РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Решение проблем здоровьесбережения младших школьников в ходе реализации ФГОС НОО

Решение проблем здоровьесбережения младших школьников в ходе реализации ФГОС НОО

Клеймёнова Л.А., учитель начальных классов

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Новые образовательные стандарты впервые определяют здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования.

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии [1].

ФГОС НОО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, одной из которых является соблюдение «правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни» [2]. Согласно стандарту личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: «формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям» [2].

В состав образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №20 с углубленным изучением отдельных предметов» входит Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Система работы по реализации данной программы представлена в виде 5 взаимосвязанных блоков: создание здоровьесберегающей инфраструктуры; рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся; эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы; реализация образовательной программы; просветительская работа с родителями.

В процессе реализации образовательной программы успешно применяются следующие приемы, формы и методы организации обучения, способствующие здоровьесбережению младших школьников: разнообразие и адекватность приёмов установления и поддержания контакта и педагогического общения; использование привлекательной мотивации (кроме отметок), способствующей активной самореализации учеников; выявление «зоны ближайшего развития» по теме, что послужит настройкой и позволит уточнить ориентированность учащихся в материале; сообщение о домашнем задании с инструкцией по выполнению, во избежание затруднений по выполнению; использование работы в парах постоянного состава и в малых группах (по 2-4 человека); гибкость структуры уроков в соответствии не только с целью урока и спецификой материала, но и с особенностями класса; при появлении признаков утомления у учащихся – изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учеников (например, неожиданным примером, проведением физкультминутки); использование портфеля достижений для учащихся.

Воспитание у детей внимательного отношения к своему здоровью осуществляется также и во внеурочной деятельности. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, встречи с фельдшером школы, со стоматологом, различные тренинги с психологом школы, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия. Проводятся мероприятия, формирующие у ребенка правильное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Понятие здорового образа жизни включает и представление о правильном питании. Именно оно успешно формируется в процессе реализации программы «Разговор о правильном питании».

Программа реально позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания. На родительских собраниях обсуждается необходимость организации правильного питания в семье и в школе. От того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности.

Таким образом, требования новых стандартов к результатам основных образовательных программ созвучны с требованиями по формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни, что помогает обеспечивать: пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью); формирование установки на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; применение рекомендуемого врачами режима дня; становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

  1. Абдрахимова, Л.С. Культура здоровья// «Здоровье детей», ИД «Первое сентября» - 2012. - №2, - С.16
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – 2009. - С.41
Клейменова Любовь Алексеевна04.01.2015 12320 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar