РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация недели математики в СКОУ VIII вида

Организация недели математики в СКОУ VIII вида

Третьякова Анна Владимировна,
учитель математики
казенного образовательного учреждения
Омской области
«Исилькульская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Одним из наиболее трудных предметов для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида является математика. Это объясняется тем, что овладение даже элементарными математическими знаниями требует от школьников с легкой степенью умственной отсталости достаточно высокого уровня развития процессов логического мышления, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Однако преодоление и коррекция недостатков развития учащихся, нуждающихся в совершенно особых условиях образования, должны не только способствовать решению поставленных образовательных задач, но и восполнять недостаток знаний об окружающем мире, развивать и формировать навыки социальной адаптации, т.е. способность к максимально возможной независимой жизни в современном обществе. Поэтому большое значение в процессе подготовки учащихся к самостоятельной жизни приобретает тщательно продуманная и организационная система внеклассной работы, как по математике, так и по другим учебным предметам.

Внеклассная работа в единстве с обязательным курсом создает условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Она способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе.

Предметные недели являются неотъемлемой частью внеклассной работы по математике во многих школах. Они представляют собой синтез отдельных внеурочных мероприятий, объединённых единой целью развития познавательного интереса к учебному предмету, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Расширяя сферу применения полученных на уроках знаний, умений, они дают возможность привлечь внимание всего коллектива учащихся к изучению математики, продемонстрировать достижения в овладении предметом, повысить качество работы по учебной дисциплине.

В КОУ «Исилькульская школа - интернат» накоплен многолетний положительный опыт работы в указанном направлении. В данной статье представлена технология организации предметных недель по математике в СКОУ 8 вида и даны практические рекомендации по их проведению, в качестве методического пособия представлена предметная неделя «Математические Олимпийские игры - 2013»

Выбирая тему предметной недели, учитываю ее актуальность с одной стороны, обеспечение ею учебно-воспитательных задач с другой стороны. Девизом предметной недели может быть слово или короткая фраза, например «Считай, смекай, угадывай», «Математика и труд – рядом идут» и др.

Предметные недели проводятся один раз в год.

Готовя материал для проведения предметной недели, включаю подобное направление и в работу на уроках математики, так как обычно внеклассные мероприятия можно охарактеризовать как повторительно-обобщающие, ориентированные на обновленные по форме или по содержанию задания. В связи с этим нестандартные задания являются удачным материалом для организации устной работы на уроке.

Подготовка обычно начинается за две-три недели. До начала предметной недели определяется творческая группа педагогов, которая обсуждает и разрабатывает план проведения предметной недели, организацию домашнего задания. В подготовке и проведении предметной недели помогают старшеклассники. Во избежание перегрузки учащихся организацию внеклассных мероприятий планирую предельно простой. Это обеспечивает учащимся возможность комфортно чувствовать себя на занятии, хорошо ориентироваться в заданиях и представлять, какие действия от них ожидаются (куда они должны идти, как выполнять задание, кто является участниками, что нужно приготовить для данного мероприятия т.д.).

Всю работу по подготовки и проведению предметной недели координирует, направляет, обеспечивает четкость подготовки и проведения учитель математики.

Как показывает практика, наиболее интересной формой проведения предметной недели являются сюжетно - ролевые игры. Преимущества их проведения очевидно. Игра – это неожиданность, непредсказуемость, азарт, обстановка эмоционального подъема, дух соревнования, возможность блеснуть находчивостью. Что немаловажно и для умственно - отсталых школьников. Общеизвестно, что ученики школы VIII вида с большим трудом запоминают правила и алгоритмы решений, а в игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое число математических действий, упражнений, тренируются в счете. Сюжетно - ролевые игры заинтересовывают всех учащихся без исключения. В ходе игры учащиеся повторяют и обобщают изученный материал, который включает сведения занимательного, исторического, профориентационного содержания. Игра развивает познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки умения работать в коллективе, сообразительность и быстроту реакции, умение ориентироваться в незнакомой обстановке и принимать решения в нестандартных ситуациях, способствует получению знаний по другим предметам. Такие игры настраивают учеников на работу.

Организуя в школе предметную неделю любой тематики, ставлю перед собой следующие общие задачи:

  • развить у учащихся интерес к математике;
  • расширить знания по предмету;
  • показать связь математики с другими учебными предметами;
  • побудить учащихся к выполнению посильных для них творческих работ.

Для реализации намеченных задач важным считаю определить содержание и доступные формы внеклассной работы по предмету. С учащимися старших классов в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможно изучение разнообразной тематики, связанной как с курсом математики, так и с другими предметами (ПТО, физкультурой, биологией, историей и др.). Такой подход наиболее разумен и предполагает разнообразие видов и форм организации, исходя из многообразия тем и содержания каждой из них.

Традиционно в программу включаются следующие мероприятия:

  • стартовая линейка;
  • выпуск математических газет;
  • проведение школьных предметных олимпиад;
  • проведение развлекательной части, которая включает в себя различные викторины, марафоны, выставки, математические эстафеты;
  • закрытие предметной недели (линейка с видео презентацией);
  • рефлексия.

В первый день предметной недели на общем стенде вывешивается красочно оформленный объявление о прохождении предметной недели, план мероприятий, критерии оценивания, здесь же на стенде впоследствии размещаются математические газеты, информационный проспект, рейтинг активности классов, заочная викторина, обсуждение, предложение, пожелание, и др. С целью активного привлечения учащихся к основным мероприятиям предметной недели организую работу по выпуску математических газет. Их оформление должно отвечать соответствующим требованиям, а содержание любой формы газеты (эмблема, талисман, сайт) носить математический характер. Математические газеты могут быть посвящены какой-нибудь определённой теме или математическому событию, состоять из ряда небольших заметок, занимательных и конкурсных задач. Материал для газет, как правило, подбирается из различных журналов, книг по занимательной математике, прекрасный материал можно почерпнуть из предметных энциклопедий, которые имеются в школьной библиотеке. Работа с печатным материалом благотворно сказывается на развитии кругозора учащихся, на их навыках чтения литературы по математике, на их речи.

Внеклассные мероприятия, составляющие основу предметной недели, носят соревновательный характер. Это вызывает живой интерес у его участников. Примерами таких мероприятий являются: математический марафон, математическое многоборье, математические гонки, математическое двоеборье, интеллектуальный экспресс и др. Деятельность детей на внеклассном мероприятии несколько отличается от работы на уроке. Игровой, развлекательный характер внеклассного мероприятия позволяет пошуметь, подвигаться, пообщаться в процессе игры. Поэтому при проведении таких игр следует обеспечить дисциплину высокой плотностью и увлекательностью предлагаемых заданий. При этом нужно учитывать, что в работе с детьми с легкой степенью умственной отсталостью не приветствуется широкое использование шумовых эффектов. Чередование заданий для всех групп участников мероприятия, смена предлагаемых видов деятельности привлечь и удержать внимание детей.

Обязательной составляющей проведения предметных недель является подведение ее итогов. Традиционно это торжественная линейка закрытия, на которой объявляются результаты предметной недели, проходит на награждение классов и самых активных участников и, конечно же, показ интересных видео сюжетов из различных проведенных мероприятий. Как правило, школьникам не достаточно итога игры - «победила дружба». Дети предпочитают узнать победителей, но чрезвычайно огорчаются, если не становятся таковыми. Преодоление данного противоречия достигается путем введения ряда номинаций, в каждой из которых выявляются свои победители. Таким способом можно учесть индивидуальные достижения различных по уровню подготовленности детей и организовать награждение всех участников, сохранив принцип соревнования.

После того как награды нашли своих героев, обязательно проходит рефлексия в виде «Форума общения», где дети пишут свои предложения, пожелания, сообщения о прошедшей неделе.

Проведение предметной недели это своеобразный итог работы ученика, парад детской фантазии и творчества, это еще и возможность проявить себя в той или иной степени для каждого, пусть даже слабоуспевающего ученика. Это возможность для совместной деятельности учащихся разных возрастов. В рамках проведения предметной недели дети получают возможность познакомиться с другой математикой - более интересной и живой, увидеть ее в ином ракурсе.

Литература:

  1. Барышникова Н.В. Математика. 5-11 классы: игровые технологии на уроках.- Волгоград: Учитель, 2007.- 154с.
  2. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика.- Волгоград: Учитель, 2004.- 134с.
  3. Лях А.П. Предметная неделя по математике. – Нижнепопов, http://mat-ap.narod.ru/NEDELYA.html
  4. Нелипенко Т.И. Современный урок в коррекционном классе.- Волгоград: Учитель, 2013.- 130с.
  5. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2006.- 408с.
  6. Ремчукова И.Б. Математика. 5-8 классы: игровые технологии на уроках. Волгоград: Учитель, 2007.- 94с.
  7. Скворцов В.Н. Теоретические и прикладные вопросы организации психологического, педагогического и медико - социального сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья. – URL: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/olimpiada-v-korrekcionnoy-shkole-voprosy-i-otvety
Третьякова Анна Владимировна23.01.2015 13470 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar