РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Упражнения с водой, как один из способов «запустить» речь у ребёнка с моторной алалией.

Упражнения с водой, как один из способов «запустить» речь у ребёнка с моторной алалией.

Умейте открыть перед ребёнком
в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз
возвратиться к тому, что он узнал.
Сухомлинский В.А.

Настоящая статья написана с целью поделиться опытом, который я получила при работе с ребёнком с тяжёлым нарушением речи.

Ко мне на занятия ходит Матвей - мальчик с заключением невролога - моторная алалия. Алалия - это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде речевого развития.

При первичной диагностике было выявлено, что все подсистемы языка находятся в рудиментарном состоянии и функционируют аномально. В экспрессивной речи использует ограниченное число слов и звуков-псевдослов. Флексии (окончания) отсутствуют. Слоговая структура слов преимущественно строится по моделям согласный-гласный (СГ). Часто произносится только ударный слог или гласный из ударного слога. Гласные присутствуют, число согласных минимально (смычные [п],[п'],[б],[б'],[т],[т'],[д],[д'] и сонорные [м],[м'],[н],[н']). Основным средством коммуникации выступают экспрессивные компоненты интонации, звукоподражания, звуковые жесты и неречевые звучания (смех, крик).

После диагностики мною была выстроена система по работе с ребёнком. В своей работе я опиралась на пособие Пятницы Т.В., Башинской Т.В. «Система коррекционного воздействия при моторной алалии» и Дедюхиной Г.В., Кирилловой Е.В. «Учимся говорить», но продвижения в формировании речи были незначительные. После постоянных попыток найти такие формы и методы, которые послужили бы «пусковым механизмом» для речи, я решила просто «идти» за ребёнком – за его желаниями и потребностями.

Я заметила, что у Матвея появляется речевая активность только в том случае, когда затронуты его положительные эмоции. Такого эмоционального подъема можно было достичь только в игре. Игра для Матвея является не только ведущим видом деятельности, но и одним из важнейших путей познания окружающего мира. В играх мы используем объекты неживой природы (песок, глину, воду и др.), так как они ценны для развития чувствительности пальцев рук, кинестетических ощущений, совершенствования моторных возможностей ребенка. Но больше всего Матвей любит играть в воде. Наблюдая за Матвеем, когда он погружал руки в таз с водой, я заметила, что он не только с удовольствием плещется там, но при этом ведёт свой разговор или начинает с радостью повторять за мной слова простой слоговой структуры. Из своих наблюдений я сделала вывод, что занятия с Матвеем нужно строить в игре с использованием воды. Погружая обе руки в тёплую воду, ребёнок снимал мускульное, психоэмоциональное напряжение.

Наше занятие проводится на основе ознакомления с окружающим миром. Каждый раз Матвей знакомится с каким-нибудь животным (насекомым). Всё зависит от интересов и предпочтений ребёнка на данный момент. На занятии обязательно использую резиновую или пластмассовую игрушку, похожую на настоящее животное, чтобы ребёнок мог её потрогать, рассмотреть и поиграть с ней в воде. Ниже приведено моё занятие – знакомство с крокодилом.

Сначала я провела небольшое ознакомление с крокодилом: описала его внешний вид, затем вместе с ребёнком мы посчитали количество лап, определили его цвет, место обитания и чем питается, назвали крокодила в ед. и мн. числе, его детёнышей. Во время описания смотрели презентацию про крокодила и сравнивали его с нашей игрушкой (чем похожи и чем отличаются).

Затем я ввела игровую ситуацию: «Крокодил живёт в природе и очень много времени проводит в воде, значит, и наш крокодил будет жить в воде» и предложила Матвею набрать в тазик воды: «Матвей, набери нашему крокодилу тёплой воды, чтобы ему было не холодно». Когда Матвей набирал воду в таз, я спрашивала: «Какую воду ты сейчас открываешь? А, если вода будет холодной, что будет с крокодилом? А какую нужно воду еще открыть, чтобы она стала тёплой?» Затем Матвей опустил крокодила в воду и сразу же начал с ним разговаривать. Я следила за тем, чтобы его речь обязательно сопровождалась движениями (играй и говори одновременно), для этого я также включилась в игру, используя игрушку другого животного (ранее изученного) и начала строить диалог с ребёнком, задавая ему вопросы от имени игрушки.

Во время игры мы прослушивали звуки, которые издаёт крокодил и Матвей с большим удовольствием их повторял, «плавая» с крокодилом в воде. Затем крокодил «попросил» ребёнка повторить за ним простые слова, которые он «выучил» у себя на болоте (произнесение слов простой слоговой структуры).

Затем знания о животном закреплялись на бумаге: вместе с Матвеем мы сделали аппликацию крокодила. Далее ребёнок обвёл шаблон животного с использованием светового стола – это была «фотография» крокодила, которая была раскрашена пальчиковыми красками (в это время я читала стих про крокодила). В конце занятия был просмотрен мультфильм про крокодила, у которого болели зубки.

В качестве домашнего занятия я предложила сказку для прочтения про крокодила, игру «четвёртый лишний», игру-лабиринт «помоги крокодилу добраться до болота», слепить крокодила из глины.

Такие занятие с ребёнком проводятся постоянно, только меняется изучаемое животное (чтобы ребёнок не потерял интерес). Если Матвей «не в настроении», то просто «плюхаясь» в воде он повторяет за мной слова различной слоговой структуры. Чтобы новые слова (фразы, предложения) закрепились у ребёнка, я повторяю одно и то же слово (фразу, предложение) снова и снова. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях, но всегда с использованием воды.

Благодаря таким занятиям речь Матвея была «запущена» и процесс формирования речи пошёл «скачками». Он стал больше сливать звуки в слоги, слоги в слова, а затем в простые предложения. Сейчас ребёнок строит предложение из 2-х – 3-х слов, делает попытки вступить в диалог. Также во время «водных» игр при изучении змеи, жука были поставлены шипящие звуки.

Таким образом, используя вышеописанную систему работы с использованием воды, я достигла определённых успехов в формировании речи ребёнка с моторной алалией, которую я увидела, проведя повторную диагностику речевого развития:

  • появились искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова, однословные и двухсловные предложения;
  • ребёнок стал различать некоторые грамматические формы, но только лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол — столы; поет — поют).
Ляпкало Елена Николаевна30.01.2015 9680 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar