РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Рассылка портала

Рассылка для учителей

Теоретические основы проблемы здоровьесбережения младших школьников

Теоретические основы проблемы здоровьесбережения младших школьников

Салтыкова А.А.
рук. И.А. Килина, к.психол.н.

Одной из приоритетных задач реформы системы образования является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья и мотивации на его сохранение. В связи с этим возникает необходимость создания статуса образовательных учреждений как учреждений, призванных сохранять психическое, физическое, социальное здоровье школьников, формировать у них мотивацию на потребность в здоровье, ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей. Актуальной для педагогов являются проблема построения методологической основы здоровьесбережения, поиска эффективного применения образовательных технологий в сфере сохранения здоровья субъектов образовательного процесса.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу, что в практике образовательных учреждений уже существуют отдельные оздоровительные формы, методы и приемы. На необходимость формирования потребности в здоровье через содержание образования указывает Э. М Казин, разрабатывающий психолого-валеологические и педагогические подходы к решению данной проблемы [2]. По мнению ученых, воспитание потребности в здоровье должно сочетаться с обучением методам и способам его сохранения, с разработкой направленных на это учебных программ, педагогических технологий, режимов учебных занятий, оценка работы учителя с учетом валеологических принципов.

О влиянии современного педагогического процесса на здоровье учащихся и учителей пишет Т. Ф. Орехова, которая разделила все «болезнетворные» факторы на две группы: объективные и субъективные [5]. К субъективным отнесены факторы, связанные с различными видами взаимодействия между субъектами образовательного процесса – учителями, учащимися и их родителями. Объективные факторы определяются нормативными документами, регулирующими организацию образовательного процесса: учебными планами, программами, методическими указаниями. На первом месте по степени отрицательного влияния на здоровье учащихся, особенно начальной школы, стоит преподавание и обучение в режиме «готового знания».

С первого года обучения детям предлагается определенная информация для усвоения, запоминания и воспроизведения на уроке. Репродуктивное обучение требует хорошей памяти, но не учитывает природную активность, любознательность ребенка. Автор приходит к выводу, что традиционное образование является не способом проживания жизни учащимися, а подготовкой к жизни, где знания даются не как инструмент для самостоятельного творчества, а как самоцель. При этом учитель «добивается» знаний от учащихся ценой детского и собственного здоровья («двойка» за «плохое» поведение, занижение оценки в качестве стимулирования прилежания и др.), либо сохраняет собственное здоровье, ставя «отстающим» ученикам «дежурную тройку».

Решение проблемы здоровьесбережения учащихся она видит в построении учебного процесса на основе принципов проблемного, развивающего обучения, внедрении системы личностно-ориентированного обучения, программы образовательной системы «Школа 2100» и др. Следовательно, решение задачи сохранения и укрепления здоровья детей в образовательном пространстве необходимо начинать с изменения технологии его организации, в части логики и способов изложения учебного материала, средств и организации форм обучения.

Н. В. Сократов оперирует понятием «здоровьесберегающее воспитание», под которым понимает формирование мотивационной сферы детей, поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна доминировать в поведении детей, в их стремлении вести здоровый образ жизни (ЗОЖ) [6]. Ряд авторов в рамках педагогики здоровья уделяют внимание решению задач воспитания здорового человека, формированию у него соматического и нравственно-психического статусов с позиции удовлетворения его доминирующих потребностей. Негативные тенденции в здоровье молодого поколения они связывают с противоречиями между потребностями детей и применяемыми способами их воспитания и образования, поэтому необходимы не столько гигиенические, сколько воспитательные педагогические средства.

Ю. В. Науменко в концепции здоровьеформирующего образования особое место отводит реализации индивидуально-дифференцированного подхода, который предполагает наличие различных вариантов учебных программ, учебников, анализ и оценку способов проработки учащимися программного материала, использование разнообразных форм занятий и современных методов, технологий обучения, особые требования к профессиональной подготовке и личности учителя. Педагог должен быть способен к доброжелательному общению с разными учащимися, ориентирован на уважительное отношение к каждому независимо от его учебных успехов, на поощрение развития ребенка на основе сравнения его с самим собой [4]. На необходимость индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся в процессе реализации здоровьесберегающего обучения указывает в своих работах И. В. Чупаха [7].

На наш взгляд, здоровье – это одновременно условие, способ и результат взаимного отношения духа к телу, которое реализует и выстраивает сам человек. Поэтому необходимо рассматривать здоровье в качестве атрибута личности, а оздоровление как расширение и обогащение психофизиологических возможностей детей. Характерные черты данного направления во многом совпадают с выше представленными концепциями в области сохранения и укрепления здоровья в условиях образовательного учреждения. Важным моментом для современного образования является интеграция социально-педагогических, психологических, медико-биологических позиций в решении проблемы здоровьесбережения субъектов образовательного процесса.

В школе элементы уроков здоровья могут быть включены в содержание различных дисциплин: основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), мир вокруг нас, мир и человек, окружающий мир, природоведение, психология, экология, биология и др. Обучение в начальной школе создает базовый уровень для последующих этапов формирования знаний о здоровье. В основной школе происходит развитие первоначального целостного представления о здоровье, сформированного на первом этапе обучения. И только у старшеклассников формируется базовая система понятий, необходимых для практического применения в жизни. Таким образом, здоровьесберегающее обучение предполагает реализацию принципов системности, непрерывности, преемственности.

К данным принципам необходимо отнести и принцип интеграции, который осуществляется через интеграцию знаний о здоровье и содержания общеобразовательных предметов, например, интегрированные уроки ОБЖ и психологии. Материал любого общеобразовательного предмета (математика, литература, физкультура и др.) с ориентацией на формирование ответственного отношения к здоровью может значимо повлиять на учебную мотивацию детей и выработку навыков здоровьесберегающего поведения.

Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ), под которыми мы понимаем технологии, создающие безопасные условия обучения, воспитания, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса с учетом возрастных, психофизиологических, индивидуальных особенностей, соответствия учебной и физической нагрузки возможностям ребенка, выступает важным условием для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся. К данным условиям необходимо отнести и правильно организованную, достаточную по объему и интенсивности двигательную активность: ежедневную утреннюю гимнастику, регулярные физкультурно-оздоровительные занятия, систематические закаливающие процедуры и др. Особое внимание уделяется учащимся начальной школы, для которых педагоги проводят на уроках гимнастику для глаз, упражнения для коррекции осанки. Младшие школьники проходят медицинскую и психологическую диагностику, для талантливых детей организован специальный медицинский и психологический контроль в рамках программы «Одаренные дети».

М. М. Безруких отмечает, что в большинстве школ в целях сохранения и укрепления здоровья школьников применяют повышенную двигательную активность, для снятия статического напряжения во время учебных занятий проводят физкультминутки, динамические паузы (музыкальные, танцевальные, игровые), используют увеличение количества обязательных уроков физкультуры [1].

По мнению В. И. Ковалько, здоровьесберегающее обучение должно включать три этапа:

  1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями. Цель – формирование основ ЗОЖ и умения выполнять элементарные правила здоровьесбережения. Задачи: сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения, основных понятиях ЗОЖ; сформировать первоначальные умения, способствующие выполнению правил здоровьесбережения. Данные задачи решаются педагогом в ходе выполнения комплексов физкультминуток, утренней гимнастики, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений и т. п.
  2. Этап углубленного изучения. Цель – сформировать полноценное понимание основ ЗОЖ. Задачи: уточнить представления о правилах здоровьесбережения; сформировать осознанное отношение к выполнению данных правил; сформировать знания, умения и навыки рациональных приемов мышления и деятельности. На данном этапе педагог использует активные методы обучения, применяет наглядность, комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы).
  3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования. Цель – перевод умений в навыки здоровьесбережения. Задачи: сформировать стабильность и автоматизм выполнения правил здоровьесбережения; умения использовать данные правила на практике; обеспечить вариативное использование правил ЗОЖ в зависимости от конкретных практических обстоятельств. Педагог использует различные методы и приемы: познавательная игра, практический метод, ситуационный метод, активные методы обучения и др. Средства здоровьесберегающего обучения: физминутки и физические упражнения, подвижные перемены, различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, корригирующая и др.), массаж и самомассаж, психогимнастика, тренинг, фитотерапия и фитобар, ароматерапия, массовые оздоровительные мероприятия и т. п. [3].

На основании анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что учебные программы в основном разработаны для начальной школы. На наш взгляд, это связано с тем, что, начиная с младшего школьного возраста можно осуществлять систематическое и последовательное обучение детей, закладывая основы ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, мотивации на ведение ЗОЖ.

Анализ программ обучения ЗОЖ показал, что авторы используют в основном два подхода:

  • формирование знаний о факторах укрепления и разрушения здоровья, обучение гигиеническим процедурам. Считается, что ребенку достаточно дать знания о строении и функционировании его организма, чтобы сформировать у него ценностное отношение к здоровью. Достоинство программ – обогащение знаний ребенка о своем здоровье, а недостаток в том, что мотивируется запоминание информации, но отсутствует ее практическая значимость;
  • развитие здоровья конкретного ребенка, воспитание мотивации на ведение ЗОЖ, однако в данном случае необходимо субъективное участие ученика, его активное самоисследование и деятельность по формированию ЗОЖ. Усвоение знаний здесь выступает не как самоцель, а как средство развития младшего школьника. В качестве форм работы предлагаются тренинги, дискуссии, самонаблюдение, а само обучение требует от детей проявления активной позиции, что не всегда возможно с учетом возрастных особенностей младших школьников. Однако эффективность реализации ЗОТ связана в первую очередь с повышением включенности учащихся в здоровьесберегающий образовательный процесс, формированием активной позиции по отношению к собственному здоровью, как у учащихся, так и педагогов.

Библиография:

  1. Безруких, М. М. Здоровьесберегающая школа [Текст] / М. М. Безруких. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 240 с.
  2. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию [Текст]: учеб. пособие / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
  3. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] / В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2004. – 296 с.
  4. Науменко, Ю. В. Концепция здоровьеформирующего образования [Текст] / Ю. В. Науменко // Инновации в образовании. – 2004. - № 2. – С. 90-103.
  5. Орехова, Т. Ф. Влияние современного педагогического процесса на здоровье учащихся и учителей [Текст] / Т. Ф. Орехова // Начальная школа: плюс до и после. – 2002. - № 10. – С. 17-35.
  6. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей [Текст] / под общ. ред. Н. В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
  7. Чупаха, И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе [Текст] / И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова. – М.: Илекса, Народное образование, 2003. - 400 с.
Салтыкова Анастасия Александровна29.12.2014 16680 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar
Презентации на 23 февраля