РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование речевой культуры школьников как фактор успешной социализации

Адамовская Марина Иннокентьевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №12», г.Братск

Слова известного персидского поэта и мыслителя 13 века Саади, написанные более 7 веков назад, сегодня звучат очень современно и своевременно:

Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!

Приобщение человека к речевой культуре происходит, конечно, не только при изучении родного языка и других предметов в школе, но и под влиянием того, что мы читаем, слышим, видим, с кем общаемся, - одним словом, под влиянием той среды, той речевой среды, в которую мы погружены, от которой зависим постоянно, ежедневно, ежечасно. Это влияние, эту зависимость особенно чутко воспринимает ребёнок.

А что же делать, если мы видим, что естественная речевая среда, окружающая ребёнка, - язык радио, телевидения, газет, современных книг, речь взрослых и сверстников – не только не приобщает к культуре, но и отторгает от неё? Многие смирились с тем, что ребёнок мало читает, что общение с книгой вытесняется общением с компьютером, с телевизором, что давно исчезла традиция семейного чтения вслух.

В тридцатые годы прошлого века М.М.Пришвин писал о целебном, врачующем действии любимых произведений русских классиков, о потребности их перечитывать “ежедневно на сон грядущий”:

«Я держу один из самых мне близких томов Пушкина на столике возле своей постели, вместе с некоторыми другими целебными источниками нашего русского языка. Ежедневно на сон грядущий я принимаю некоторую дозу целебной речевой воды, чтобы отделаться от словесной отравы, которую вынужден принимать в себя ежедневно».

Сколько же словесной отравы, словесного яда ежедневно принимает в себя современный ученик, когда включает телевизор, когда видит рекламу, когда слушает, как говорят вокруг!

Как противостоять этому, если современный школьник не читает, если ему вообще непонятно, что такое перечитывать любимую книгу?

В словах Пришвина, если применить их к современной речевой ситуации, мы всё – таки можем найти основание для оптимизма. Если речевая среда, окружающая нынешнего школьника, отторгает его от культуры, то в качестве “некоторой дозы” лекарства, мы можем противопоставить ей среду обучающую – развивающую речевую среду, способную вызвать у учащихся потребность постоянного общения с текстами.

Следовательно, чтение расценивается как важнейшее коммуникативное умение, на базе которого развиваются и совершенствуются другие коммуникативные умения, прежде всего умение излагать свои собственные мысли.
“Кто научился говорить человеческой речью с расстановками и выражением, а не бормотать, говоря от себя, и не лепить слово к слову при чтении, - у того знак препинания сам просится встать на своё место при изложении живого слова на бумаге… А кто настолько успел в выразительном чтении, что хорошо оттеняет голосом и предложения, - тому ещё легче выделять их знаками на письме”, - писал В.И.Чернышёв.

Таким образом, чтение является базой развития не только речевых, но и учебно – языковых и правописных умений школьников.

На основе чтения и анализа текстов ученики овладевают навыками изложения собственных мыслей, идут по пути от наблюдений к мысли, к “изобретению мыслей”. Именно поэтому уроки чтения следует рассматривать как один из этапов подготовки учащихся к самостоятельному воспроизведению мысли. В процессе чтения школьники знакомятся с различными видами высказываний, учатся анализировать их содержательные, смысловые и структурные особенности, познают их жанровую и стилистическую специфику, что создает базу для развития других видов речевой деятельности, прежде всего говорения и письма. Все виды речевой деятельности взаимосвязаны, и нельзя развивать какой – либо один из них, не заботясь о развитии всех остальных.

В основе грамотного, зрелого, коммуникативно осознанного чтения лежит процесс восприятия и активной переработки информации, что достигается при условии творческого мышления читающего. В процессе чтения активизируются и совершенствуются важнейшие речевые механизмы: механизмы памяти, механизм предвидения, механизм эквивалетных замен (перевод прочитанного на свои слова).

Выдающийся философ, мыслитель и публицист 20 столетия И.А.Ильин утверждал: “Русский тот, кто никогда не забывает, что он русский, кто знает родной язык, “великий русский язык, данный великому народу…”. Увы, речевая среда, в которую погружены наши ученики, часто не способствует тому, чтобы они научились правильно говорить на родном языке. Порой только на уроке и можно решить задачу: на какой слог нужно ставить ударение, как произнести ту или иную аббревиатуру, как верно образовать форму слова. Бесспорно, велика роль правильной речи учителя. Но не менее важно, чтобы и сами учащиеся демонстрировали образцовое произношение. Для этого мы проводим на уроках орфоэпические пятиминутки.

Большое внимание учителя уделяют формированию орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Особую актуальность приобретает эта работа в настоящее время, когда на качестве орфографических и пунктуационных умений негативно сказывается снижение уровня речевой культуры в целом. Как никогда остро в связи с этим встаёт вопрос о решении двух важнейших задач – повышения уровня речевой культуры школьников и совершенствования их правописных умений – в органическом единстве. Одним из важнейших условий формирования правописных умений является повышение уровня речевой культуры учащихся. Ведь только развитая речь приводит к потребности её правильного орфографического и пунктуационного оформления.

Формирование речевой культуры многогранно, и его следует рассматривать с нескольких позиций. Это система развития языковой способности ребёнка в единстве с развитием личности. Прежде всего следует осознать цели обучения речи. Казалось бы, это не составляет труда. Важно, например, научить детей читать и писать, высказывать свои мысли в письменной и устной форме. Однако если проанализировать школьную практику, то как раз читают дети до сих пор плохо.

А пишут и того хуже. Высказывать собственные мысли связно, точно, выразительно они не умеют. Почему? Потому что провозглашают одни цели, а преследуют в ходе обучения совершенно иные.

1. Цель: развитие языковых способностей ребёнка.
Достижение цели возможно при решении целого ряда задач. К ним относится прежде всего задача формировать знания о системе языка и его нормах, вырабатывать умения применять их в собственной речевой практике.

2. Содержание обучения.
Развитие всех видов речевой деятельности для межличностного общения и осуществления коммуникации в обществе.

3. Методы обучения.
Важно чётко определить соотношение рецептивных, репродуктивных и продуктивных методов речевого развития, которые в совокупности помогли бы решить поставленные временем задачи.

4. Средства обучения.
Самым важным из них является школьный учебник, который, решая задачу развития речевой деятельности ребёнка, должен стать деятельностным, побуждающим к речевой деятельности, развивающим речь и языковые способности ребёнка. Этому требованию в большей степени соответствуют рабочие тетради.

5. Формы обучения.
Традиционной формой является урок. Внеклассная работа не только несёт в себе серьёзный воспитательный потенциал, но и выполняет такую важную функцию, как организация естественной речевой среды, что позволяет ученику приобрести совершенно необходимый опыт речевой деятельности. Например, проведение конкурсов, олимпиад, творческих работ учащихся.

6. Диагностика.

Важное место в этой системе занимает диагностика. Не констатация знания или незнания учеником программы, а отслеживание динамики развития речи во всех её видах и формах. В системе развития речи все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. Важно помнить, речевое развитие – это одновременно и развитие интеллектуальной, духовно – нравственной, эмоциональной и волевой сфер личности.

Как воспринимают родной язык, речь, школьники, каково языковое сознание учащихся, живущих в наше, как обычно говорят, непростое время.

Учащимся было предложено написать сочинение на тему “Речь – зеркало человека”. Оно выполнялось без предварительной подготовки, без детализации плана.

Результаты оказались не однозначными: с одной стороны, довольно большое количество крайне лаконичных сочинений, с другой – зрелые суждения о его богатстве, величии, о состоянии современной речи.

Школьники убеждены, что русский язык красив и богат:

  • “Русский язык способен передать глубокую тоску, печаль, сильную радость, раскрыть характер человека, показать степень начитанности, образованности”.
  • “Русский язык самый меткий, выразительный и могучий”.
  • “Наш русский язык самый прекрасный”.

Они говорят о многообразии средств, с помощью которых можно выразить любые чувства, об изобилии эпитетов и сравнений, доказывающих живость и неповторимость языка, о его исключительно богатых словообразовательных возможностях:

“Какое количество слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами у нас! Вы попробуйте ласково назвать зайца по – английски. У вас получится только одно слово. А в русском: зайчик, зайчонок, зайчишка, заюшка, заинька”.
Авторы многих сочинений обращаются к великой русской литературе. Русский язык ассоциируется у них с тем языком, на котором писали Пушкин и Лермонтов, Достоевский и Толстой.

“Русский язык – это могучий и прекрасный язык, на котором создана великая литература”.

“Русский язык – это язык А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского. Именно эти писатели благодаря своим произведениям показывают всю прелесть русского языка”.

Получает отражение в работах и активно протекающий в наши дни процесс демократизации речи, широкое включение в систему языка жаргонных слов, современного молодёжного сленга.

“Русский язык молодёжи стал языком тусовки”.

“Речь насыщают слова и выражения типа: проколбаситься на тусовку - сходить на вечеринку, облом – крушение планов, круто, клёво – верх совершенства.”

В сочинениях говорится о засилье рекламы, настойчивой, всепроникающей.

“Реклама навязывает современному человеку речевые штампы и умышленно нарушает языковую норму: “улётный вкус”, “всё будет кока – кола”, ”культовый боевик”. Очень трудно уберечь собственную речь от рекламных слоганов”.

Учащиеся отмечают, что не только человек должен “отвечать” за свой язык, но и государство несёт свою долю ответственности за то, что оно перестало оказывать положительное влияние на повседневную речь.

“На телевидении и на радио можно часто слышать неправильную речь не только в исполнении простых людей, но и ведущие, журналисты грешат грубыми ошибками”.

Пишут об употреблении так называемого матерного языка, который “приобретает необыкновенную силу”, во власти которого оказалась большая часть русского общества.

“Нецензурные слова захватили весь мир, они повсюду. Даже самые маленькие дети произносят эти слова”.

“Современный человек использует в своей речи много слов, которые не украшают речь, а наоборот, делают её грубой. К таким словам относится нецензурная лексика. Сейчас их можно услышать даже из уст ребёнка, который ходит в детский сад”.

Пишут о том, что нужно сделать, чтобы сохранить язык.

  • “Чтобы грамотно разговаривать и писать, нужно много читать”.
  • “Для того чтобы сохранить речь красивой, нужно читать образцы русской литературы”.
  • “Я убеждена, что культуру речи можно сохранить только в том случае, если каждый человек будет следить за своей речью”.
  • “Я призываю всех не использовать нецензурные слова, слова – паразиты. И призываю прислушаться к словам И.С.Тургенева: ”Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!”

Учащиеся отмечают, что речь показывает современного человека в полной красе.
Много веков назад Сократ произнёс удивительно ёмкую фразу: ”Заговори, чтоб я тебя увидел!” Действительно, речь своего рода зеркало человека: из неё можно узнать, добр или зол человек, мудр или глуп, образован или невежда.

Список литературы

  1. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М, 2004.
  2. Лихачёв Д.С. Экология культуры// Д.С.Лихачёв. Прошлое – будущему. – Л., 1985.
  3. Журнал «Русский язык в школе». - №1, 1994.
  4. Журнал «Русский язык в школе». - №4, 2005.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены