РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Анализ поэтического текста как вид работы в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе

Анализ поэтического текста как вид работы в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе

Зенина Евгения Владимировна,
МБОУ – «Гимназия №12» г. Белгорода

Экзаменационная работа по литературе в 11 классе состоит из 3-х частей, одна из которых представляет собой анализ лирического произведения. Выпускник должен сформулировать прямой связный ответ на вопрос (задание С1 и С2). Чтобы экзамен был сдан успешно, работу над анализом текста надо начинать как можно раньше, в 10-ом классе ей следует уделить особое внимание.

В начале года программа по литературе в 10 классе предлагает для повторения и анализа стихотворение А. Пушкина «Погасло дневное светило». (Текст на столе или проецируется на экран). На дом ученики получили задание прочитать, подумать над содержанием стихотворения, оценить, попытаться истолковать его.

Индивидуально было дано задание: найти материал об истории создания стихотворения.

Ученик может отыскать следующее:
Напечатано в «Сыне отечества» в 1820 году с пометой: «Черное море, 1820, сентябрь». Посылая элегию брату для напечатания в письме от 24 сентября 1820 года, Пушкин сообщал, что написал ее «ночью на корабле» при переезде из Феодосии в Гурзуф. Этот переезд состоялся в ночь с 18 на 19 августа 1820 года, следовательно, помета «сентябрь» ошибочна. По жанру стихотворение является элегией. В словаре литературоведческих терминов можно найти определение: «Элегия – стихотворение, проникнутое грустью».

Анализ можно начать с выразительного чтения стихотворения и выяснения непонятных слов и выражений.
Далее ученикам можно предложить подумать над формулировкой темы стихотворения. Возможно, найдутся такие, которые сразу скажут о том, что это - раздумья над жизнью, стихотворение из разряда философской лирики. В моем 10 классе к вопросу о философской направленности стихотворения пришли немного позже, но о раздумьях автора сказали сразу.

Следующим этапом работы стало определение композиции стихотворения. Учащиеся определили в содержании две части, некоторые внутри первой части усмотрели свое деление еще на две и обосновали свое предположение. При более детальном и внимательном рассмотрении ребята определяют в стихотворении кольцевую композицию.

Работая над образной системой первой части, ученики без труда находят образы моря, «вечернего тумана», «угрюмого океана», «отдаленного берега», с помощью учителя определяют их значение для создания обобщенного образа умиротворенной стихии. Ребята говорят о том, что здесь присутствуют еще и образы «безумной любви» и «томительного обмана желаний». Если сначала автор пишет о том, что герой видит, то далее – о том, что чувствует. Обращают на себя внимание эпитеты, характеризующие образы второй части: «питомцы наслаждений», «минутные друзья». Учащиеся без особого труда приходят к выводу, что они носят негативный, обличительный характер, что способствует раскрытию идейного содержания стихотворения. Попутно возможно упоминание о том, что «краски» образов сгущаются к концу второй части стихотворения.

Проводится работа над метрикой и строфикой стихотворения. Учащиеся определяют размер и приходят к выводу, что оно написано четырехстопным ямбом, отмечают наличие перрихиев, что придает особую «раздумчивость» стихотворению. Этому же способствует и открытая рифма, мужские же рифмы задают ритм стихотворению.

Среди синтаксических особенностей стихотворения можно отметить встречающиеся 5 раз многоточия, которые также вписываются в особенности жанра стихотворения, добавляя ему неторопливости и привлекая читателя к размышлениям.

Если позволяет время, можно дать задание произвести письменный анализ текста. Если такой возможности нет, то эту работу учащиеся сделают дома. Можно привести пример письменного анализа учащейся 10 класса «А» Матвейчук Софьи.

Стихотворение написано «ночью на корабле» во время переезда из Феодосии в Гурзуф.

Тема стихотворения при более глубоком рассмотрении – философская. Композиционно оно складывается из двух частей. В первой части произведения находим отражение чувств и эмоций лирического героя от соприкосновения с умиротворенной стихией. Все волнует его, окружающие его образы оживают, что передается через удачно подобранные эпитеты и метафоры: угрюмый океан, волшебные края, безумная любовь. И вот уж «слезы родились и душа кипит, так как герой ощущает упоение от воспоминаний. Эта часть имеет кольцевую композицию, обретает некоторую самостоятельность внутри всего стихотворения.

Во второй части герой бросает горький упрек «минутным друзьям, «питомцам наслаждений». Поэтому он, видимо, «бежал отеческих краев», потому «брега родины печальны».

Жанр элегии дает возможность автору более явственно передать свои мысли по поводу того, о чем он говорит читателю.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с чередованием короткой и длинной строк, что помогает держать форму стихотворению философской направленности. Перед нами раздумья с оценкой произошедшего.

Возможно, не все аспекты анализа окажутся охваченными в работе, но для ученика 10 класса она проведена на высоком уровне, так как изложена в логической последовательности, убедительно и доказательно, научным и вместе с тем понятным языком. Ценность работы такого рода состоит в том, что она окажется весьма полезной для учащихся при сдаче ими в 11 классе экзамена по литературе.

Зенина Евгения Владимировна14.03.2015 5740 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar