РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Игровые элементы и дидактические игры с применением ИКТ на уроках математики и физики.

Игровые элементы и дидактические игры с применением ИКТ на уроках математики и физики.

Вечеркина Татьяна Петровна
Учитель математики и физики
ГУ «Средняя школа № 20» УО г. Астаны

Я работаю на коррекционном классе, где обучаются дети с задержкой психического развития. Среди этой категории школьников, есть по - своему талантливые дети. Которые выполняют творческие задания, но в силу своих особенностей делают это медленно. Мне необходимо решать особые, отсутствующие в системе образования нормально развивающегося ребенка, задачи. Особенно актуально владение специальными методами и приемами. Умение применять “обходные пути” обучения для решения учебных задач. Считаю, что необходимо вовлекать детей с особыми образовательными потребностями в активные виды деятельности.

Происходящее в настоящее время стремительное развитие информационных и мультимедийных технологий в образовании говорит о необходимости изменения форм, методов и содержания образования в целом и математического в частности.

Игровая деятельность на уроке математики и физики многоцелевая. Она является логическим продолжением работы учащихся на обычном уроке и тем самым максимально способствует развитию творческой активности школьников, что в значительной степени может компенсировать естественные недостатки урока.

Положительное в данной деятельности:

  • в игре не бывает “слабых”, нередко “слабые” и “трудные” в команде или индивидуально работают лучше, нежели некоторые отличники;
  • дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;
  • включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учеников рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Таким образом, можно выделить основные цели дидактических игр:

  1. повышение интереса учащихся к математике;
  2. пропаганда достижений математики;
  3. выявление наиболее способных к математике учащихся и оказание им помощи;
  4. активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Сделать дидактическую игру более наглядной помогает создание презентаций, которые на современном этапе развития информационных технологий являются одним из самых эффективных методов представления и изучения любого материала. Мне компьютерные презентации позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения высокого результата, при минимальных затратах времени на обучение. Возможность вставлять любые объекты (картинки, графики, таблицы, схемы) в презентацию делает её особенно привлекательной при изучении различных тем, когда необходимо показать модели или ход процесса. К тому же при представлении материала в таблицах, графиках и тезисах, включаются механизмы не только слуховой, но зрительной и ассоциативной памяти.

Прогресс общества заставляет постоянно совершенствовать и четко организовывать каждый урок, применять современные средства информации, рационально использовать учебное время. При подготовке к уроку учитель всегда руководствуется намерением добиться наилучших результатов обучения, сделать урок наиболее насыщенным содержанием и эмоциональным. Ведь от эмоциональности ученика зависит работа его памяти. “ Дороги не те знания, которые отлагаются в мозгу, как жир; дороги те, которые превращаются в умственные мышцы” писал Спенсер.

Полезно помнить и о принципе: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.

Опыт применения ИКТ

  • Использование ИКТ как средства наглядности.
  • Использование ИКТ как источника дополнительного материала.
  • Применение ИКТ как средства контроля результатов обучения.
  • Применение ИКТ как средства проведения лабораторных работ.
  • Применение ИКТ как средства экономии времени.

Использование ИКТ на уроках помогает достижению следующих целей:

  • Активизация интереса учащегося к предмету и процессу учения.
  • Развитие навыков самостоятельной работы по нахождению нужной информации.
  • Экономия времени при обработке больших объёмов математической информации.
  • Снятие конфликтной ситуации в случае неуспеха учащегося.
  • Экономия времени преподавателя.

Интегрируя компьютерные технологии в образовательный процесс, можно обеспечить:

  • развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером и работе со специализированными программами;
  • развитие творческого мышления за счет изменения содержания репродуктивной деятельности, выполнения заданий эвристического, исследовательского характера в среде интеллектуальных обучающих систем и моделирующих программ;
  • развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов, в ходе проведения компьютерных деловых игр;
  • формирование умений в принятии оптимальных решений и адаптации в сложной ситуации (в ходе компьютерных экспериментов на основе моделирующих программ, при работе с программами-тренажерами);
  • достижение уровня компетентности в области компьютерных технологий, необходимого для успешной социальной и профессиональной адаптации обучаемого.

Наука и техника не стоит на одном месте, необходимо в ногу идти с прогрессом, чтобы дети уверенно чувствовали себя в завтрашнем дне.

Литература:

  1. Педагогическое творчество учителя. В.И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1987.
  2. Организация творчества педагогов и учащихся. А.В. Леонтович, Завуч, 2001.
  3. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г.Захарова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 192с.
  4. Коротков А.М. Компьютерное образование с позиций системно-деятельностного подхода. – Педагогика, 2004, №2.
  5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М., Просвещение, 1983. – 96с.
  6. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 256с. – (Высшее образование).
  7. Практическая психология образования: Учебное пособие н-е издание / Под редакцией И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592с.: ил.
  8. Ресурсы Интернет: Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/window/
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // М.: Народное образование – 1998.
Вечеркина Татьяна Петровна22.01.2015 13860 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar