РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Теоретические основы проблемы здоровьесбережения младших школьников

Теоретические основы проблемы здоровьесбережения младших школьников

Салтыкова А.А.
рук. И.А. Килина, к.психол.н.

Одной из приоритетных задач реформы системы образования является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья и мотивации на его сохранение. В связи с этим возникает необходимость создания статуса образовательных учреждений как учреждений, призванных сохранять психическое, физическое, социальное здоровье школьников, формировать у них мотивацию на потребность в здоровье, ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей. Актуальной для педагогов являются проблема построения методологической основы здоровьесбережения, поиска эффективного применения образовательных технологий в сфере сохранения здоровья субъектов образовательного процесса.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу, что в практике образовательных учреждений уже существуют отдельные оздоровительные формы, методы и приемы. На необходимость формирования потребности в здоровье через содержание образования указывает Э. М Казин, разрабатывающий психолого-валеологические и педагогические подходы к решению данной проблемы [2]. По мнению ученых, воспитание потребности в здоровье должно сочетаться с обучением методам и способам его сохранения, с разработкой направленных на это учебных программ, педагогических технологий, режимов учебных занятий, оценка работы учителя с учетом валеологических принципов.

О влиянии современного педагогического процесса на здоровье учащихся и учителей пишет Т. Ф. Орехова, которая разделила все «болезнетворные» факторы на две группы: объективные и субъективные [5]. К субъективным отнесены факторы, связанные с различными видами взаимодействия между субъектами образовательного процесса – учителями, учащимися и их родителями. Объективные факторы определяются нормативными документами, регулирующими организацию образовательного процесса: учебными планами, программами, методическими указаниями. На первом месте по степени отрицательного влияния на здоровье учащихся, особенно начальной школы, стоит преподавание и обучение в режиме «готового знания».

С первого года обучения детям предлагается определенная информация для усвоения, запоминания и воспроизведения на уроке. Репродуктивное обучение требует хорошей памяти, но не учитывает природную активность, любознательность ребенка. Автор приходит к выводу, что традиционное образование является не способом проживания жизни учащимися, а подготовкой к жизни, где знания даются не как инструмент для самостоятельного творчества, а как самоцель. При этом учитель «добивается» знаний от учащихся ценой детского и собственного здоровья («двойка» за «плохое» поведение, занижение оценки в качестве стимулирования прилежания и др.), либо сохраняет собственное здоровье, ставя «отстающим» ученикам «дежурную тройку».

Решение проблемы здоровьесбережения учащихся она видит в построении учебного процесса на основе принципов проблемного, развивающего обучения, внедрении системы личностно-ориентированного обучения, программы образовательной системы «Школа 2100» и др. Следовательно, решение задачи сохранения и укрепления здоровья детей в образовательном пространстве необходимо начинать с изменения технологии его организации, в части логики и способов изложения учебного материала, средств и организации форм обучения.

Н. В. Сократов оперирует понятием «здоровьесберегающее воспитание», под которым понимает формирование мотивационной сферы детей, поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна доминировать в поведении детей, в их стремлении вести здоровый образ жизни (ЗОЖ) [6]. Ряд авторов в рамках педагогики здоровья уделяют внимание решению задач воспитания здорового человека, формированию у него соматического и нравственно-психического статусов с позиции удовлетворения его доминирующих потребностей. Негативные тенденции в здоровье молодого поколения они связывают с противоречиями между потребностями детей и применяемыми способами их воспитания и образования, поэтому необходимы не столько гигиенические, сколько воспитательные педагогические средства.

Ю. В. Науменко в концепции здоровьеформирующего образования особое место отводит реализации индивидуально-дифференцированного подхода, который предполагает наличие различных вариантов учебных программ, учебников, анализ и оценку способов проработки учащимися программного материала, использование разнообразных форм занятий и современных методов, технологий обучения, особые требования к профессиональной подготовке и личности учителя. Педагог должен быть способен к доброжелательному общению с разными учащимися, ориентирован на уважительное отношение к каждому независимо от его учебных успехов, на поощрение развития ребенка на основе сравнения его с самим собой [4]. На необходимость индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся в процессе реализации здоровьесберегающего обучения указывает в своих работах И. В. Чупаха [7].

На наш взгляд, здоровье – это одновременно условие, способ и результат взаимного отношения духа к телу, которое реализует и выстраивает сам человек. Поэтому необходимо рассматривать здоровье в качестве атрибута личности, а оздоровление как расширение и обогащение психофизиологических возможностей детей. Характерные черты данного направления во многом совпадают с выше представленными концепциями в области сохранения и укрепления здоровья в условиях образовательного учреждения. Важным моментом для современного образования является интеграция социально-педагогических, психологических, медико-биологических позиций в решении проблемы здоровьесбережения субъектов образовательного процесса.

В школе элементы уроков здоровья могут быть включены в содержание различных дисциплин: основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), мир вокруг нас, мир и человек, окружающий мир, природоведение, психология, экология, биология и др. Обучение в начальной школе создает базовый уровень для последующих этапов формирования знаний о здоровье. В основной школе происходит развитие первоначального целостного представления о здоровье, сформированного на первом этапе обучения. И только у старшеклассников формируется базовая система понятий, необходимых для практического применения в жизни. Таким образом, здоровьесберегающее обучение предполагает реализацию принципов системности, непрерывности, преемственности.

К данным принципам необходимо отнести и принцип интеграции, который осуществляется через интеграцию знаний о здоровье и содержания общеобразовательных предметов, например, интегрированные уроки ОБЖ и психологии. Материал любого общеобразовательного предмета (математика, литература, физкультура и др.) с ориентацией на формирование ответственного отношения к здоровью может значимо повлиять на учебную мотивацию детей и выработку навыков здоровьесберегающего поведения.

Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ), под которыми мы понимаем технологии, создающие безопасные условия обучения, воспитания, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса с учетом возрастных, психофизиологических, индивидуальных особенностей, соответствия учебной и физической нагрузки возможностям ребенка, выступает важным условием для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся. К данным условиям необходимо отнести и правильно организованную, достаточную по объему и интенсивности двигательную активность: ежедневную утреннюю гимнастику, регулярные физкультурно-оздоровительные занятия, систематические закаливающие процедуры и др. Особое внимание уделяется учащимся начальной школы, для которых педагоги проводят на уроках гимнастику для глаз, упражнения для коррекции осанки. Младшие школьники проходят медицинскую и психологическую диагностику, для талантливых детей организован специальный медицинский и психологический контроль в рамках программы «Одаренные дети».

М. М. Безруких отмечает, что в большинстве школ в целях сохранения и укрепления здоровья школьников применяют повышенную двигательную активность, для снятия статического напряжения во время учебных занятий проводят физкультминутки, динамические паузы (музыкальные, танцевальные, игровые), используют увеличение количества обязательных уроков физкультуры [1].

По мнению В. И. Ковалько, здоровьесберегающее обучение должно включать три этапа:

  1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями. Цель – формирование основ ЗОЖ и умения выполнять элементарные правила здоровьесбережения. Задачи: сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения, основных понятиях ЗОЖ; сформировать первоначальные умения, способствующие выполнению правил здоровьесбережения. Данные задачи решаются педагогом в ходе выполнения комплексов физкультминуток, утренней гимнастики, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений и т. п.
  2. Этап углубленного изучения. Цель – сформировать полноценное понимание основ ЗОЖ. Задачи: уточнить представления о правилах здоровьесбережения; сформировать осознанное отношение к выполнению данных правил; сформировать знания, умения и навыки рациональных приемов мышления и деятельности. На данном этапе педагог использует активные методы обучения, применяет наглядность, комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы).
  3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования. Цель – перевод умений в навыки здоровьесбережения. Задачи: сформировать стабильность и автоматизм выполнения правил здоровьесбережения; умения использовать данные правила на практике; обеспечить вариативное использование правил ЗОЖ в зависимости от конкретных практических обстоятельств. Педагог использует различные методы и приемы: познавательная игра, практический метод, ситуационный метод, активные методы обучения и др. Средства здоровьесберегающего обучения: физминутки и физические упражнения, подвижные перемены, различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, корригирующая и др.), массаж и самомассаж, психогимнастика, тренинг, фитотерапия и фитобар, ароматерапия, массовые оздоровительные мероприятия и т. п. [3].

На основании анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что учебные программы в основном разработаны для начальной школы. На наш взгляд, это связано с тем, что, начиная с младшего школьного возраста можно осуществлять систематическое и последовательное обучение детей, закладывая основы ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, мотивации на ведение ЗОЖ.

Анализ программ обучения ЗОЖ показал, что авторы используют в основном два подхода:

  • формирование знаний о факторах укрепления и разрушения здоровья, обучение гигиеническим процедурам. Считается, что ребенку достаточно дать знания о строении и функционировании его организма, чтобы сформировать у него ценностное отношение к здоровью. Достоинство программ – обогащение знаний ребенка о своем здоровье, а недостаток в том, что мотивируется запоминание информации, но отсутствует ее практическая значимость;
  • развитие здоровья конкретного ребенка, воспитание мотивации на ведение ЗОЖ, однако в данном случае необходимо субъективное участие ученика, его активное самоисследование и деятельность по формированию ЗОЖ. Усвоение знаний здесь выступает не как самоцель, а как средство развития младшего школьника. В качестве форм работы предлагаются тренинги, дискуссии, самонаблюдение, а само обучение требует от детей проявления активной позиции, что не всегда возможно с учетом возрастных особенностей младших школьников. Однако эффективность реализации ЗОТ связана в первую очередь с повышением включенности учащихся в здоровьесберегающий образовательный процесс, формированием активной позиции по отношению к собственному здоровью, как у учащихся, так и педагогов.

Библиография:

  1. Безруких, М. М. Здоровьесберегающая школа [Текст] / М. М. Безруких. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 240 с.
  2. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию [Текст]: учеб. пособие / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
  3. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] / В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2004. – 296 с.
  4. Науменко, Ю. В. Концепция здоровьеформирующего образования [Текст] / Ю. В. Науменко // Инновации в образовании. – 2004. - № 2. – С. 90-103.
  5. Орехова, Т. Ф. Влияние современного педагогического процесса на здоровье учащихся и учителей [Текст] / Т. Ф. Орехова // Начальная школа: плюс до и после. – 2002. - № 10. – С. 17-35.
  6. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей [Текст] / под общ. ред. Н. В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
  7. Чупаха, И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе [Текст] / И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова. – М.: Илекса, Народное образование, 2003. - 400 с.
Салтыкова Анастасия Александровна29.12.2014 14950 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar