РАЗРАБОТКИ

Другие модули


О работе по развитию функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы.

О работе по развитию функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Отчет учителя Новоишимской СШ № 2 Булатовой И.К. о работе по развитию функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы .

В этом году с 21.04. по 30.04. 2014 года я прошла курсы повышения квалификации педработников РК.

На лекциях и практических занятиях преподаватели познакомили нас с данной программой: целями, задачами данного исследования.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Новая государственная программа обучения ориентирует учителя на развитие функциональной грамотности учащихся. При обучении родному языку делается акцент на текстоведение, актуализируется коммуникативный подход и учитываются особенности мультикультурной среды.

В программе по предметному циклу «Язык и литература» в разделе «Языковая и литературная компетенция» на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:

  1. осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
  2. уметь извлекать информацию из разных источников;
  3. учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
  4. уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
  5. уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;
  6. реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.

Продуктивные приёмы работы с текстом.

В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы с текстом.

Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках. Затем организуется их мотивация, знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ постановки учебной цели на предметных уроках и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, основываясь на согласованном общем способе, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять самоконтроль. Здесь, собственно, у учащихся и формируется функциональная грамотность, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности данного ИУД контролирует учитель.

Например, метод дискуссий, дебатов я начинаю вводить в практику работы уже с учащимися 5 класса. В старшем подростковом возрасте предложенный метод наиболее интересен, так как способствует формированию умений вступать в контакт с любым типом собеседника и поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила, слушать собеседника, стимулировать собеседника к продолжению общения, изменять при необходимости речевое поведение.

Такой метод позволяет учащимся свободно излагать свои мысли, свое мнение, точку зрения, а также проводить связь с жизнью.На уроках я также использую метод проектов, защита презентаций, создание и демонстрация компьютерных презентаций, которые помогают преодолеть трудности, связанные с личностными переживаниями, чувством неловкости, неуверенности. Индивидуальная форма работы на уроках с применением приемов «Фишбоун» (рыбья кость), «Инсерт», «Трехчастный дневник», «Оценочное окно», «Синквейн» помогает учащимся интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы.

Также на своих уроках для развития функциональной грамотности учащихся использую следующие задания:

Задания на уровень "Анализ":

1. Работа над текстом «С кем дружить?»

  • Как вы думаете, в человеке надо стараться видеть только плохое или только хорошее? Почему?
  • Почему Алия хорошо знает, с кем ей надо дружить?

2. Составление плана к изложению «Неутомимый Дисней»

3. Нарисовать такую таблицу у себя в тетради, заполнить ее и проанализировать.

Знаю Хочу знать Изучил
Окончание - это
Основа- это
Корень- это
Суффикс- это
Приставка- это

4. Ролевое чтение диалога

5. Игра «Найди лишнее слово»:

Сад лето гора вода
Сажать лететь горный водный
Сажа летний гореть водитель
Посадка летом гористый водопад

6. Игра «Найди общее» птица жизнь зверь

Задания на уровень "Синтез":

1. Работа с текстом «Многозначные слова».
-Угадай, какое определение подходит к рисункам на стр. 26

2. Творческая работа. Составьте текст из данных слов и выделите части слов:
Начаться, новый, учебный, год. В, школа, начаться, занятия. Мы, изучать, история, русский язык, география, ботаника. На, уроки, мы, читать, писать, рисовать, петь. После, уроки, играть, выполнять, домашние, задания.

3. Составьте кроссворд или ребусы с однокоренными словами

4. Составьте диаграмму Венна

ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА…………… ФОРМА ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СЛОВА


Задания на уровень "Оценка":

1. Конкурс на лучшего чтеца (стихотворение «После лета» стр. 9)

2. (текст о Маугли)
- Может ли человек научиться говорить, если бы воспитывался не с людьми?

3. Чтение текста «Когда лучше учить уроки?»
Высказать свое мнение в форме рассуждения.

Ответ можно начать так:

  • А) -Я считаю, что уроки нужно учить поздно вечером, потому что:
  • Б) – Я думаю, что уроки надо учить после небольшого отдыха днем, потому что:

4. Развитие речи. Как вы понимаете выражение: «Труд- корень всей нашей жизни». Докажите свое мнение.

5. Выполните творческое задание. Вставьте в предложения родственные слова.
Недалеко от нас ………….дом. Завтра ………..начнут возводить стены. На ……….площадку подъезжают грузовые машины. Дом …….. к празднику – Дню Республики.

В этом году в акции «Одна страна-одна книга» участвовала повесть Саина Муратбекова «Запах полыни». На внеклассном занятии я разработала следующие задания:
Разноуровневые задания на основе таксономии Блума в процессе изучения повести С. Муратбекова "Запах полыни".

Уровень1: "Знание"

  1. Назовите автора повести "Запах полыни".
  2. Расскажите, в какое время происходят события в данной повести?
  3. Назовите главного героя повести "Запах полыни".
  4. Как Аян очутился в ауле?

Уровень 2: "Понимание"

  1. Какое влияние оказывают сказки Аяна на ребят?
  2. Изложите тему и идею повести.
  3. Чем отличается Аян от деревенских мальчишек?
  4. Назовите последовательность всех событий в повести.

Уровень 3: "Применение"

  1. Что позволяет Аяну быть сильным?
  2. Каковы были тяготы войны?
  3. Что бы вы чувствовали на месте Аяна?
  4. Сочините сказку о своих одноклассниках. Какое бы место вы заняли в этой сказке?

Уровень 4: "Анализ"

  1. Какие взаимоотношения были у Аяна с другими мальчишками?
  2. Были ли у Аяна друзья?
  3. Почему Аян стал рассказывать сказки?
  4. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую из них.

Уровень 5: "Синтез"

  1. Почему повесть называется "Запах полыни"?
  2. Предложите свой вариант концовки повести.
  3. Представьте, что отец Аяна вернется с войны. Как изменится жизнь мальчика?
  4. Как вы представляете встречу Аяна и рассказчика?

Уровень 6: "Оценка"

  1. Предложите обложку к данной книге.
  2. Оправдываете ли вы автора за незаконченность произведения?
  3. Составьте аннотацию к произведению.
  4. Создайте рекламу для этой повести.
  5. Напишите киносценарий по этой повести.

В 10 классе на уроке литературы по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» использую такие виды заданий:

  1. Выберите понравившуюся цитату из речи героев повести и напишите небольшое рассуждение к ней, используя в нем ССП и СПП.(Задание относится к синтезу, оно требует от учащихся критического оценивания. Читатель должен понимать цитату детально и интерпретировать ее, не забывая при этом, что уже создает свой собственный текст, становясь писателем.)
  2. Написать «Трехчастный дневник» Евгений – Татьяна- комментарии учащегося
  3. «Оценочное окно»: характеристика героев: Понял ли произведение? О чем оно? Какие черты характера близки тебе? Какие поступки героев ты бы никогда не совершил? Почему? Используя такие задания, я думаю, что учащиеся лучше поймут это произведение и смогут изученное применить и в своей жизни.

Прослушав лекции по развитию функциональной грамотности учащихся по чтению и пониманию текста и проработав их на практике, я думаю, что многие учителя изменили свой взгляд на работу с текстами, научились правильно подбирать тексты и задания к ним, которые будут способствовать развитию ЗУН у учащихся, и которые они смогут использовать и применить на практике, в жизни. Теперь я понимаю, что не настолько качественно или лучше сказать правильно ведётся эта работа у нас. Мы в большей степени работали односторонне: прочитать текст, пересказать, ответить на простые вопросы. Теперь я понимаю, что не только учителя филологи должны развивать читательскую грамотность у учащихся, но и остальные коллеги тоже должны развивать в учащихся функциональную грамотность. Ведь основная задача школы - стремиться подготовить ученика, человека способного быть успешным в постоянно меняющемся мире.

Мои мысли по теме улучшения данного процесса:

  1. Проводить еженедельно словарную практическую работу по изучению отдельных орфограмм в русском языке, которые вызывают затруднения у слабоуспевающих учеников.
  2. Разнообразить структуру чтения литературных произведений через творческое осмысление - диалоги, эссе-рассуждение, ролевая игра.
  3. Вербальное восприятие письменной речи, проводить через оформление стендов (написание статьи, реферата).
  4. Разрабатывать задания к текстам на грамотность чтения: аналитические, информационные, позиционные, интерпретационные. Использовать таксономию Блума.
  5. Больше в своей практике использовать интерактивные методы обучения.
  6. Правильно подбирать текстовый материал, чтобы он нес в себе воспитательный характер, связь с жизнью.
Булатова Инара Какановна20.01.2015 58152 Из опыта работы
Всего комментариев: 2
avatar
0
1

спасибо
avatar
0
2

буду рада, если материал будет полезен.
avatar