РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Рефлексивный отчет по серии последовательных уроков

Рефлексивный отчет по серии последовательных уроков

«-Видишь – вот нить. Незатейливая вещь, не так ли? – Так. А вот обычный узел. Ты уже видел такие? – Да. – А теперь мы с тобой перевяжем нити узлами – вот так. И получилась сеть. С ней мы можем ловить рыбу или сделать заграду, изготовить гамак или придумать что-то еще. Видишь, какая польза только от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе?»

Я считаю, что эти слова А.Гина из его пособия для учителя «Приемы педагогической техники» как нельзя более точно характеризуют всю структуру Программы и образно обозначают нашу систему преподавания и образования, когда в одной сети находятся знания, умения и навыки учащихся, когда в одной связке ученик, учитель, родители, администрация и общество в целом. «Обучение представляет собой не обособленное явление или навык, а целостный комплекс педагогических механизмов, повышающий способность обучающихся к обучению» (Руководство для учителя, стр.138).

Пройдя первый этап обучения «Лицом к лицу» и приступая к практике в школе, я задумался над вопросами: «Каким образом научить детей тому, как учиться; как создать такую обучающую среду, которая бы смогла постоянно повышать мотивацию учащихся к обучению; какие приемы применить для раскрытия и самореализации моих подопечных; какие методы будут наиболее эффективны для развития речи и образного мышления моих учеников?» Я посчитал, что все ответы на мои вопросы я смогу реализовать при использовании семи модулей Программы в своей педагогической практике.

Чтобы иметь четкое представление о предстоящих результатах своего труда, о том, как будут реализовываться мои задумки и планы в классе, в школе, я провел педагогический совет и родительское собрание, на которых подробно рассказал коллегам и родителям о предстоящих изменениях в процессе моего преподавания и обучения, о том, что я буду учиться вместе с детьми и, возможно, не все будет получаться сразу. У коллег возникали такие вопросы: «Считаете ли Вы эффективными приемы, которые хотите реализовать на практике? Не превратится ли процесс проведения урока в игру? Нужна ли Вам помощь в ходе подготовки и проведения уроков?»

Таким образом, в среде коллег я почувствовал как некоторое недоверие, так и понимание и даже необходимость нововведений. У родителей также возникли подобные сомнения, однако мне удалось убедить родителей в том, что такие нововведения необходимы в первую очередь их детям, которые смогут самореализовать себя, почувствовать непосредственными участниками урока, а не подневольными слушателями учебного материала, дети научаться слушать и слышать друг друга, понимать и уважать мнение своих товарищей, станут более открытыми и увлеченными процессом постижения нового и интересного.

Мною было составлено и откорректировано в соответствии с условиями работы в классе и школе среднесрочное планирование, в котором я определил результаты обучения и способы достижения этих результатов. В отличие от традиционных способов преподавания, увидел четкую картину предстоящей работы, пути и формы проведения своих уроков по новой методике.

В наш век новых разработок и стремительно развивающейся жизни дети становятся гораздо более гибкими и мобильными, с легкостью ориентируются в мире информационно-коммуникационных технологий. Поэтому использование в серии уроков компьютерной техники и материалов, подготовленных с помощью компьютера и интернета, позволило мне сделать уроки красочными, яркими и интересными. Я применил на своих занятиях тестирование в ходе опроса домашнего задания, показ позитивных видеороликов для повышения мотивации учащихся к уроку, использовал видеофрагменты из мультипликационных фильмов для более яркого представления учащимися образов героев древнегреческих мифов.

Эстетично и четко оформленные раздаточные материалы, заранее приготовленные мною для каждого ученика и для группы, позволили сэкономить время на уроке, мотивировать ребят на индивидуальную работу. В дальнейшей своей работе попробую применить возможности видеотехники для записи выступлений учащихся и анализа вместе с детьми их работы. Это позволит мне развивать в них «взгляд со стороны», чтобы привить навыки сценического мастерства и ораторского искусства. Информацию (видео и аудиоматериал) мы сможем выкладывать в сеть Интернет для последующей оценки и обсуждения более широкой аудиторией.

Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовле¬чения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Обучение будет успешным в случае, если обсуждаемые идеи еще не являются частью настоящего понимания ученика, но входят в его зону ближайшего развития (Руководство для учителя, стр144). Таким образом, при применении в работе модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» мною были использованы формы работы в классе в виде диалога.

Общаясь друг с другом в парах, в группах, обращаясь за помощью к учителю, дети развивали уровень своего метасознания, учились критически мыслить, постигать истину в споре и в конструктивистской беседе, уважать мнение друг друга. Благодаря основным положениям данного модуля, по результатам занятий во время практики изменилось и мое мнение об учениках – я увидел, что Даурен очень хорошо может выступать публично и красиво и образно мыслить, у Вики был снят барьер пересказа текста, который существовал у нее с начальных классов, Антон стал более внимательно прислушиваться к мнению своих товарищей.

Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить. А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга (А.Гин. Приемы педагогической техники).

О подходах критического мышления я знал и раньше, еще до прохождения Первого этапа Программы, посещая уроки своих коллег, принимая участие в работе методических объединений в своей школе и школах района. Однако в полной мере ощутил полезность и практичность данного модуля, получив теоретическую подготовку на курсах и затем реализовав свои идеи и наработки в ходе практики в школе. Подходы критического мышления использовал на каждом своем уроке. Наиболее удавшимся уроком с применением подходов критического мышления считаю урок развития речи по рассказу М.Пришвина «Золотой луг», в ходе проведения которого применил чтение текста с остановками. На каждом уроке в стадии рефлексии использовал создание учащимися синквейна, и если на первом уроке я только объяснил методику написания синквейна и попробовал вместе с детьми применить его на уроке, то в ходе последующих уроков написание такого вида стихотворений не составило детям никакого труда, позволило им почувствовать себя поэтами и маленькими творцами.

Работа с постерами на каждом уроке привнесла в урок значительное разнообразие и проявила интерес учащихся как для реализации их мыслей, так и для выражения их художественных способностей. Каждый мог принять участие в создание постера, каждый мог его защитить и заработать максимальный балл, который выставляли одноклассники за защиту флипчарта.

Новшеством для меня стал процесс оценивания в целом. Признаюсь, раньше я не знал, как объективно оценивать учащихся, как обосновать свою оценку, то есть оценивание проходило чисто формально, что часто вносило дискомфорт и недопонимание ко мне со стороны моих учеников и их родителей.. Теперь я понял, что завышал или, наоборот, необоснованно занижал оценки учащимся, и внедрение критериев оценивания на уроке для меня стало стратегией на будущее. Также взял для себя методики и приемы формативного оценивания, которое направлено на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей.

В профессиональном отношении я увидел возможность применения оценивания для обучения на своих уроках и то, как оно влияет на учащихся: дети уже не боятся допустить ошибки, а выполняют работу в силу своих способностей, которая им присущи на данный момент урока. Они уже знают, что в случае ошибки они имеют возможность взглянуть на свою работу с другой стороны и исправить недочеты. Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. ( Руководство для учителя, с.161). Я считаю, модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения», прослеживается на всех занятиях и в любых этапах урока. Мы привыкли к традиционному суммативному оцениванию, но не осознавали того, что к такой оценке приводит нас формативное оценивание.

В процессе такого оценивания учитель находится рядом с учеником, ведет его к успеху, позволяет выявить умения и неумения ребенка. Для оценивания я разрабатывал критерии, которые зависели от целей и задач урока, от типа задания. Оценивание способствует активизации и стимулированию учащихся, так как они могут самостоятельно выявить свои пробелы и пробелы друг друга. Оценивание обучения учащихся на основе ответов на вопросы возможно, так как при ответах я могу узнать уровень понимания и осознания учащимся новой темы или ранее изученного материала. При проведении уроков очень важно оценивать ответы учащихся. Оценивание осуществляется для того, чтобы формировать навыки учащегося, регулярно устанавливать обратную связь с учениками, мотивировать учащегося к дальнейшему целенаправленному обучению.

Применяя на практике положения модуля «Управление и лидерство в обучении», позиционировал себя как лидера по внедрению Программы в педагогическом коллективе и в администрации школы, а также учителя как лидера в классе и ученика – лидера классного коллектива. Предполагаю, что достичь поставленных целей: усвоить новое, закрепить изученное, научиться применять на практике и при этом понимать, как и для чего получены знания, ученик сможет только под руководством более опытных товарищей и наставников, которыми могут являться их одноклассники, друзья, родители и, конечно же, учитель. Для этого в течение практики разработал ряд уроков, а также два классных часа, в ходе проведения которых проявил себя в качестве лидера детского коллектива, но не как сторонний наблюдатель и «контролер», а как старший товарищ, наставник и помощник.

Под моим руководством проходили тренинги и физминутки, подбирались задания с учетом мнения учащихся, их возможностей к самообучению и взаимообучению. Работа детей постоянно координировалась, направлялась в нужное русло. Однако проводилось это «исподволь», давая учащимся возможность самим достигнуть результата, решить вопрос, обосновать свое мнение. Я учился вместе с детьми, учился «слушать и слышать» их, а также приучал детей ко внимательности друг к другу и к окружающим. Для этого создал вместе с учениками правила поведения в группе, которые были помещены на самом видном месте класса. На уроках я проводил консультирование ребят по наиболее сложным вопросам, в которых они не могли разобраться сами. Так, на уроке по исследованию образа Прометея на стадии вызова учащимся был задан вопрос: «Как вы понимаете, что такое «подвиг», и что он значит именно для вас?» Звучали различные мнения, которые мною были выслушаны и скорректированы. В итоге мне удалось подвести ребят к ответу: «Подвиг – это самопожертвование для других», и именно образ Прометея стал определяющим на данном уроке для характеристики понятия подвига.

На уроке русского языка по теме «Чередование Е-И» обратил внимание учащихся на легкость правильного написания чередования Е-И при внимательном рассмотрении корней –бер – бир(а), -дер – дир(а), -тер – тир(а) и др. , в которых можно увидеть женское имя Ир(а); в ходе проведения работы над изложением по рассказу М.Пришвина «Золотой луг» применил один из подходов критического мышления «чтение с остановками» при работе над текстом, что позволило учащимся проявить свою фантазию и в то же время правильно определить последовательность этапов рассказа. Сопоставляя простой и сложный планы к изложению, ученики сами определили, что работа над сложным планом вызывает некоторые трудности и увеличивает время на подготовку написания изложения, но значительно облегчает само написание рассказа.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что лидерская роль учителя как наставника и советчика является определяющей на уроке, позволяя учащимся понимать процесс обучения и достигать успеха в своей работе.

Работа в классе должна строиться на демократических позициях. Уход в сторону учителя приводит к авторитаризму, в сторону ученика – к анархии. Поэтому моей задачей было грамотно и аккуратно определить позицию свою к учащимся, выяснить отношение учащихся ко мне как к наставнику, отношения учащихся между собой. Считаю, что это у меня получилось, и в дальнейшей практике я буду продолжать работу по формированию лидерских качеств учащихся в первую очередь, так как считаю, что, оставаясь на позициях аутсайдера, ребенок не сможет полностью реализовать заложенные в нем таланты и способности. Проявляя себя в качестве лидера в любом, даже в самом малом, деле, ученик будет пользоваться заслуженным авторитетом в классе, семье, обществе, что позволит ему в конечном итоге стать состоявшейся, креативной личностью.

Средний возраст учащихся – один из самых благоприятных в плане эмоционального и творческого развития. Потому задания и упражнения, которые я подбирал к уроку, строил в соответствии с возрастными особенностями учащихся 12-13 лет. Ранее в своей практике я никогда не применял «позитивчиков» в начале уроке, не проводил тренингов и веселых физминуток в середине урока, заменяя их серией скучных упражнений после 20-25 минут занятий. Введение в практику работы тренингов и веселых пауз на уроке сразу показало свой эффект – повысилась работоспособность учеников, дети стали меньше уставать на уроках, с желанием шли в кабинет русского языка и литературы, зная, что сегодня они опять увидят интересный видеоролик или поучаствуют в «переправе».

Одна из особенностей очень способных и одаренных детей – их большая метакогнитивная осведомленность, в отличие от менее способных сверстников (Sternberg, 1983). Они более отчетливо понимают, что они знают и чего они не знают; что они могут и чего не могут знать. В моем классе учащихся с высоким уровнем обученности несколько человек: Антон, Саша, Вика, Юля, Бакытжан, причем, если у Антона, Вики, Юли ярко выраженные лидерские качества, то Бакытжан и Саша – «тихие отличники», которые всегда готовятся к урокам, прекрасно знают учебный материал, но не отвечают, пока их не спросят. Применение подходов критического мышления на уроках, направления модуля «Работа с талантливыми и одаренными детьми» позволили мне привлечь этих учащихся к работе в роли спикеров, оценщиков, консультантов. И такие роли им нравились, ребята с удовольствием выполняли возложенные на них обязанности.

Исходя из всего вышесказанного, могу сделать для себя определенные выводы: в моей педагогической практике с применением положений Программы произошли и будут далее происходить большие изменения. Я определил для себя конкретный конечный результат, увидел пути и способы его реализации, узнал и прочувствовал в ходе практики, что мне нужно изменить, над чем поработать, что у меня удалось, а на что еще нужно обратить внимание.

Литература:

  1. Руководство для учителя.
  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь.Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001.
Тертов Николай Анатольевич21.01.2015 31470 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar