РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Опыт применения риторизированных технологий в работе с учащимися основной общеобразовательной школы.

Опыт применения риторизированных технологий в работе с учащимися основной общеобразовательной школы.

Колпакова И.Э.,
учитель русского языка
МАОУ лицей № 100,
г.Екатеринбурга

Опыт применения риторизированных технологий в работе с учащимися основной общеобразовательной школы.

В свете современных задач образования, связанных с процессами гуманизации и гуманитаризации школьного обучения, особенно важной становится проблема формирования коммуникативной компетентности учащихся, тем более, что в условиях существования нынешнего информационного общества каждый человек должен обладать определенными риторическими умениями, которые позволили бы сделать общение результативным и успешным. Именно практическая риторика способна вооружить любого коммуниканта необходимыми и доступными знаниями и умениями: понимать мысль и речь партнера, строить собственную мысль и речь, помогающую взаимодействовать с партнером в ситуации общения,

добиваясь результата, соответствующего выбранным целям.
С методической точки зрения трудной является проблема обучения необходимым риторическим умениям. Я, как учитель-практик, возлагаю надежды на риторизированные технологии, которые позволяют выполнить социальный заказ, обозначенный в образовательном стандарте. Представляется, что применение риторизированньих технологий на уроках развития речи при обучении приемам создания собственных текстов различных типов речи в соответствии с требованиями сферы общения и авторскими установками и на уроках литературы при обучении риторическому анализу текста (далее РАТ) позволит в определенной степени приблизиться к решению поставленной задачи.

Моя работа соответствует теме работы школы «Развитие творческого и интеллектуального потенциала как фактор самореализации субъектов образовательного процесса». данная тема реализуется учителями в рамках всех предметов школьного учебного плана, в том числе и на уроках литературы, русского языка, риторики. В этом смысле полагаем, что РАТ может быть с успехом применен при исследовании особенностей речевого поведения литературного персонажа. РАТ может быть рассмотрен как учебное упражнение, которое, во-первых, позволяет анализировать поведение литературного персонажа как коммуниканта, копить необходимые наблюдения, выстраивая свой идеал речевого поведения, во-вторых, приобретать риторические умения анализа любой ситуации общения. РАТ позволяет прямо и непосредственно формировать эти умения, что и становится основой риторической компетентности человека.

Применение риторизированных технологий позволяет вооружить ученика универсальными технологическими способами создания любого текста на любую общения. В основе моей методической деятельности лежит проблема разработки и дальнейшего развития требований ГОСа НРК Свердловской области. Начав с апробации УМК «Речь и культура общения (практическая риторика)» Архаровой Д.И, Долининой Т.А., Чудиновым А.П., сегодня пытаюсь найти универсальную методику при формировании коммуникативных навыков учащихся, как на уроках русского языка, так и литературы. В ходе нашего исследования используются разнообразные методы: комплексный культурологический анализ, сравнительное сопоставление, обобщение; эмпирические: наблюдение, информационное моделирование.

Необходимо дать определение понятия «риторизированные технологии».

  • Во-первых — методологическая установка на самостоятельную творческую деятельность учащихся, которая идет при совмещении общения и речетворчества,
  • Во-вторых — предполагаемая работа в командах. Ученики договариваются о том, как осознать и оценить результаты их индивидуальной речетворческой деятельности.
  • В-третьих — рефлексия, то есть анализ совместной деятельности учителя и ученика, выявление достижений обучаемых и определение перспективы работы.

В течение ряда последних лет я занималась апробацией риторизированных технологий в различных ситуациях традиционном курсе развития речи и на уроках литературы.

В качестве цели обучения с использованием риторизированных технологий я ставлю перед собой формирование таких коммуникативных навыков, которые позволяют учащимся научиться делать свое общение деятельным, результативным, успешным, то есть тех, которые возникают и совершенствуются при обучении создания ситуативноуместного текста на этапе изобретения содержания речи:

  • Умение определять и удерживать тему речи.
  • Умение сформулировать и сохранить основную мысль высказывания.
  • Умение выстраивать логическую структуру текста в соответствии с типом речи.
  • Умение предъявлять авторство и адресность.
  • Умение соотносить тип речи с коммуникативной целью и основной мыслью.

На уроках я отслеживаю, как реализуются цели обучения на этапе рефлексии, когда планирую групповые формы работы в виде риторинга или других риторических упражнений. Анализируя деятельность учащихся, выявляю достижения и определяю дальнейшие перспективы работы.

В моей практике сегодня используются:

  • Обучение созданию описательных текстов.
  • Коммуникативные игры и речевые упражнения для снятия психологической и речевой зажатости.

Коммуникативные игры помогают решить проблему мотивации к обучению риторики, способствуют более полному проявлению индивидуальности, дают возможность участникам игры увидеть неповторимую личность как в себе самом, так и в своих друзьях.

Риторический практикум как ситуация общения.

Каждый ученик обязательно оказывается включенным в ситуацию общения. Когда учащийся не может не участвовать, порой даже незаметно для себя вступает в процесс общения и оказывается активным субъектом общения. В такие моменты неуспешный ученик может оказаться в ситуации успеха. В данном случае «ситуация успеха»- это субъективное переживание учеником его личностных достижений в контексте собственной деятельности. Практикум обеспечивает личностные и коллективные достижения.Таким образом, подобные занятия помогают социальной адаптации ученика, для большинства людей умение пользоваться языком важнее знания его теории.

Применение различных форм диалога

(риторического, эристического, эротематического,карнавального), что на наш взгляд позволяет придать процессу обучения личностно-ориентированный характер. В данном случае, я использую специально разработанные правила ведения диалога, правила формулирования вопросов, схему проведения урока-диалога.

Риторический анализ драматургического произведения как учебное упражнение, помогающее выстроить свое речевое поведение.

Составление риторического портрета литературного персонажа с успехом применяется на уроках литературы, так как, во-первых, помогает открыть нестандартные подходы к анализу идейного содержания литературного произведения, во-вторых, риторический анализ драматургического диалога можно рассматривать как учебное упражнение, помогающее учащимся выстроить свое речевое поведение. Методика исследования особенностей речевого поведения литературного персонажа обладает воспитательным потенциалом и помогает сформировать коммуникативную компетентность учащихся. Такую методику я использую и при изучении поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (образ Чичикова), в старших классах можно использовать при изучении драмы М.Горького «На дне».

Эффективность выбранной мною методики проверяется и подтверждается данными мониторинга. В данном случае от учителя-предметника также зависит выбор направления, методов и приемов педагогического наблюдения. В основе моей системы мониторинга качество усвоения риторических знаний и умений в учебном процессе, что необходимо делать, чтобы показать, что риторизированные технологии универсальны и позволяют технологизировать процессы обучения по созданию различных по типам речи текстов. Это позволяет успешно справляться с творческими заданиями и совершенствовать коммуникативные умения. Качество знаний - определение степени соответствия имеющихся знаний, умений, навыков предварительно планируемых. Первое необходимое условие оценки — планирование образовательных целей, без этого нельзя судить о достигнутых результатах.

Процесс оценки знаний состоит из компонентов:

  • Определение целей обучения.
  • Выбор контрольных заданий, проверяющих достижение этих целей.
  • Отметка.

Современное обучение в школе невозможно без применения новых методик и исследовательских процедур. В нашем случае развитие творческого потенциала учащихся осуществляется на основе формирования риторических умений, из которых может сложиться ситуативно-уместное речевое поведение современного человека. данная работа позволяет сделать выводы общенравственного характера связанные с ценностными ориентирами, так как дает возможность осмыслить и сформулировать нравственные основы речевого поведения учащихся и, кроме того, совершенствовать их аналитические способности.

Колпакова И.Э.15.01.2015 6780 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar