть двух видов – соответствующее норме и отклоняющееся от нормы (несоответствующее). А что, как вы считаете, является для нас нормой? Какие нормы поведения в классе/школе, на улице, дома вы знаете? (на доске рисуем таблицу с 3 колонками: «Поведение в школе», «Поведение на улице», Поведение дома»; записываем высказывания детей, обобщаем и делаем вывод).

Норма – это представления о требованиях к поведению, которые создают нам оптимальные условия бытия/существования в обществе. Посмотрите, что из перечисленного вами является нормой поведения, а что отклонением от нее?

Отклоняющееся поведение – это система поступков, отдельные поступки, которые противоречат принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Например, преступность – человек нарушает правовые нормы, нормы закона. Или аморальное поведение – пьянство (алкоголизм, употребление слабоалкогольных напитков). Какие примеры отклоняющегося поведения вы можете привести? Является ли курение, употребление наркотиков нормой? Конечно, это тоже отклонение от нормы, причем наш организм от природы не готов перерабатывать вещества, которые содержатся в алкоголе, табачных изделиях, наркотиках, потребление которых – настоящий стресс для здорового организма.
Говорят, что сигарета Убивает без огня
Смертоносней пистолета: Закурившего коня.

– Почему говорят, что сигарета убивает лошадь, т. е. отрицательно действует и на людей, и на животных? Ученые установили, что извлеченный из 5 сигарет никотин убивает кролика, из 100 – лошадь. Причина этого в том, что в табачных изделиях есть яд – никотин, угарный газ, табачные смолы. Никотин легко проникает в кровь, накапливается в органах, разрушая их. К сожалению, человек зачастую не обращает внимания на сигнал опасности, который организм посылает ему: головокружение, тошнота, сердцебиение. Младшие школьники хотят казаться взрослыми и пробуют курить, пить пиво или вино, не задумываясь о завтрашнем дне, когда здоровье будет бить тревогу в виде серьезных заболеваний: астма (человек задыхается), туберкулез, рак, болезни сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта (цирроз печени). Алкоголь также отрицательно влияет на работу организма, но в большей степени на мозг: у человека ухудшается память, снижается умственная активность. Прием алкоголя тонизирует, дает прилив сил, но при этом человек совершает необдуманные поступки, за которые впоследствии несет наказание, в т. ч. уголовное.

2.2. Анализ литературного текста

– Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы:
У бабули юбилей, И не радостно мне одному –
Полон дом у нас гостей. Задыхаюсь я в этом дыму.
Гости много говорили, Дым вокруг от сигарет,
Вино пили и курили. Мне в дому том места нет!

Вопросы. Чем опасен для здоровья табачный дым, употребление вина? Как бы вы поступили, если бы оказались на месте героя стихотворения?

2.3. Анализ ситуации в микрогруппах «Хочешь быть здоровым – будь им!»

Обсуждение с детьми способов сказать «нет» в случае предложения попробовать алкогольные, слабоалкогольные (пиво) напитки, покурить. В форме «мозгового штурма» дети высказывают идеи по поводу отказа от курения, алкоголя и записывают их на доске/ватмане, затем выбирают наиболее эффективные варианты решения данной проблемы. Работа в микрогруппах (5–7 минут), выступления лидеров микрогрупп, подведение итогов.

2.4. Теоретический блок

На предыдущих занятиях мы говорили о здоровом питании, которое подразумевает содержание в нем необходимых организму человека пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Однако зачастую мы сами подвергаем организм опасности, потребляя вещества, которые способствуют разрушению полезных веществ и наносят ему вред. Так, никотин, алкоголь, наркотики относят к вредным веществам, разрушающим витамины (антивитамины), минеральные вещества, ослабляющим функции организма. Особенно опасны они для детского организма, потому что именно в этот период происходит его формирование. Неправильное питание, вызванное отклонением пищевого поведения (мода на худобу, диеты, стресс), является причиной заболеваний.

Стремление быть худым характерно для девушек, которые стремятся быть похожими на известных моделей, звезд кино и эстрады. А девочки хотят быть стройными, как кукла Барби. К сожалению, подражание свои кумирам может привести к отклоняющемуся поведению в сфере питания – анорексии. Это психическое расстройство, при котором желание похудеть становится патологическим. Для таких людей характерно ограничение в питании, жесткая диета, отсутствие объективности в оценивании своей внешности. Им кажется, что при высоком росте (175 см.) они толстые (50 кг.). Страх поправиться приводит к чрезмерным физическим нагрузкам или очищению желудка после приема пищи.

Булимия – расстройство психики, при котором за неконтролируемым обжорством следует искусственно вызванная рвота. Такой человек не может удовлетворить свой аппетит, крайне озабочен едой. При этом он боится поправиться и прилагает все усилия, чтобы избавиться от съеденного. Люди, больные булимией, едят очень быстро и много, не могут остановиться. Приступы обжорства не лечатся, психологи оказывают помощь больному, влияя на его мнение и установки в отношении пищи. Мы помним, что ощущение сытости наступает позже, т. к. переваривание и всасывание первой порции пищи длится 15–20 минут. Поэтому считается правильным завершить прием пищи с легким ощущением голода, чтобы не переедать. Данные типы пищевого поведения являются отклонением от нормы. Необходимо учитывать возраст, рост, тип телосложения, состояние здоровья и другие факторы при определении «нормы», «меры» потребляемой пищи, необходимой для сохранения и укрепления нашего здоровья.

3. Заключительная часть

Марк Твен писал, что «бросить курить очень просто. Лично я делал это 72 раза». Человек привыкает курить, пить, и отказаться от такой вредной привычки сложно. Здесь действует правило: «Лучше не начинать употреблять табачные изделия, алкогольные и слабоалкогольные напитки, чем потом искать способы избавления от дурных привычек». Умейте сказать «нет» тому, кто предлагает попробовать вещества, разрушающие здоровье: пиво, алкоголь, табачные изделия, наркотики. Что можно отнести к «норме» в области питания? Почему употребление алкогольных напитков, табачных изделий оказывает отрицательное влияние на наше здоровье? Дома обсудите с родителями «нормы поведения» в обществе (семье, школе, на улице и т. д.) и в области питания. А Лунтик, побывав на нашем занятии, твердо решил, что выбирает СПОРТ и говорит «НЕТ» вредным привычкам, которые приводят к множеству проблем со здоровьем.

В данном учебном году мы продолжили проведение здоровьесберегающих занятий в экспериментальном классе, уделяя внимание проблеме профилактике социально обусловленных заболеваний, к которым относится потребление ПАВ.

Салтыкова Анастасия Александровна29.12.2014 16040 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar