РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие пространственных представлений у детей с ОВЗ

Развитие пространственных представлений у детей с ОВЗ

Автор: Афанасьева Юлия Валерьевна

Пространственное восприятие осуществляется целым рядом мозговых зон, располагающихся на границе между затылочными, височными и теменными областями левого полушария мозга, и составляют зону перекрытия зрительного, слухового, вестибулярного и кожно-кинестетического анализаторов. Эти зоны формируются только у человека и вступают в работу не раньше 7 лет.

Только совместная деятельность этих анализаторов создает у ребенка, в конце первого года жизни, умение ориентироваться в окружающем пространстве. Деятельность полушарий медленно формируется до 14-16 лет, достигая наибольшей выраженности к зрелому возрасту.На развитие ощущения пространства заметно оказывает влияние речь Она является организующим фактором -появляются понятия «левого» и «правого», «спереди» и «сзади» и т.д.

При нарушении деятельности отделов мозга соответственно нарушается наглядное восприятие пространства .нарушается смысловая и структурная переработка получаемой информации.Дети с поражением нижнетеменных и теменно-затылочных отделов мозга не могут совместить отдельные элементы информации в целое.

В этот же синдром включаются дефекты ориентировки в системе пространственных координат и первичные нарушения счета.Овладение пространственными и временными представлениями здоровым ребенком происходит в несколько этапов .

  • уровень пространства собственного тела;
  • уровень расположения объектов по отношению к собственному телу;
  • уровень восприятия пространственных взаимоотношений внешних объектов между собой.

Можно выделяеть словесную систему по основным пространственным направлениям: вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево. Сначала ребенок овладевает понятиями верх-низ.потом рассматривается понятие "впереди"- Пространство «сзади» будет являться завершением овладения топологическими, координаторными и метрическими пространственными представлениями, выходящими на целостное представление о пространстве.

1 ЭТАП. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ

На этом этапе осуществляется работа по формированию представлений о собственном теле (уровень пространства собственного тела) (1). Сначала ведется работа над общей схемой тела (голова, шея, туловище, руки, ноги), затем необходимо акцентировать внимание на лице и проанализировать расположение частей лица, также с точки зрения «вертикальной организации пространства», т. е. сверху вниз.

На уроках изо в каждом классе мы изображаем портреты людей ,сказочных персонажей ,животных .Дети на уроках изображают вслед за учителем, который предварительно проговаривает и анализирует лицо или тело человека Учитель привлекает к такому анализу детей ,задавая наводящие вопросы .

Например ,изображая Снежную королеву, проводится такая работа

  • На какую фигуру похоже лицо у Снежной Королевы ? (можно вывесить и показать геометрические фигуры)
  • на овал ,круг. Обведите пальцем свое лицо Нарисуйте в воздухе овал ()Учитель сам обводит и рисует в воздухе овал .)Рисуем овал на листе У кого не получается тому помогает учитель -берет в свою руку руку ребенка и рисуют вместе.
  • Делим круг пополам обратной стороной кисти ъ. На этой линии находятся глаза. На какую геометрическую фигуру похожи .?
  • Покажите глаза у себя ,сколько их ? И у Снежной Королевы тоже 2 глаза. Рисуем глаза под счет: раз - нарисовали верхнюю дугу одного глаза. два -верхнюю дугу второго глаза. Три , четыре - соответственно дуги нижних век.

При таком рассматривании стоит задавать такие вопросы:

  • где находится нос( брови ,уши ,рот ) ?ниже или выше глаз? Справа,слева от ?

В работу также вводятся предлоги Над,под ,между

Скурпулезное рассматривание своего лица ,лица персонажа .и отображение в рисунке ,переодичное повторение приводят к тому ,что дети постепенно начинают осознавать себя ,других людей , начинают понимать ,что у них есть такие части тела Многие дети с нарушением интеллекта не знают, из чего состоят руки ,ноги , само тело

На самом рисунке обязательно надо показывать и проговаривать ,где низ, верх листа . При изображении фона отрабатывается понятие «вокруг», «внутри», снаружи.

2 ЭТАП. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ

Этот этап посвящен работе по формированию представлений о собственном теле, объектах, расположенных по отношению к телу, и взаимоотношении объектов с точки зрения «горизонтальной организации» пространства – вначале только по формированию пространства «впереди».

Горизонтальное пространство соответствует направлению вперед-назад При изображении пейзажа мы изображаем деревья,предметы ,расположенные на заднем,переднем плане .Например ,изображая деревья в лесу ,мы наблюдаем .что деревья в лесу расположены не в один ряд ,а растут хаотично. Некоторые спереди некоторые сзади,ветки их перекрывают друг друга ,сплетаются . На элементарном уровне вводится понятие перспективы ( те предметы .которые расположены дальше ,меньше на рисунке ,те предметы которые ближе –больше .)Здесь помогают больше фотографии и репродукции картин ,поскольку не всегда детей можно вывести на экскурсию понаблюдать за законами перспективы.

3 ЭТАП. ЛАТЕРАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ

Этот этап посвящен работе над дальнейшим совершенствованием схемы тела с упором на «право-левую» ориентировку, и последующим анализом взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности».Отрабатывается навык понятий «Справа»,» «слева»

Позже вводятся слова «справа», «слева», «левее», «правее». Работу, на этом этапе, необходимо начинать с маркировки руки ребенка (как правило, левой). В качестве маркировки могут выступать часы, браслеты и пр.; но необходимо предупредить родителей, чтобы они не снимали их и продолжали работать над развитием, правой-левой, ориентации дома. Начинаем с изучения всех парных частей тела человека, которые можно разделить на «правые» и «левые» (правая – левая рука, нога, ухо и т.д)

Изображая натюрморт или пейзаж, рассматривая репродукции фотографии мы постоянно используем эти понятия давая задания ". что находится слева .справа ?
Нарисуй слева яблоко ,справа кувшин и т.д Эти задания постоянно даются на каждом уроке и по возможности закрепляются дома

Использованная литература:

  • Гаврилушкина О.П. «Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей» Москва: Просвещение, 1991 г.
  • Кондратьева С.Ю. «Профилактика дискалькулии» СПб, 2007 г.
  • Семаго Н.Я. ,Семаго М.М. «Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога» Москва: АРКТИ, 2000 г.
  • Цветкова Л.С. «Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление» Москва-Воронеж, 2000
Афанасьева Юлия Валерьевна19.05.2015 11550 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar