РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Системно-деятельностный подход в преподавании биологии.

Системно-деятельностный подход в преподавании биологии.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой сегодня в школе замены нет.

Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования.

Вывод: 

ФГОС общего образования ориентирован, прежде всего, на:

  • результат образования,
  • деятельностную образовательную парадигму,
  • системно-деятельностный подход в образовании в виде системы ключевых задач по четырём направлениям: личностное развитие; социальное развитие; познавательное развитие коммуникативное развитие.

Образование через всю жизнь.

Системно-деятельностный подход в образовании как педагогическая практика означает: организацию, создание учителем всех необходимых усло¬вий для включения учащихся в самостоятельную, мотивированную, индиви¬дуальную или групповую деятельность, основанную на их собственных инте¬ресах, целях, предыдущем опыте и присущих им способностях. Предполагает выбор учащимися темы, проблемы, материала, самостоятельный поиск недо¬стающей информации и обращение к учителю за помощью по мере необходимости.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Я очень люблю проблемно-диалогические уроки. А между ними и системно-деятельностным подходом есть много общего: заинтересовать учащихся в образовательном процессе, вызвать у них желание самим добывать знания путём проб и ошибок. На таких уроках учащиеся чувствуют себя комфортно, учатся коммуникабельности, поиску самостоятельных решений. Я считаю, что ученики всегда лучше усваивают то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог.

Побуждающий диалог я строю из отдельных стимулирующих реплик, предложений, стихов, сказок. Затем произношу специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулировке проблемы. Побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы (например, сравнить с текстом учебника). Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Диалог может быть побуждающий и подводящий. Например: грибы это растения или животные (противоречие)? Какую роль играют бактерии: полезные или вредные?

При организации учебной деятельности на уроке много внимания уделяю актуализации знаний, которая обогащает субъективный опыт учащихся, стимулирует проявление инициативы и самостоятельности. Толчком к открытию новых знаний опять же может быть слово, фраза, рисунок - всё, что создаёт поток ассоциации, ощущений, воспоминаний, дающих возможность погрузить каждого ученика в обсуждаемую проблему. Например: «Я вам расскажу странную историю…»(легенда о « манне небесной» при изучении темы «Лишайники»).

Для определения темы урока «Роль бактерий в природе и жизни человека» читаю стихи: 

«Невидимки служат людям:
Варят пищу, хлеб пекут,
Урожаи повышают,
От болезней берегут.
Но порой они коварны:
Вызывают гепатит,
Тиф, холеру, малярию,
Скарлатину и бронхит.
Путь нелёгок в мир микробов,
Чтоб их пользу умножать
И с инфекцией бороться
Мы их будем изучать».

Для определения учебной задачи часто использую принцип отделение знаний от незнаний. В 5классе при изучении темы «Покрытосеменные» на доске вывешиваю карточки с изображением представителей различных Отделов растений и предлагаю учащимся убрать те из них, которые уже изучены. Усложняя задачу, предлагаю назвать главные признаки данных Отделов. Оставшиеся карточки помогут учащимся определить тему нового урока и его цели. Например, в 6классе, при изучении темы «Цветок - укороченный, видоизменённый побег», на доске рисую цветковое растение и предлагаю учащимся подписать уже изученные органы (корень, стебель, лист). Задав вопрос, а какой орган предстоит изучить, учащиеся легко делают вывод, что неизученным остался цветок. Значит, он и будет темой данного урока и, соответственно, ставят цели.

Для определения учебных действий в теме «Процессы жизнедеятельности клетки» читаю стихи, где акцентирую внимание учащихся на подчеркнутые строчки.

Разрезаем спелый плод - повреждаем клетки,
Вытекает тут же сок, сладкий он нередко.
В вакуолях обнаружен сока сладкого запас -
Клеткам он для пищи нужен, служит пищей и для нас.
Сок в капусте и малине, в огурцах есть и рябине.
Протекает в хлоропластах множество процессов разных.
А ядро у всех растений служит клеткам для деленья.
И растения растут, если клетки в них живут.
Ну, а если отмирают, то растения погибают.

При закреплении знаний в теме урока могу предложить текст с ошибками, стихи загадки, тесты и т. д. Например, «бактерии - одноклеточные организмы. Они не имеют плотной оболочки, поэтому, их форма постоянно меняется. В центре бактериальной клетки имеется ядро. Бактерии живут только в тёплых условиях. Большинство бактерий сами себе готовят пищу, а, поэтому, играют в жизни природы исключительно положительную роль. С наступлением неблагоприятных условий бактерии погибают.

В конце уроков провожу рефлексию. Она может быть в виде аукциона знаний, или вопросов, или самооценки знаний полученных на уроке. В 6классе по теме «Соцветия» использую следующий текст: «Однажды все цветы собрались вместе и стали друг перед дружкой хвастаться и сказки рассказывать. Начал одуванчик: «Мой колос состоит из пяти сидячих цветков, расположенных на расширенном мясистом цветоложе».

«Ну, если так, то моё соцветие называется корзинка, - перебил его подорожник. - Цветков в моём соцветии много, и сидят они на общей длинной цветоножке рядками, как солдатики. Я во всём порядок люблю».

«Нет, это моё соцветие называется корзинка»,- вмешалась ромашка и позвала на помощь девочку Женю, которая училась в 6классе и уже знала, как помочь растениям в этом споре». А знаешь ли ты?

Домашнее задание стараюсь давать дифференцированно. Задаю вопросы продуктивного характера, предполагающие применение знаний в новой ситуации, сообщения, презентации.

В ходе таких уроков есть возможность в формировании всех видов УУД у учащихся:

  • познавательные (формировать проблему, структурировать знания, умение строить высказывание);
  • регулятивные (целеполагание, контроль, оценка, отделение знаний от незнаний);
  • личностные (самоопределение - какой смысл имеет для него учение);
  • коммуникативные (постановка вопросов, умение выражать свои мысли, работать в паре или группе).

На моих уроках учащиеся участвуют в диалоге друг с другом, работают в группах, учатся владеть моно и диалогическими формами речи, проводить исследования и создавать проекты.

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

Они:

  • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
  • создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
Климова Валентина Витальевна23.02.2015 9590 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar