РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование эстетической культуры учащихся на уроках мировой художественной культуры и изобразительного искусства

Формирование эстетической культуры учащихся на уроках мировой художественной культуры и  изобразительного искусства

Автор: Павлова Елена Васильевна

Формирование эстетической культуры как уровня становления смысла и формы взаимодействия человека с миром позволяет видеть в ней способ расширения перспективы человечества, признавшего в качестве истинных своих потребностей познание и творчество. Творчество есть- многообразие форм эстетического, освоения действительности, которое предполагает не только познание ее, но и преобразование — и самой действительности, и ее образа, создаваемого человеком. Обеспечивая рост человеческого самосознания, культура позволяет соотнести и уравновесить различные стороны познавательно- преобразовательной. деятельности, что определяет адекватность и развитие способов утверждения человека в мире.

Для формирования эстетической культуры школьников огромную роль играет, мировая художественная культура, изобразительное искусство. Исследование этого явления в различных аспектах прослеживается в работах А. В. Бакушинского, Ж. Батая, А. И. Бурова, М. А. Верба, М. С. Кагана, Н. И. Киященко, А. Н. Леонтьева, А. А. Мелик-Пашаева, Л. П. Печко, Б.М. Неменского, В.А. Разумного, В.И. Самохваловой.

Эстетический опыт школьников реализуется через активизацию эстетической наблюдательности учащихся, развитие индивидуальной картины эстетического восприятия искусства учащимися в процессе общения с искусством.
Формирование эстетической культуры школьника в образовательном процессе рассматривается как основа эмоционально-чувственного сознания и отношения личности к искусству и действительности, приобретаемая в процессе восприятия произведений искусства и творческой деятельности.

Эстетические представления формируется в учебно-познавательном процессе при изучении различных видов искусства: литературы, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, танца. Произведения искусства и художественная культура неотделимы друг от друга. Детище художественной культуры общества, произведение искусства в ней живет и функционирует.

Из опыта работы: в формировании эстетической культуры учащихся большую роль играет эмоционально-чувственное восприятие великих ценностей мирового значения,произведений изобразительного искусства,творческая деятельность учащихся,духовно-нравственная направленность,самообразование.

Восприятие изобразительного искусства, отображающего действительность, опирается на восприятие эстетики действительности, которое, в свою очередь, обогащается благодаря общению человека с искусством. На всякое подлинное художественное восприятие, влияют социальные и природные впечатления, которые обогащают, преобразовывают это восприятие.

На уроках ИЗО, МХК и музыки из моих наблюдений и выводов я могу выделить следующие особенности восприятия произведений изобразительного искусства: красота произведения, новизна эстетического впечатления (неожиданное в нем) композиция и содержание материала, микрообраз в нем, первичное и многократное восприятие.

Анализируя такие темы на уроках МХК как «Идеал человека в произведениях искусства разных эпох» или «Возвышенное и низменное в искусстве и культуре», «Цивилизация и культура», использую видео-материалы; экскурсии по музеям мира - это художественные произведения эпох (Барокко,Просвещения,Классицизма,Средневековья,Возрождения,Восточное искусство.) и др.

Особое внимание на уроках обращаю на развитие внимания и зрения, как одного из важнейших органов чувств человека: развитие умения увидеть, наблюдать, рассуждать и оценивать, устанавливать порядок и отбирать важное среди потока поступающей зрительной информации. На уроке по теме «Идеал человека в произведениях искусства разных эпох» использую для данной темы следующие произведения: из эпохи Античность «Изображение кариатид, скульптуры» ,из эпохи Возрождения «Джоконда» , из эпохи Средневековья «Георгий Победоносец».

Определяю цели:

  1. Дать определение - значение слова »Идеал(что значит образцовый, показательный)
  2. Развить общее мировое восприятие произведений искусства разных эпох в соотношении человек-идеал
  3. воспитать в каждом познавательность и заинтересованность неизвестного в мировой культуре, к изучению прошлого через произведения искусства.
  4. развить и использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Прогнозируемые результаты: уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с эпохой, знать характерные особенности понятия «Идеал» эпохи Античность, Средневековья, Возрождения давать описание, характерные особенности - каким был идеал человека представленных эпох.

Опираясь на психологические особенности учащихся, считаю что процесс познания начинается с внимания, так как обеспечивает обнаружение нового, неожиданного и интересного, внимание учащихся неустойчиво и сохранить его и сохранить его сложно, поэтому на уроках я планирую несколько этапов усвоения : необходимое чередование напряжения и расслабления, считаю обязательным условием устойчивости внимания, так как учащиеся не все сразу могут видеть и усваивать методический материал, поэтому при организации работы на уроке, создаю группы, учащиеся работают по 5-7 человек схожие по темпу умственной работы, логике и мышления, задания отличаются по уровню сложности, учитываю психологическую совместимость, активирую внимание учащихся, стараюсь соблюдать следующие условия: условие свободы выбора, условие открытости, условие всех возможностей по максимуму, условие обратной связи(контроль процесса обучения).

Ученик у которого развито “эстетическое зрение” может сразу и без посторонней помощи воспринять художественную ценность мирового значения, как целостное, совершенное, законченное произведение искусства в единстве формы и содержания и я вижу что у учащихся формируется эмоционально-ценностное отношение к жизни, представление о возвышенном и низменном, о культуре и бескультурии, об их формах, об их значении в жизни и развитии цивилизации, восприятии мира, его разнообразии видов и направлений, таким образом я вижу как учащиеся учатся использовать приобретенные знания в практической деятельности и в стенах нашей школы и за пределами ее. Многие мои воспитанники; Манапова Фируза, Юнусова Альвина, Беляева Лолита, Шараева Елена, Зуева Елена,Павлов Артем, Казакова Татьяна и другие, свою будущую профессию связали с искусством, духовными ценностями, с высокой культурой и красотой. Дети воспитанные на положительных эмоциях и примерах в благоприятной окружающей среде, и в дальнейшем будут порядочными людьми - а это наше будущее.

Замечательный педагог Сухомлинский писал» Жизнь убедила, если ребенок не знает труда одухотворенного идеей несущей прекрасное, его сердцу чужды тонкость, чуткость, восприимчивость, он становится грубым и воспринимает только окрик, принуждение, наказание, отсюда грубость и разрушительные инстинкты подростков» .

В наше время насыщенное ритмом и скоростью мы не должны забывать о том что учащиеся должны уметь переживать вдохновения,эмоции,восхищаться красотой где источником будет их собственный труд, выполненная работа,дело и поэтому я считаю что формирование личности высокой культуры начинается с уроков,где складывается мышление, раскрываются творческие способности,там где есть глубочайшая эмоциональная связь с прекрасным.
Значение и важность эстетической культуры у как уровня становления смысла и формы взаимодействия учащихся с миром позволяющую видеть в ней способ расширения общечеловеческих духовно-нравственных основ,как способ активно охарактеризовать наш мир-реальность пережитую учащимися, ту действительность которая посылается борцом -зрителю, учащийся прочувствовав увиденный или изображаемый им мир,стремится чтобы его поняли и одноклассники и учитель, в этом и есть механизм передачи от человека к человеку, от поколения к поколению. Мы постоянно сталкиваемся с изменчивостью развития цивилизаций и культур,все меняется в зависимости от задач, которые ставит перед нами время,человек, общество- это изменчивость, есть часть общего процесса человеческой культуры, это естественно и необходимо. Таким образом обеспечивая рост самосознания, культура позволяет соотнести и уравновесить различные стороны познавательно- преобразовательной. деятельности, что определяет адекватность и развитие способов утверждения учащихся в мире.

  

Используемая литература

  1. Бакушинский А. В. Художественное и творческое воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств / А.В. Бакушинский. – М.: Новая Москва, 1925. –240 с.
  2. Басинский П. Как сердцу высказать себя? / П. Басинский. //Новый мир. – 2000. – № .
  3. Батхин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.:Художественная литература, 1975. –504 с.
  4. Бахтин М.М. Ответ на вопрос редакции «Нового мира»: Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1976. - 328-336.
  5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.:Искусство, 1979 - 423 с.
  6. Белокурова СП., Друговейко СВ. Русская литература: Конец 20 века: Учебно-методическое пособие. - СПб: Паритет, 2001. - 512 с
  7. Волков н.н. Психология восприятия .,1997,с.271
  8. Библер B.C. Мышление как творчество. - М., 1975.10. Большунов А.Я. Методологические основы этического воспитания учащихся: Нравственно-эстетическое воспитание учащихся: Межвуз.сб. на-уч.тр. /Отв. ред. Н.И.Загоренка. - Новосибирск, 1988. - 3-15.
  9. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. М. :Просвещение, 1964. - 304 с.
  10. Бурлина Е.Я. Путь длиною в века.Беседы о преподавании художественной культуры. Книга для учителя. -М.
  11. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству //Вопросы психологии. — 1998. - № 1. - 25-
Павлова Елена Васильевна14.02.2015 13081 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Здравствуйте. Спасибо за статью. Жаль, что не все понимают значение искусства в воспитании человека.
avatar