РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Личностно-ориентированное обучение на занятиях спортивно-танцевального объединения

Личностно-ориентированное обучение на занятиях спортивно-танцевального объединения

Автор: Свечкарёва Наталья Юрьевна

Личность – субъект общественного поведения и коммуникации. Личность, имеющая возможность для творческой реализации, достаточно хорошо адаптируется в социуме, поскольку она основывается на собственную систему ценностей.

Различие эмоциональных реакций мальчиков и девочек видно невооруженным глазом: мальчишки кричат, спорят, толкаются. Но за этим стоит сложная проблема. Недаром мальчикам приписывают две противоположные особенности: с одной стороны, эмоциональную несдержанность и импульсивность, неумение и нежелание контролировать свои чувства и желания, когда "хочу - не хочу" и "это я люблю - это я не люблю" не всегда имеет приоритет перед "надо", обиды на критику, мстюльки, раздражение, жалобы, обвинения и оправдания, импульсивность и малая осознанность поведения, а с другой – жесткий самоконтроль вплоть до неспособности адекватно выражать свои чувства.

Физиолого-психологическая поддержка

У мальчика и девочки свой путь взросления. Развитие и поведение мальчиков и девочек отличается уже с самого момента рождения.

1. Острота слуха у мальчиков выше, чем у девочек, но они чаще игнорируют голоса родителей. Например, реакция на выговор родителей приходится у них на первые минуты их высказывания, а затем они просто "отключают" слуховой канал и информация родителей на тему перевоспитания у них не доходит до сознания. Ругая мальчика, конкретно и коротко говорите о том, что вас не устраивает в его поведении. Иначе через некоторое время он перестанет вас слушать. Девочек лучше не ругать, а объяснять им тихим голосом, что так поступать не следует. Обычно если плачет девочка, то ее жалеют, гладят по голове. Если плачут мальчики, то их просят успокоиться, проявить мужскую сдержанность. Все это результат воспитания. В итоге девочки становятся более эмоциональными, а мальчики — сдержанными.

2. Уже в возрасте 2,5 лет мальчики начинают проявлять агрессивность и лучше чувствуют враждебное отношение к себе.

3. Мальчики во время игры предпочитают соревноваться, а девочки при состязаниях могут перессориться. У девочек очень хорошее периферическое зрение. С детства они могут видеть вокруг себя пространство под углом 45° (вверх, вниз, влево, вправо). Мальчики же хорошо видят преимущественно только то, что находится впереди.

4. Мальчики быстрее раздражаются, а девочки больше грустят. Девочки выражают свои эмоции словами или плачем, а мальчики - действием.

5. Чтобы обучить мальчика чему-то, надо держать быстрый темп. Как только вы начнете повторять пройденное для закрепления материала, внимание у мальчиков ослабевает. Девочки же любят выполнять все поэтапно, они предпочитают повторно проверять свои знания.

6. Мальчики в подростковом возрасте более сообразительные, изобретательные и находчивые. Но девочки быстрее адаптируются к любой ситуации.

7. Девочки более послушны, чем мальчики

8. Мальчики больше хотят отличиться

9. Мальчики более изобретательны, чем девочки. Однако это совсем не означает, что мальчики более способны и одарены, чем девочки. Исследования психологов показали, что одаренных девочек старшего дошкольного и младшего школьного возрастов на несколько процентов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам картина меняется, одаренных мальчиков становится больше. Девочки -«вундеркинды» по большей части превращаются в «таких, как все».

10. Просто работоспособность у мальчиков и девочек разная. Девочки быстрее включаются в работу. Мальчики раскачиваются дольше и на педагога смотрят реже (чаще –в сторону или прямо перед собой, разговаривают). И к тому моменту, когда они достигнут пика работоспособности, девочки уже начинают уставать. 

Получается несоответствие во времени – самый важный ключевой момент урока девочки усваивают раньше, зато у мальчиков дольше сохраняется интеллектуальная активность

11. Мальчики занимают больше места. Во-первых, это связано с поисковым поведением мальчиков, с необходимостью постоянно осваивать новое пространство – им нужно бегать друг за другом, бросать различные предметы.

«Должен он скакать и прыгать,
все хватать, ногами дрыгать,
а иначе он взорвется,
трах-бабах и нет его!»
– это, прежде всего о мальчиках!

С поисковым поведением связано, кстати, и то, что мальчики лучше ориентируются на местности, чем девочки, у них лучше развиты пространственные представления.

12. Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух. Поэтому то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать в действии. Но и мальчикам, и девочкам очень важно не преподносить готовых решений, а побуждать их к самостоятельному поиску.

13. Более раннее созревание нервной системы у девочек облегчает им овладение более тонкими двигательными навыками, тогда как преимуществом мальчиков является большая мышечная сила.

14. Дошкольник реагирует на успех и неудачу эмоционально, понятия способности как качества, определяющего результат его действий, у него еще нет. Когнитивные категории часто смешиваются с морально-оценочными. Для дошкольника первичные понятия – «хороший» и «плохой». Когда ребенок успешен, он считает, что он «хороший», а когда он терпит поражение – что он «плохой».

15. У младших школьников появляется понятие «способности» как чего-то отличного от других качеств. Дети начинают различать свои способности к разным видам деятельности, но считают эти способности изменчивыми, оценивая их не столько по сравнительным (лучше или хуже других), сколько по нормативным показателям вроде школьной отметки. Тем не менее, некоторые дети уже начинают считать «способность» постоянным свойством. С возрастом все большее значение приобретает социальное сравнение себя с другими. Кроме того, дети начинают оценивать свои способности по результатам своей деятельности.

16. Между 10 и 12 годами дети уже отчетливо различают 1) способности, 2) усилия и 3) исполнение и улавливают их взаимосвязь. Чувствуя себя субъектом деятельности, ребенок чаще пользуется для оценки своих способностей сравнительными критериями – лучше или хуже соучеников. Но при этом все больше детей склонны рассматривать способность как особую сущность, одаренность; такие дети не склонны верить тому, что с приложением больших усилий их способность улучшится. Это дает ребенку самооправдание, позволяет не прилагать лишних усилий и воспринимать свои неудачи как фатальные (психологи называют это выученной беспомощностью). Напротив, дети, которые верят, что их способности могут улучшаться, легче переживают и преодолевают неудачи. Если индивид видит причину своей неудачи вовне, это стимулирует его к преодолению трудностей, если же он верит, что он неспособный, у него больше стимулов смириться и принять неудачу: «Все равно у меня не получится». Выученная беспомощность ухудшает качество исполнения, ребенок сосредоточивается не на содержании задачи, а на своих внутренних проблемах.

Одобрение – мощный мотивированный инструмент, но многое зависит от того, что именно вы хвалите. Похвала приложенных ребенком конкретных усилий («сегодня ты прекрасно решил эту задачу!») стимулирует дальнейшие усилия и повышает уровень самоконтроля и ответственности за конечный результат. Напротив, обобщенная похвала способностям («какой ты талантливый!»), хотя и служит моральной поддержкой, может вызывать снижение производительности. Некоторые обучающихся, которых хвалили не за усилия, а за ум, предполагавшийся постоянной величиной, желая оправдать эту «оценку», в критических ситуациях, чтобы избежать ошибок, выбирали более легкое выполнение задания.

Сравнение успеваемости, самооценки себя как бибоя, наличия интереса и мотивации к занятиям одаренных и средних воспитанников показало, что хотя у девочек самооценочные показатели ниже, чем у мальчиков, причем у одаренных воспитанников эта разница больше, чем у средних. Судя по имеющимся данным, мальчики чаще винят в своих неудачах внешние факторы или других людей, тогда как девочки принимают вину на себя. Иногда это ослабляет их конкурентоспособность.

В частности, перфекционизм (гипертрофированное стремление к совершенству) порождает повышенную самокритичность и сопутствующий ей пессимизм. Внутренние психологические трудности усиливаются сознанием своих отличий от сверстников. Одаренные мальчики эмоционально более чувствительны и ранимы, а чуткость, рефлексивность и эстетические интересы считаются не мужскими чертами. Одаренному мальчику часто приходится выбирать между учебой и спортивными достижениями, которые в мальчишеской среде ценятся выше интеллектуальных. Поскольку имидж у сверстников и у девочек ему важнее всего остального, одаренный подросток, желая быть «настоящим мужчиной», нередко отказывается от реализации своих интеллектуальных способностей и талантов ради спортивных достижений, где ему приходится соревноваться с менее умственно развитыми, но более сильными и умелыми парнями. В результате у него появляется чувство неполноценности, которое серьезно затрудняет его самореализацию. Иными словами, налицо конфликт между нормативной мускулистостью и индивидуальными свойствами личности.

Подведем итоги.

  1. Различия в когнитивных процессах, способностях и склонностях мальчиков и девочек в направлении, предсказанном эволюционной психологией, определенно существуют. Ярче всего они проявляются в пространственных (в пользу мальчиков) и вербальных (в пользу девочек) способностях.
  2. Однако эти различия а) значительно меньше, чем принято думать, б) существенно варьируют с возрастом и в) обусловлены не только природными факторами, но и формирующейся в процессе социализации направленностью интересов.
  3. Наиболее социально значимые и заметные различия между мальчиками и девочками наблюдаются не в трудно определимых «способностях» и «задатках», а в направленности интересов и предпочитаемых деятельностных, которые сильно зависят от господствующих гендерных стереотипов.
  4. Ослабление поляризации деятельности мальчиков и девочек уменьшает гендерные различия как на нормативном, так и на поведенческом уровне, облегчая проявление индивидуальных особенностей ребенка. Тем не менее, гендерные стереотипы оказывают сильное влияние на учебную мотивацию и направленность интересов ребенка, а тем самым – на его будущую профессиональную судьбу.
  5. Интеллектуальные и личностные профили одаренных мальчиков-подростков менее подвержены жесткой гендерной типизации, более разнообразны и индивидуальны, чем профили их менее способных сверстников. Это расширяет крут интересов и занятий таких мальчиков, но одновременно порождает конфликты с традиционными образами и ценностями мальчишеской субкультуры. От способа разрешения этих конфликтов во многом зависят как учебные достижения, так и психологическое благополучие мальчика.
Свечкарёва Наталья Юрьевна02.01.2015 5260 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar